Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

ПИВАли дни веселые. Возможно, в Казахстане запретят рекламу сигарет и пива

Фото : 29 мая 2006, 16:10

Возможно, в Казахстане запретят рекламу порочных продуктов вроде сигарет и пива. Во благо оздоровления нации. Однако есть подозрение, что этот, казалось бы, вполне оправданный с точки зрения морали акт может оказаться несвоевременным с точки зрения экономики. Что окажется важнее?

В мажилисе, пока еще на уровне рабочей группы, рассматривается законопроект о рекламе, который предусматривает запрет какого бы то ни было пиара алкоголя и табака. Тема стара, как сама демократия. Трудно найти в новой истории человечества парламент, который в свое время не занимался бы обсуждением данного вопроса. Что характерно, несмотря на громадный законотворческий опыт по данной проблеме, идеального ее решения пока не найдено.

Наш мажилис подошел к идее запрета на рекламу определенных товаров комплексно. Решили вдарить, так сказать, по низменному. В стороне пока осталось разве что чревоугодие, а так полный набор для ведения аморального образа жизни - табак, алкоголь, продукция эротического характера. С последней все ясно, ее почти наверняка запретят рекламировать. Не потому, что много рекламируют сейчас, а потому что слишком уж образно, выпукло, что ли. Всегда привлекает внимание, так что с глаз долой.

Наибольшие споры вызывает часть законопроекта, касающаяся рекламы пива. Ибо табачные компании, работающие в нашей стране, принадлежат мировым холдингам. Вряд ли "Филип Моррис" пойдет по миру из-за того, что в Казахстане запретят рекламу сигарет.

Другое дело - казахстанские пивовары.

- Лишь в прошлом году мы достигли в производстве уровня 1992 года, - говорит председатель координационного совета Союза пивоваров Казахстана Ахылбек Алгазиев. Из разговора с ним становится ясно, что для отечественных пивоваров плохо не то, что запретят рекламировать ИХ пиво, а то, что российские коллеги будут продолжать рекламировать СВОЕ пиво в Казахстане посредством кабельного и спутникового телевидения.

В России производится в десятки раз больше сортов пива, не говоря уже об объемах продаж. По словам Ахылбека Алгазиева, там производство пива растет в 30 раз быстрее, чем в Казахстане. Даже с учетом того, что в РФ проживает на порядок больше людей. Поэтому запрет на рекламу коснется фактически только казахстанских марок. Российские же обрушат на нас рекламный шквал. И возьмут казахстанский пивной рынок, на котором и сегодня теснят хозяев.

- Законодательство должно быть гармонизировано. Пока же нас ставят в неравные условия с соседями, - заявляет пивовар. - Наше информационное поле на самом деле не закрыто, и россияне активно рекламируют свой товар. Так что и нам придется давать рекламу через российские телеканалы. Это недешево:

Депутат Михаил Трошихин тоже обращает внимание на неоднозначность понятия "национальное медиа-пространство". Оно вроде бы должно быть, но реально ли его блюсти в век информационных технологий? Кроме того, тут обнажается и социальный фактор.

- Какой процент населения нашей страны смотрит кабельное телевидение? А спутниковое? - вопрошает парламентарий. - Мы запретим рекламу только на казахстанских каналах, и получится, что запрет этот будет касаться только малообеспеченной аудитории телезрителей. У нас что, разные права для бедных и богатых? Нам нужна новая октябрьская революция?

Полезет ли пролетариат на баррикады из-за того, что с доступных ему местных каналов уберут рекламу пива, - большой вопрос. Однако еще интереснее другое: будет ли в самом деле какой-нибудь фактический эффект от запрета? В условиях такого количества формальностей.

Ибо если запретить ВСЮ рекламу, то каждый автомобиль с популярной наклейкой "Пиво "Карагандинское" придется ставить на штрафстоянку. Это реально? Это, скажем так, маловероятно.

Или вот еще один явный перегиб, связанный с законопроектом.

- Скоро в Северном Казахстане вступит в работу ультрасовременный завод по производству биоэтанола. Так мы и его рекламу запретим?! - спрашивает Михаил Трошихин. И сам, кажется, не верит в возможность подобного кощунства. Хотя такие предприятия, как спиртзаводы, в рекламе обычно не нуждаются.

Словом, куда ни кинь - государственный экономический интерес. По большому счету - угроза казахстанской пивоваренной отрасли, которая только-только начала набирать обороты.

Но ведь не все измеряется деньгами. Инициаторы запрета на рекламу табака и алкоголя говорят о том, что людей, которые уже пьют и курят, законопроект, конечно, не сделает спортсменами - будут пить и курить, как и прежде. Речь идет о тех, кого реклама может спровоцировать на нездоровый образ жизни.

- За последние годы ассортимент пива безусловно разнообразился. Но это неплохо, - говорит секретарь ЦК Гражданской партии Казахстана Виктор Иванов. - Плохо то, что благодаря рекламным роликам у молодого поколения сложился стереотип по поводу этого напитка. Что парень с бутылкой пива в руке - это круто. Что без пива с девушкой не познакомишься. Что с пивом вообще любое дело по плечу, да и в целом жизнь веселее... В результате сейчас мы имеем такое явление, как пивной алкоголизм, причем его возрастной порог все молодеет и молодеет.

По мнению Виктора Иванова, запрет на рекламу алкоголя пусть на месяц, а то и на год, на два, а кого-то, может быть, даже навсегда отодвинет от употребления спиртного.

Что касается "удара" по отечественным производителям спиртного, то это вряд ли, считает депутат. По крайней мере, производители крепких напитков берут отнюдь не рекламой, и это не секрет.

- Сейчас пиво и водка сравнялись в цене - такого никогда не было! - поражается господин Иванов. - Что это за водка? Надо завоевывать рынок качеством и умелым менеджментом.

С пивоварами, конечно, дело обстоит иначе. Их, признает депутат, и в самом деле немного в нашей республике, и вероятность российского пивного блицкрига действительно высока. Поэтому, чтобы уравнять в условиях казахстанских пивоваров и их зарубежных конкурентов, идущих на наш рынок, предлагается ввести высокие пошлины на импортный алкоголь.

Положительный пример эффективности этой меры у нас есть - кондитерская отрасль. С тех пор, как полтора года назад высокими пошлинами начали сдерживать украинские и российские конфеты, ранее поставляемые нам по демпинговым ценам, производство собственных конфет у нас выросло в разы. Вместе с количеством рабочих мест и уровнем зарплат на кондитерских фабриках.

С другой стороны, конфеты - это совсем не то, что пиво. Их много не выпьешь.

Владислав ШПАКОВ, Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии