Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

СУДьба Фемиды. Казахстан оказался самым активным и прогрессивным в осуществлении преобразований в судебной сфере на всем постсоветском пространстве

Фото : 22 мая 2006, 11:35

Казахстанцам есть чем гордиться: обретя независимость и пройдя через испытания и трудности, мы смогли провести ряд крупномасштабных реформ во всех сферах экономической, социальной и политической жизни страны. Высокую оценку международных экспертов получила сформированная в республике судебная система. Сегодня поделиться своим мнением о некоторых аспектах судебного реформирования мы попросили депутата мажилиса парламента РК Мухтара Тиникеева.

- Мухтар Бакирович, сегодня Ваша депутатская деятельность тесно связана с судебно-правовой системой: Вы являетесь членом комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, членом квалификационной коллегии юстиции. Как бы Вы охарактеризовали проводимую в республике судебно-правовую реформу?

- За годы реформ, я считаю, сделано немало, и многие результаты, что называется, налицо. Успешно реализовано большинство положений по целенаправленному совершенствованию судебной системы, обозначенных в Государственной программе правовой реформы и Концепции правовой политики, утвержденных соответствующими актами главы государства. Суды укреплены организационно, создана единая судебная система, закреплены принципы несменяемости и назначаемости судей. Осуществлены меры по усилению независимости судебной ветви власти. Я много езжу по регионам и, как успел заметить, материально-техническое обеспечение судов тоже заметно улучшилось, здания судов создают хорошее впечатление, они уже далеко не те, что были всего несколько лет назад.

Очень своевременным и правильным шагом в реформировании, я думаю, явилась специализация судов. Созданы и эффективно действуют специализированные экономические и административные суды. Намечено внедрение ювенальных судов и специализированного суда по инвестиционным спорам.

В ближайшее время на нашем правовом поле появится институт суда присяжных заседателей. Это поистине революционный шаг для нашей правовой системы.

Ежегодно увеличивающийся поток обращений в суды свидетельствует о том, что суды довольно успешно справляются со своими задачами, обеспечивая качество и оперативность рассмотрения дел. А это значит, что люди стали больше доверять суду. Это, я думаю, самый главный результат реформ.

Одним словом, Казахстан оказался самым активным и прогрессивным в осуществлении преобразований в судебной сфере на всем постсоветском пространстве и сегодня наш опыт перенимают другие страны СНГ. Это обстоятельство было особо отмечено и подчеркнуто на недавнем заседании комиссии по правовым вопросам межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС, председателем которой я являюсь.

- Эффективное и независимое правосудие - это и высококвалифицированные кадры. У меня вопрос к Вам как к члену квалификационной коллегии юстиции (ККЮ): насколько, на Ваш взгляд, отвечает требованиям сегодняшнего дня существующий порядок отбора кандидатур на судейские должности? Есть ли издержки в этом процессе?

- Я считаю нынешний порядок отбора достаточно результативным, открытым и демократичным. Этому способствует и работа ККЮ, основной задачей которой является обеспечение качественного отбора и дача рекомендаций кандидатам на вакантные должности председателей и судей районных и приравненных к ним судов. ККЮ призвана обеспечить повышенные требования к профессиональному уровню и моральному облику судьи, определяющие лицо судебной власти.

- Кто вообще входит в ККЮ, то есть каково соотношение в ее структуре? Недавно довелось прочитать, что численное преимущество судей в ее составе играет решающую роль и судьями становятся нужные кому-то люди?

- В целом правовой статус, порядок формирования и условия деятельности квалификационной коллегии юстиции определены соответствующим законом и регламентом работы этого органа.

Коллегия принимает квалификационные экзамены у претендентов на должность судьи районного и приравненного к нему суда, проводит конкурс среди тех кандидатов, кто успешно сдал квалификационный экзамен и прошел стажировку в суде. Дает министру юстиции рекомендации для представления президенту республики кандидатуры на вакантную должность судьи и председателя районного и приравненного к нему суда. И все эти процедуры проходят при соблюдении максимальной демократичности, коллегиальности и открытости.

Сегодня ККЮ - это автономное, независимое учреждение, формируемое из депутатов мажилиса парламента, судей, прокуроров, ученых-юристов, работников органов юстиции. Возглавляет ее председатель, назначаемый президентом республики. Судьи действительно составляют ровно половину численного состава ККЮ. Но, на мой взгляд, этот баланс обеспечивает необходимый паритет и отсутствие возможности какой-либо корпоративности, с одной стороны, между представителями судейского корпуса, с другой - между другими членами этого органа.

Если же обратиться к международным нормам, то, например, Советом Европы в 1998 году была принята Европейская хартия о статусе судей, целью которой является содействие обеспечению компетентности, независимости и беспристрастности, на которые законно рассчитывает каждый человек при обращении в суд и к каждому судье за защитой своих прав. Один из пунктов хартии гласит: «…в отношении каждого решения, связанного с подбором, отбором, назначением, продвижением по службе или окончанием пребывания в должности судьи закон предусматривает вмешательство органа, независимого от исполнительной и законодательной власти, в котором не менее половины принимающих участие в заседании являются судьи, избранные такими же судьями в порядке, гарантирующем самое широкое представительство судей».

Вместе с тем надо признать, что даже такой строгий отбор не всегда дает ожидаемый результат. Далеко не все прошедшие конкурс подтверждают в последующем свою квалификацию и морально-нравственный уровень. При огромном потоке кандидатур возможны и ошибки. Тем более если учесть, что по таким регионам, как Астана или Алматы, конкурс порой доходит до 100-120 человек на одно судейское место. В этом плане мне кажется очень здравым предложение члена ККЮ, судьи Верховного суда А. Куркбаева публиковать в прессе фамилии претендентов для широкой общественности, чтобы возможные сомнения членов ККЮ могли развеять граждане, знающие претендентов. Кстати сказать, на последнем заседании коллегии именно в связи с обоснованными обращениями граждан мы отклонили кандидатуру одного из судов Южно-Казахстанской области.

С другой стороны, формированию качественного кадрового судейского корпуса, особенно в отношении начинающих судей, в немалой степени мешают издержки получаемого ими вузовского образования. Практически каждый второй претендент не выдерживает квалификационного экзамена.

В этом плане инициатива Верховного суда об образовании института правосудия Академии государственного управления при президенте РК, магистратуры видится перспективным направлением. Магистранты получают глубокие теоретические знания и практические навыки. Их нравственный облик, морально-личностные качества, соответствие профессии судьи - вот неоспоримые основные критерии подготовки специалистов настоящего вуза. И предполагаемый в перспективе отбор на должность судьи преимущественно из выпускников института правосудия, уверен, позволит сформировать качественный состав судейского корпуса страны.

Евгений КОСТЫЛЕВ, Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии