Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Нарушение и наказание

Фото : 22 мая 2006, 19:39

Нарушение и наказание

№ 18(92) от 18 мая 2006 года

Проверяя эффективность освоения государственных средств, выделенных регионам на строительство кредитного и коммунального жилья, специалисты Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета выявили серьезные нарушения. Такие, как отсутствие проектно-сметной документации при проведении тендеров на строительство, приемка в эксплуатацию недостроенных домов, строительство квартир, площадь которых намного превышает заданные госпрограммой параметры. Об этом «ЖСК» рассказал член Счетного комитета, д.э.н. Алданыш Нурумов.

- Алданыш Арыстангалиевич, когда прошла означенная проверка и к каким выводам пришли в Счетном комитете?

- В рамках реализации Государственной программы развития жилищного строительства в РК на 2005-2007 годы из республиканского бюджета в области, города Астана и Алматы направлены целевые трансферты в сумме 12,7 млрд. и бюджетные кредиты в сумме 54,5 млрд. тенге. Контроль эффективного использования этих средств проведен в конце января - феврале 2006 года и охватил Атыраускую, Актюбинскую, Карагандинскую область и Астану. Итоги показали, что при расходовании средств бюджета допущены нарушения норм Бюджетного кодекса, Закона РК «О государственных закупках» и иных нормативных правовых актов на общую сумму 1 млрд. 116 млн. тенге, из них 529,6 млн. тенге использованы неэффективно, 297,9 млн. тенге - необоснованно, 89,8 млн. тенге - с нарушением законодательства о государственных закупках. В ходе контроля начислены штрафы за срыв сроков работ на сумму 1,5 млн. тенге. На 1 января 2006 года недоосвоенный остаток бюджетных средств по строительству кредитного и коммунального жилья составил 705,2 млн. тенге.

Контрольными мероприятиями также установлено, что в нарушение Правил организации и проведения государственных закупок товаров, работ и услуг в проверенных областях конкурс по строительству жилья проведен без проектно-сметной документации, прошедшей госэкспертизу, и без проведения госэкспертизы технической спецификации к конкурсной документации. А в Атырауской и Актюбинской областях подрядчики передали более 2/3 подрядных работ субподрядчикам.

Более того, в жилых домах, принятых актами государственной приемочной комиссии, параметры 3-комнатных квартир не соответствуют нормам, предусмотренным Госпрограммой. Таким образом, в Карагандинской области недополучено 27, а в Астане - 110 квартир.

Выявлены факты, когда приемка в эксплуатацию жилых домов производилась при наличии незавершенных работ. Так, в Актюбинской области общая сумма невыполненных общестроительных работ составляет 154,8 млн. тенге, в Атырауской - 104,4 млн. тенге, в Карагандинской - 35,1 млн. тенге и в Астане - 200,9 млн. тенге.

- Кредитные дома в Астане, кстати, до сих пор не заселены…

- И не только в Астане. На момент проверки в Караганде жилой дом площадью 25,8 тыс. кв. м, принятый актом госкомиссии, не был заселен. Так как заказчик при составлении расчета необходимых затрат не учел затраты на составление техпаспорта дома, присвоение почтового адреса и регистрацию права собственности на дом. Дома также не были оформлены через БТИ Центра по недвижимости г. Караганды.

В Атырауской области из десяти домов семь не были введены в эксплуатацию - общей площадью 41,2 тыс. кв. м. Соответственно, жилье в этих регионах своевременно не реализуется, что влияет на пополнение доходной части местных бюджетов, снижает оборачиваемость используемых бюджетных средств.

- Куда были направлены результаты этой проверки?

- По результатам проверки принято постановление Счетного комитета, которое было направлено в акиматы регионов, где были выявлены нарушения и в Правительство. Постановление обязывает местные власти устранить нарушения, наказать должностных лиц, которые их допустили и достроить незавершенные объекты. Отмечу, что Постановление комитета подлежит исполнению всеми госорганами РК.

- В некоторых регионах страны кредитное жилье было сдано в эксплуатацию намного позже запланированного срока - декабрь 2005 года - а это значит, задерживается и поступление в госбюджет средств от продажи квартир. Какие меры воздействия в этом случае предусмотрены для акиматов?

- Правилами кредитования на 2005 год областных бюджетов, бюджетов городов Астаны и Алматы по нулевой ставке вознаграждения для строительства жилья, утвержденными постановлением Правительства, предусмотрено, что Министерство финансов обеспечивает контроль за своевременным погашением кредитов в республиканский бюджет и в случае несвоевременного возврата кредита местным органам будет начисляться пеня в размере 0,1% за каждый день просрочки. А в случае неисполнения акиматами обязательств по возврату кредита Министерство финансов в установленном законодательством порядке будет производить списание суммы задолженности со счетов местных бюджетов в доход госказны.

- Что, по-Вашему, мешает госорганам своевременно и эффективно тратить средства бюджета - недостаток контроля или все-таки безответственность чиновников?

- Анализ исполнения республиканского бюджета за 2005 год показал, что, в основном, нецелевое, неэффективное, необоснованное использование средств допущено по целевым текущим и инвестиционным трансфертам, администраторами которых на республиканском уровне являются министерства, а на местном уровне - акиматы. Неотработанные процедуры реализации этих бюджетных программ и являются причиной, не обеспечивают в полной мере достижение конечных результатов и влияют на эффективность исполнения бюджетных программ.

Для преодоления названных проблем необходимо совершенствовать действующее бюджетное законодательство, повышать качество планирования расходов бюджета, а также усилить ответственность администраторов бюджетных программ за совершаемые ими финансовые нарушения.

В связи с чем Счетный комитет внес в Правительство предложения по внесению изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты, в частности, в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» в части отражения меры и степени ответственности за предусмотренные Бюджетным кодексом необоснованное и неэффективное использование бюджетных средств, являющихся наиболее распространенными видами нарушений бюджетного законодательства. Суть предложения такова: увеличить размеры штрафа, налагаемого на должностных лиц, за нецелевое и соответственно необоснованное и неэффективное использование бюджетных средств от 50 до 100 вместо действующих 10-25 МРП, за действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, от 250 до 500 вместо 20-25 МРП.

Беседовала Мария Даутова, Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии