Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Алматы - город-сад или финансовый центр?

Фото : 23 мая 2006, 12:26

ВЕДУЩИЙ:

КРУПНЕЙШИЙ КАЗАХСТАНСКИЙ МЕГАПОЛИС - АЛМАТЫ - ДОЛЖЕН СТАТЬ ГОРОДОМ УСЛУГ И МЕЖДУНАРОДНЫМ ЦЕНТРОМ БАНКОВСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ. ТАКИМ ВИДИТ ЕГО ПРЕЗИДЕНТ НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ, КОТОРЫЙ В СВОЕМ МАРТОВСКОМ ПОСЛАНИИ ДАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВУ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ АДМИНИСТАЦИИ КОНКРЕТНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ АЛМАТЫ. ГОРОД, ГДЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ АККУМУЛИРУЕТ ОГРОМНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ СРЕДСТВА - ЗА СЧЁТ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА, ЖИЛИЩОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, СФЕРЫ УСЛУГ И ТОРГОВЛИ. СЕГОДНЯ ДОЛЯ АЛМАТЫ В ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА СОСТАВЛЯЕТ ПОЧТИ 20 ПРОЦЕНТОВ. АМБИЦИОЗНЫЕ ПЛАНЫ ПРЕВРАЩЕНИЯ АЛМАТЫ В ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР ПОТРЕБУЮТ КАПИТАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, КОТОРАЯ УЖЕ СЕЙЧАС ЯВНО НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ С ВОЗРОСШИМИ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ. КАК ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ, ФИЗИЧЕСКИЕ ОБЪЁМЫ ТРАНСПОРТА В ГОРОДЕ РАСТУТ В 10 РАЗ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ПРОИСХОДИТ РАСШИРЕНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ. РЕШЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКИЕ ВЛАСТИ ВИДЯТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВЫХ РАЗВЯЗОК, ВОЗВЕДЕНИИ ЭСТАКАД И ЛИНИЙ МЕТРО, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ СНИЗИТЬ НАГРУЗКУ НА ГОРОДСКИЕ ДОРОГИ. ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ ВСЕГДА ТРЕБУЮТ БОЛЬШИХ ВЛОЖЕНИЙ И НАЙТИ ДЛЯ НИХ ИНВЕСТОРОВ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ДЛЯ БЫСТРООКУПАЕМЫХ ПРОЕКТОВ, ВРОДЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. БУМ НА РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ ПРИВЁЛ К МНОГОКРАТНОМУ РОСТУ ЦЕН НА ЖИЛЬЁ И, К СОЖАЛЕНИЮ, К УТРАТЕ ГОРОДОМ ЕГО НЕПОВТОРИМОГО АРХИТЕКТУРНОГО СТИЛЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ОФИСНЫЕ ЗДАНИЯ И МНОГОЭТАЖНЫЕ ДОМА ЗАМЕТНО ВЫБИВАЮТСЯ ИЗ ОБЩЕГО АНСАМБЛЯ, ПРЕВНОСЯ ЭКЛЕКТИКУ ВО ВНЕШНИЙ ОБЛИК АЛМАТЫ. К НАСТОРАЖИВАЮЩЕЙ ТЕНДЕНЦИИ МОЖНО ОТНЕСТИ И ДВИЖЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СТОРОНУ ГОР. ДАЖЕ ПРЕЗИДЕНТ - ВО ВРЕМЯ СВОЕГО МАРТОВСКОГО ВИЗИТА В АЛМАТЫ - ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ ВЛАСТЕЙ НА НЕДОПУСТИМОСТЬ ЗАСТРОЙКИ ЖИЛЬЁМ ПРЕДГОРНЫХ РАЙОНОВ. АКИМ ИМАНГАЛИ ТАСМАГАМБЕТОВ ВИДИТ АЛМАТЫ ПОЛИЦЕНТРИЧНЫМ ГОРОДОМ. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО С РАСШИРЕНИЕМ ЕГО ГЕОГРАФИИ В РАЗНЫХ РАЙОНАХ ГОРОДА БУДУТ СОЗДАВАТЬСЯ РАВНОЦЕННЫЕ ТОРГОВЫЕ, СПОРТИВНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ - ТАК, ЧТОБЫ УСЛОВНАЯ «СТЕРЖНЕВАЯ ОСЬ» НЕ СМЕЩАЛАСЬ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ЦЕНТРУ АЛМАТЫ. В БУДУЩЕЕ МЕГАПОЛИСА ПЫТАЛСЯ ЗАГЛЯНУТЬ ДАУРЕН МЕРКЕЕВ.

Закадровый текст диктора тележурнала 1960-го года:

- Мир знает много красивых городов. Но наш кажется самым прекрасным. Неповторима прелесть Алма-Аты. Каждая её улица пряма. Каждая улица - это сад, это сквер. Посмотришь на всю эту благодать, подмигнешь сам себе и скажешь - эх! Чертовски хорошо жить!

Самый большой, самый богатый, для многих - самый красивый город. Новейшая история Казахстана - это и история Алматы. Прошло почти полвека, но бывшая столица остаётся центром притяжения. По плану президента город-сад станет региональным финансовым центром, как Сингапур или Дубаи. Предпосылки уже есть. Банковский центр, Алматы - это 20 процентов бюджета всего Казахстана. Чтобы привлечь ещё больше инвесторов власти введут льготы и упрощённую регистрацию. Законопроекты уже разработаны и рассматриваются в парламенте. Аким Тасмагамбетов решил дать интервью на свежем воздухе. На стройплощадке размышляет о потенциале Алматы.

Имангали Тасмагамбетов, аким г. Алматы:

- Вы все прекрасно знаете, что промышленного потенциала у города большого нет. Если говорить о промышленности всей республики, то промышленность Алматы составляет всего 5 процентов. Перспективы этого города - это прежде услуги всех видов. Это финансовый центр, это культурный центр, это туристическо-досуговый центр страны. Вот в этом комплексе будет складываться вся дальнейшая судьба Алматы.

По плану акимата город станет полицентричным. То есть в будущем будет не один, а несколько деловых центров. В застройке - только комплексный подход. Проект Манхеттен-Казахстан в районе озера Сайран - первая ласточка. За четыре с половиной миллиарда долларов здесь возведут город в городе. По генплану Алматы застраиваться будет Юго-Запад, дальше микрорайонов Аксай. В элитных районах уже нет свободной земли. Многие алмаатинцы говорят, что город надо застраивать, сохраняя его неповторимый исторический колорит.

Жительница города:

- Знаете, город становится просто стеклянным. Мне кажется, это надо сохранить прежню аритектуру, а не застраивать такие вот стеклянные здания и сносить те здания, которые имеют историческую ценность, которые важны для нашего будущего поколения.

Власти утверждают, что теперь стихийной, точеной застройки не будет. Дома в центре не выше 9 этажей. Главный дизайнер Казахстана говорит: легендарные места Алматы, старые дворы и аллеи, конечно, нужно уберечь от натиска урбанизации. Город должен меняться, но органично.

Тимур Сулейменов, председатель Союза дизайнеров Казахстана:

- Проблемы есть. Мы не можем никак свыкнуться с мыслью, что есть динамика. Мы так или иначе вынуждены что-то ломать, чтобы построить новое. У нас слишком много проблем - проблем и транспортных, проблем и с этими зданиями и сооружениями, которые формируют старый город. Любое новое всегда воспринимается в штыки. Эйфелева башня - тоже сначала не воспринимали, это хрестоматийный пример. Ну конечно было очень много ошибок, очень много ошибок связанных с бессистемностью этой работы.

Закадровый текст диктора тележурнала 1960-го года:

- Жить - значит строить - говорит бригадир каменщиков Жигалин. Цель своей жизни он видит в том, чтобы украшать город новыми домами, нести людям радость новоселий и удобства хороших квартир. Да и не только Федор Степаныч, тысячи строителей города трудятся во имя этого.

В 21 веке город застраивается ещё активнее. Но, похоже алмаатинцев, как и москвичей уже испортил квартирный вопрос.

Житель Города:

- Я не говорю о новом жилье. Не хочу. А вот о вторичном - цены аболютно нереально завышены. На старое, какое-то ветхое жильё, поднимаются цены бешеные - со временем онирухнут, я уверен в этом.

По прогнозам специалистов, цены на квартиры в Алматы не упадут. Возможно, стабилизируются. Недвижимость остаётся удобным средством вложения капитала. Перепродажа квартир - выгодным бизнесом.

Фарида Жомартбаева, специалист по недвижимости:

- Вы сегодня покупаете квартиру, обычной планировки, однокомнатную - за 30 тысяч долларов. Доллар на сегодняшний день скачет. Он нестабилен. Через неделю вы ставите уже не 30 тысяч, а 36. То есть искусственно вы набросили 6 тысяч долларов. Глядя на вашу цену, естественно, сосед ваш, друг ваш, подруга ваша тоже начнут поднимать. Вы не один, вас много.

Аким Тасмагамбетов согласен, что цены завышают искусственно. Выход из положения - ипотечное жильё. По госпрограмме с 2005 по 2007 в Алматы должны построить 400 тысяч квадратных метров.

Имангали Тасмагамбетов, аким г. Алматы:

- Мы с опережающими темпами эту работу проводим. Практически в процентном соотношении 167 процентов. И квадратный метр жилья по ипотечному кредитованию (в Алматы существует коэффициент по сейсмике) - 444-445 долларов. Жилье востребованное. Практически у нас сегодня на очереди более 10 тысяч желающих получить по ипотечному кредитованию жильё.

Приоритет отдаётся бюджетникам. Но спрос такой, что сейчас правительство решает вопрос о выделении на строительство ещё трёх миллиардов тенге.

Закадровый текст диктора тележурнала 1960-го года:

- Зато очередей на автобусы не существует. Всё решает личная инициатива и энергия. Да, больше всего красят город люди, но кое-кто своими поступками и нравами позорит его честь.

В 2006-ом всё наоборот. Полиция больше занята транспортными проблемами, чем борьбой с пьянством. По разным данным в Алматы от 350 тысяч до полумиллиона автомобилей. Пробки - привычное дело. Дорожные полицейские в часы пик отключают светофоры и сами регулируют движение. С нарушителями борются при помощи новейших технологий.

Инспектор в машине:

- Вот мы видим на этой видеозаписи, как автомашина Lexus выезжает на встречную полосу. Через разметку вклинивается в поток. То есть производит грубое нарушение, которое связано с лишением прав. Водитель автомашины 177 - примите вправо - остановитесь!

Инспекторы поддерживают инициативу министра Школьника повысить таможенные пошлины на ввоз автомобилей старше 7 лет. Говорят: машины подорожают, но улучшится экология. Имангали Тасмагамбетов согласен с этим. Но подчеркивает - это дело правительства. Сам он занят строительством транспортных развязок.

Имангали Тасмагамбетов, аким г. Алматы:

- В первую очередь нам в городе надо построить 18 развязок. Вы знаете, что уже 2 развязки существуют. Значит надо построить еще 16 развязок. В прошлом году мы перед собой поставили задачу в течение 5 лет каждый год начинать строительство трех развязок и снять эту проблему. Но транспортная нагрузка с каждым годом увеличивается и мы понимаем, что через 5 лет проблема будет еще более сложная. Поэтому на этот год мы перед собой поставили задачу строительства 8 развязок.

Начался в городе и масштабный ремонт дорог. Закупили новую технику, перекрывают целые улицы. Горожан волнует качество.

В прошлом году отремонтировали 157 километров. В этом году дорожное полотно на многих участках опять пришло в негодность. Городские власти сейчас составили дефектную ведомость и заставляют подрядчиков делать ремонт уже за свой счёт. В планах акимата и масштабное строительство автопаркингов. Привлекать собираются инвесторов-застройщиков. За три года планируют создать 260 тысяч парковочных мест. Из-за нехватки земли приоритет отдается подземным стоянкам.

А алматинскую подземку - непременный атрибут любого мегаполиса начали строить ещё при Союзе.

Беседа с мэром в подземном тоннеле:

- Имангали Нургалиевич, алматинское метро стало в сознании горожан почти мифом и не потому что здесь какие-то тайны подземных лабиринтов. А потому, что все спрашивают: когда же его наконец достроят? Как сейчас дела обстоят?

Имангали Тасмагамбетов, аким г. Алматы:

- Мы находимся действительно в подземке строящегося метрополитена. По поручению Главы государства первая очередь протяженностью 8,3 километра должна быть сдана в 2008 году. Как вы сами видите объемы работ, необходимые для того, чтобы осуществить намеченное, в метрополитене проводятся. Тем более в прошлом году мы закупили великолепное оборудование немецкого производства - ротерный комбайн, который обеспечивает проходку в месяц где-то 320 метров. И снижает себестоимость одного километра проходческой работы. Поэтому мы глубоко убеждены, что задача, поставленная президентом, будет выполнена.

В этом году из республиканского бюджета на строительтсво метрополитена планируют выделить 18 миллиардов тенге. 8 метростроевцы уже получили.

Закадровый текст диктора тележурнала 1960-го года:

- Весна! Каждый в меру своих сил хлопочет в эту пору о благосутройстве. И подобно тому, как из ручейков рождаются реки из маленьких усилий каждого слагается большой коллективный труд.

Спустя 60 лет практику субботников пытаются возродить. Сейчас власти по специальной программе благоустраивают дворы. Но чистый Алматы - это в первую очередь чистоплотные и дисциплинированные алматинцы - говорит Имангали Тасмагамбетов.

Имангали Тасмагамбетов, аким г. Алматы:

- Теперь у меня есть к вам вопрос. Ну вы можете сорганизоваться, небольшой субботник здесь провести, чистоту здесь навести? Ваши же дети играют. Ваши же дети дышат. А? Не сложно же, можно же собраться в субботу?

У Алматы все более амбициозные планы. Национальный Олимпийский Комитет подал заявку на проведение в городе зимней Олимпиады 2014 года. Согласно опросам, большинство горожан поддерживают эту идею. Вопрос в том, насколько реальны шансы города. Заявочный комитет и городские власти, похоже, следуют принципу «главное не победа, а участие».

По генплану город-сад к 2020 году должен стать ещё и международным туристическим центром - 300 тысяч туристов в год. Предгорья Зайлиского Алатау представляют нераскрытый потенциал. Небоскрёбы на их фоне символ выглядят как символ успешного развития.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии