Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Мажилис: бюджетное совершенствование

Фото : 29 мая 2006, 14:35

АСТАНА. 29 мая. (Жигер Байтелесов) - В комитете Мажилиса по финансам и бюджету приступили к рассмотрению правительственных поправок, касающихся совершенствования бюджетного законодательства и деятельности Национального Банка. В рамках рабочей группы законодательные нововведения представил депутатам вице - министр экономики и бюджетного планирования Марат Кусаинов. Палата поручила рабочей группе подготовить заключение по этим поправкам к 14 июня сего года. Ее очередное заседание в Мажилисе состоится, как ожидается, завтра, 30 мая, под председательством члена комитета по финансам и бюджету Серика Оспанова .

К сбалансированному бюджету за счет не нефтяных поступлений

Согласно пояснению Правительства, целями поправок являются: постепенный переход к достижению сбалансированного бюджета за счет не нефтяных поступлений в бюджет. И наряду с этим, переход к финансированию только обоснованных проектов. Ставится также задача не допустить увеличения государственных расходов.

Действующим законодательством по административным нарушениям установлены лишь общие меры ответственности, которые не оказывают должного действия на ликвидацию нарушений. В связи с этим предложены нововведения в Кодекс об административных правонарушениях. Они предполагают ужесточение существующих мер и усиление персональной ответственности государственных учреждений и их руководителей. Делается это путем увеличения размеров налагаемых штрафов от десяти до тысячи месячного расчетного показателя. Их размер зависит от нарушений за несвоевременное и неполное зачисление средств, поступающих в бюджет и перечисляемых на счета получателей бюджетных средств. Штраф налагается и за нецелевое, необоснованное, неэффективное использование бюджетных средств.

Основными и главными предпосылками разработки поправок по совершенствованию бюджетного законодательства разработчики определяют ряд ключевых моментов. Учитывая благоприятную конъюнктуру цен на мировых рынках сырья, активы Национального фонда ежегодно увеличиваются. С целью его более эффективного функционирования в 2005 году была принята Концепция формирования и использования фонда на среднесрочную перспективу. Ее суть в том, что в нем аккумулируются дополнительные поступления, вызванные высокой конъюнктурой цен. При этом максимальный размер фонда не может быть ограничен. Более того, для выполнения его сберегательной функции устанавливается неснижаемый остаток.

С целью реализации концепции по Национальному фонду законопроектом вводятся новые понятия как «консолидированный бюджет» и «не нефтяной дефицит». При этом используется принцип сбалансированного бюджета. Консолидированный бюджет состоит из республиканского бюджета, бюджета области, бюджетов города республиканского значения, столицы и поступлений от предприятий нефтяного сектора и переводов их в Национальный фонд и обеспечивает прозрачность поступлений от предприятий нефтяного сектора, направляемых в Национальный фонд. Консолидированный бюджет будет исполнен для проведения аналитических работ по планированию и исполнению бюджета.

Не нефтяной дефицит будет покрываться, в основном, за счет гарантированного трансферта из Национального фонда и заимствования, размер которого определяется в рамках прогнозных макроэкономических показателей. С целью достижения сбалансированного бюджета гарантированный трансферт будет направлен для финансирования только бюджетных программ развития.        Суммы гарантированного трансферта будут утверждаться отдельным законом на три года в рамках трехлетнего бюджетного планирования на уровне функциональных групп расходов. Методика расчета размера гарантированного трансферта будет определяться подзаконным актом. При этом Правительству в течение трех лет дается право направления неиспользованных сумм гарантированного трансферта за прошлые годы на финансирование переходящих из предыдущего года бюджетных программ развития, без уточнения республиканского бюджета. Перечень предприятий нефтяного сектора будет утверждаться постановлением Правительства Республики Казахстан о реализации Закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Предлагаемые нормы позволят достичь, с одной стороны, не допущения истощения средств Национального фонда для поддержки будущего поколения, а с другой стороны, позволят реализовать бюджетные программы развития, направленные на стратегические цели.

С этой целью и с целью внедрения вспомогательных механизмов достижения сбалансированного бюджета разработаны определенные нормы по совершенствованию бюджетной системы. Вносится ряд изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Казахстан касательно: совершенствования бюджетного процесса, в части интеграции задач стратегического и среднесрочного социально-экономического развития страны с ежегодным бюджетом. Механизм интеграции будет заключаться в интеграции государственных функций и мероприятий государственных, отраслевых и региональных программ, на основании которой будет разработана новая функциональная классификация расходов. Функциональные группы классификации будут соответствовать приоритетам Стратегии «Казахстан - 2030». Данную норму предлагается внедрить с 1 января 2007 года.

Бюджетные программы будут формироваться по-новому

Что касается бюджетных программ (подпрограмм), они будут отражать цели выполняемых государством функций и задач государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ в рамках проводимой государственной политики. Это означает, что бюджетные программы будут формироваться только на основании государственных функций, утвержденных законодательными актами, и утвержденных государственных, отраслевых и региональных программ с корректировкой в соответствии с положением ежегодного послания Президента страны народу Казахстана. Такой подход позволяет включить в бюджет только бюджетные программы (подпрограммы) и инвестиционные проекты (программы), имеющие законные основания. Это является основой перехода к программно целевому методу бюджетного планирования, который используется в развитых странах мира. Кроме того, законопроект предусматривает изменения по оптимизации некоторых механизмов бюджетного процесса, что позволит администраторам бюджетных программ своевременно реализовывать бюджетные программы, в т.ч. принятия самостоятельного решения по их реализации, без внесения изменений в паспорта бюджетных программ.

Размер дефицита бюджета будет определяться в рамках прогнозных макроэкономических показателей, исходя из объемов правительственного заимствования и погашения основной суммы долга Правительства. Такой алгоритм позволит обеспечить интеграцию показателей денежно-кредитной, налогово-бюджетной, внешнеэкономической системы и других секторов  экономики и сдерживание роста объема государственных расходов. На основе интегрированных показателей определяется объем поступлений в бюджет, в том числе поступлений от нефтяного сектора, затем объем расходов исчисляется исходя из размера дефицита бюджета и объема поступлений в бюджет, за исключением направленных в Национальный фонд. Данную норму предлагается внедрить с 1 января 2007 года.

В целях обоснования стоимости бюджетных программ, в законопроекте предусмотрены нормы расчетов стоимости бюджетных программ только на основе национальных норм, нормативных стоимостных и количественных показателей бюджетных программ и подпрограмм. В случае повышения основного показателя - дефицита бюджета - потребуется изменение вышеназванных показателей. Целесообразность и обоснованность включения бюджетных программ в перечень бюджетных программ определяется путем совершенствования оценки эффективности. При этом вводятся такие понятия, как целевое, эффективное и обоснованное использование бюджетных средств, результативность и достижения цели реализации бюджетных программ на стадиях разработки, планирования и согласования, а на этапе осуществления контроля за реализацией бюджетными программами - органами внутреннего и внешнего финансового контроля.

С целью достижения сбалансированности бюджета из перечня бюджетных программ формируется перечень приоритетных бюджетных программ, включая приоритетные инвестиционные  проекты (программы). Законопроектом предлагается включение инвестиционных проектов (программ) в перечень бюджетных программ, в случае, если они соответствуют мероприятиям принятых государственных, отраслевых и региональных программ и положений ежегодного Послания Президента народу Казахстана. На основании утвержденных программ из бюджета выделяются деньги на разработку технико-экономического обоснования. А основанием включения инвестиционного проекта в перечень бюджетных программ является наличие технико-экономического обоснования с положительным заключением уполномоченного органа по экономическому планированию.

Для ускорения реализации инвестиционных мероприятий, у которых единые технические параметры и по ним имеются типовые проекты, основанием включения таких проектов являются не технико-экономические обоснования, а наличие типовых проектов. Существующая практика формирования перечня приоритетных бюджетных инвестиционных проектов (программ) показывает, что часто в перечень включаются проекты необоснованные, не имеющие технико-экономического обоснования. В результате уже на стадии исполнения бюджета предлагаются и проводятся процедуры обоснования таких проектов и в результате их невозможного реализовать до конца года, т.е. не достигаются цели бюджетных программ, определенные паспортом бюджетных программ. Для решения поднимаемой проблемы предлагается другой механизм формирования перечня  приоритетных бюджетных инвестиционных проектов (программ), то есть обязательным условием включения в Перечень будет наличие положительного заключения отраслевой экспертизы, соответствие их плану мероприятий утвержденных программ, наличие технико-экономического обоснования с положительным заключением экономической экспертизы. При этом корректировка Перечня на стадии формирования бюджета планируемого года после 1 июля года предшествующего планируемому, не допускается.

В целях сокращения фактов внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты Правительства, Акимов и решения местных представительных органов в процессе исполнения бюджета, законопроектом предусмотрены нормы, дающие больше самостоятельности администраторам бюджетных программ при принятии решения на стадии исполнения бюджета. Прописывается норма с целью повышения ответственности за правильность составления на стадии планирования бюджетных заявок, в то числе паспортов бюджетных программ, планов финансирования и других документов. В законопроекту учтены нормы соблюдения всеми участниками в бюджетном процессе требования бюджетного законодательства. А именно: четкой регламентации функций государственных органов по исполнению бюджета.

Исключаются дублирующие функции при исполнении бюджетных программ

Анализ показывает, что на сегодня имеют место дублирующие функции и неэффективно распределены функции в бюджетном процессе между подразделениями одного и разных государственных органов, а на стадии исполнения бюджета - между администраторами бюджетных программ, государственными учреждениями, центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета. С целью недопущения таких случаев при проведении процедуры по исполнению бюджета предлагается функции по исполнению бюджета распределить между администраторами бюджетных программ, государственными учреждениями и уполномоченными органами по исполнению бюджета нижеследующим образом. Во-первых, администратор бюджетных программ и государственные учреждения - за правильное составление плановых сумм бюджетных программ (подпрограмм), своевременное принятие и выполнение обязательств, то есть за своевременное заключение договоров по приобретению товаров (работ и услуг), принятие решений по ходу реализации бюджетных программ в результате ежедневного анализа. Во-вторых, уполномоченные органы по исполнению бюджета - за своевременное обеспечение бюджетными деньгами выполненных государственными учреждениями, своевременное и эффективное управление бюджетными деньгами (наличностью). Кроме того, предлагается отказаться от двух администраторов по одной бюджетной программе им подпрограмме: один - центральный орган, второй - областной.

Данное положение дает огромную возможность администраторам бюджетных программ, государственным учреждениям эффективно, результативно и своевременно реализовать свои бюджетные программы (подпрограммы), больше уделить времени на реализацию бюджетных программ (подпрограмм), своевременно принимать решения по реализации бюджетных программ, не разрабатывать за счет бюджета дублирующие информационные системы по учету. Контроль над правильным использованием государственными учреждениями норм бюджетного законодательства закрепляется за центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета. Администраторами бюджетных программ и центральным и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета будет осуществляться мониторинг исполнения бюджета посредством анализа, выявления причин неисполнения планов финансирования, который поможет Правительству, местным исполнительным органам, администраторам бюджетных программ принимать своевременное решение по исполнению бюджетов, в том числе по реализации бюджетных программ.

Предусматривается перечисление доходов от оказываемых государственными учреждениями платных услуг, остающихся в настоящее время в их распоряжении, в доход бюджета. Анализ показывает, что в настоящее время средства, полученные государственными учреждениями от ведения не основной деятельности, во многом, направляются на ведение основной деятельности под предлогом того, что из бюджета недостаточно выделяются средства на стадии планирования бюджета, особенно на местном уровне. В результате очень трудно оценить стоимость основных видов деятельности государственных учреждений.

Прозрачность деятельности государственных учреждений

В этой связи законопроектом предусматривается норма по зачислению средств от предпринимательской деятельности государственных учреждений в соответствующие бюджеты. Данная норма позволит обеспечить прозрачность деятельности государственных учреждений, четко регламентировать грани между основной и не основной деятельностью государственных учреждений и правильно определить стоимость бюджетных программ. Но, учитывая специфичность  отраслей образования, лесного хозяйства и охраны особо охраняемых территорий, разрешается расходование государственными учреждениями этих отраслей средств на ведение собственной деятельности в пределах поступлений в доход  соответствующего бюджета от реализации ими товаров (работ, услуг). Срок вступления в силу данной нормы предлагается с 1 января 2008 года.

Разработчиками нововведений при этом всем отмечается, что поправками предусматривается внесение изменений и дополнений и в некоторые законодательные акты. Это те, которые касаются ведения государственными учреждениями предпринимательской деятельности: о Национальном архивном фонде и архивах; о физической культуре и спорте; об органах юстиции; о системе здравоохранения. И наряду с этим относящиеся к разделению функций акиматов, органов по бюджетному планированию и исполнению бюджета по регулированию бюджетных отношений: о местном государственном управлении. Одновременно они предусматривают принятия закона «О концессии».

Справка. Разработка  поправок обусловлена:

а) Указом Президента Республики Казахстан «О формировании и использовании средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу» от 1 сентября 2005 года;

б) поручениями Главы государства, данными в ходе выступления на совместном заседании палат Парламента 18 января 2006 года на тему «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира»;

в) выступлением Президента на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 23 января 2006 года.

Жигер Байтелесов - гл. консультант Пресс-службы Аппарата Мажилиса - 746304


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии