Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Треть казахстанских машин - неисправна!

Фото : 22 мая 2006, 14:12

Как утверждает статистика, в дорожно-транспортных происшествиях за 14 лет независимости погибло свыше сорока тысяч человек!

О том, как повысить безопасность на дорогах, рассказывает начальник департамента дорожной полиции МВД полковник Омурзак Тусумов.

- По статистике в нашей стране в шести авариях умирает один человек. А в Англии, где и дороги лучше, и скорость побольше, только один на сотню. Как вы думаете, с чем это связано главным образом - только ли с плохим качеством наших дорог и дорожной разметки?

- ДТП с летальным исходом, как правило, итог грубых нарушений правил дорожного движения. Поэтому мы идем к ужесточению наказания. Превысил, к примеру, скорость - плати штраф в размере одного месячного расчетного показателя (МРП). Второй раз нарушил - выкладывай в казну от 2 до 5 МРП, третий раз оплошал - от 5 до 10 МРП или лишишься водительских прав на год. Впрочем, стало очевидно, что такая вариативность наказаний вредна: она приводит к "торгам" водителя с инспектором. И потом суды, как правило, применяют более мягкую меру наказания. Я считаю, что за рецидив необходимо лишать прав. Сейчас мы готовим соответствующие предложения об изменениях в законодательство.

Еще один фактор смертности - крайне низкий уровень подготовки самих водителей! Новички учатся на курсах иногда всего 15 дней. Знания за такой срок получают практически нулевые. Сейчас разработки программ подготовки водителей переданы из Министерства образования и науки в ведение МВД. Согласно нашей позиции, курсы водителей должны быть полугодовыми и включать не менее семидесяти часов практики вождения.

Третья причина аварийности, и кстати, немаловажная - дряхлость автопарка страны. Сейчас у нас зарегистрировано 1,8 миллиона единиц автотранспорта: 94 процента из них старше трех лет, 48 процентов - произведены более десяти лет назад. При этом автостарье продолжают ввозить в огромном количестве. Только в прошлом году в страну ввезли 285 тысяч автомобилей, 80 процентов из которых старше десяти лет! Казахстан превратился в место утилизации дорогого металлолома. Кстати, у старых иномарок скоростные качества отменные. Поэтому стоит "выстрелить" колесу на трассе, и все, кто там есть, обречены:

- Как же тогда, по-вашему, не допустить неисправный автомобиль на дорогу?

- Государственным техосмотром занимаются субъекты конкурентного рынка - как физические, так и юридические лица. Их около трехсот. Дорожная полиция осуществляет лишь выборочные проверки автомобилей. Хотя, по отчетным данным, свыше 90 процентов автомашин проходит исправными, 30 процентов таковыми не являются. Ныне мы добиваемся внедрения компьютерной диагностики. В программе подобного оборудования заложены допустимые характеристики узлов, агрегатов авто. По сути, когда мы законодательно обяжем все станции перейти на компьютерную диагностику, проблема, о которой вы говорите, будет разрешена. Это вопрос времени.

- В нашу редакцию нередко обращаются водители из разных регионов с жалобой на то, что иные дорожные полицейские высасывают из пальца нарушения ПДД, откровенно вымогая взятки. Если им не платят, то тут же составляется протокол, где водителю приписывают самые злостные нарушения, за которые суд потом лишает прав на несколько месяцев или даже на год. Как бороться с такими вымогателями? Как грамотно противостоять "оборотням с жезлами и радаром"?

- Если человеку приписали нарушение, которого он не совершал, он может обратиться по телефонам доверия, которые есть в каждом городе. Вправе также обратиться к руководству УДП. По каждому сотруднику жалобы систематизируются. Определенное их количество - достаточный повод, чтобы рассмотреть его на соответствие занимаемой должности:

Но хочу все-таки заметить, что значительная часть наших сотрудников - порядочные полицейские, которые добросовестно исполняют свой долг. Я не исключаю случаев, которые вы описали. Есть среди дорожных полицейских такие, что только и жаждут набить свой карман. За последние пять лет в судах рассматривалось 87 дел о коррупции среди дорожных полицейских, и в места не столь отдаленные отправились 39 человек. Думаю, необходимо ужесточение наказания за взяточничество. Условные меры в таких случаях применяться не должны.

Кстати, сейчас мы более чем в два раза сократили численность дорожных полицейских. Если раньше их было 12500, то теперь осталось 5800. Сотрудников строевых подразделений, то есть тех, кто стоит на дорогах, мы обновили на 20 процентов. Оставляли наиболее компетентных, имеющих профильное и высшее образование.

- Сейчас в судах часто возникают ситуации, когда инспектор и проштрафившийся водитель ожесточенно спорят - кто прав. Проблему справедливости в разрешении конфликтов, ликвидации пробок на дорогах да и коррупции могли бы решить полностью автоматизированные системы фиксации правонарушений. Что делается вашим департаментом и МВД в этом направлении? Возможно ли их внедрить в ближайшие годы хотя бы в Астане и Алматы?

- Мы обратили внимание на аппаратуру американо-израильской компании Rage speed international. Несколько таких приборов в качестве пилотных проектов уже работают в Алматы и Астане. В радиусе двухсот метров они полностью контролируют ситуацию. Так вот, один аппарат за день фиксирует до пяти тысяч правонарушений. Это приблизительный объем ежедневной работы всех дорожных инспекторов Казахстана! При стоимости 17 миллионов тенге он может окупить себя за несколько месяцев. Если, конечно, не перестанут нарушать.

Оснастить этими приборами все города нам мешает законодательство. К сожалению, в Административном кодексе не предусмотрена ответственность собственника транспортного средства. А у нас половина водителей ездит по доверенности. Кто был за рулем, установить, а тем более доказать практически невозможно. Пока закон на стороне нарушителя. Но этой осенью мы планируем внести на рассмотрение парламента свои предложения по изменениям в законодательство, по которым за нарушения отвечать будет и владелец авто.

- Как известно, служба в дорожной полиции, особенно в ДПС, крайне сложная - люди сутками вместо положенных восьми часов стоят на холоде и жаре, дышат ядовитыми газами. Не считаете ли вы, что пришла пора серьезно повысить заработную плату гаишникам, особенно тем, кто стоит на трассе, дать им дополнительные социальные льготы?

- В Сингапуре дорожный инспектор получает свыше 25 тысяч долларов в месяц. Естественно, он будет дорожить своей должностью. Это больше, чем в Америке, где их коллеги получают 7,2 тысячи долларов в месяц. Это одна из самых высокооплачиваемых специальностей. У нас средняя заработная плата инспекторского состава 175 долларов - это меньше, чем в среднем зарплата госслужащих. Оплату труда инспекторам, несомненно, нужно повышать. Они сутками стоят в морозы и дожди, а получают такую же зарплату, как равнозначные им по должностям кабинетные полицейские. Нужно хотя бы довести ее до уровня участковых инспекторов (45 тысяч тенге).

- Дорожных полицейских иногда обвиняют в теневой торговле госномерами с "блатной" серией цифр, к примеру, "111", "777" и т.д. Год назад МВД приказало выдавать госномера строго в порядке очередности. Ситуация исправилась?

- Последние два года действовал мораторий на выдачу таких номеров. Отчасти в связи с тем, что в Астане и Алматы они были выданы на много лет вперед. Мне нередко говорят - номера на местах продаются. Но покажите мне того, кто продал, и он будет отвечать! Еще говорят, что "777" стоят семь тысяч долларов. Но ведь это стоимость хорошей машины. Я думаю, это не более чем слухи. Сейчас мораторий мы отменили. Запретный плод сладок, и ситуацию этим не исправишь. Мы пошли по другому пути. Приказали инспекторам "крутые" машины проверять тщательнее. Сейчас в УДП уже, наоборот, стали приходить люди с просьбой поменять свои "777" на простые номера: дескать, на каждом углу останавливают с проверкой...

- И последний вопрос: к какому сроку департамент дорожной полиции планирует снабдить электронными водительскими удостоверениями все водительское население?

- По базе данных у нас более трех миллионов человек в стране имеют водительские права. Возможно, кто-то уже переехал, кто-то уже не живет на этом свете: И все-таки всем сразу поменять удостоверение невозможно. Мы планируем выдавать до 500-800 тысяч удостоверений в год. Такими темпами, думаю, уложимся в 3,5 года.

Впрочем, желающих обзавестись новыми правами очень много. Они, кстати, действительны в странах Европы и США.

Рустем ОМАРОВ, Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии