Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Установка на старость

Фото : 30 мая 2006, 10:04

Пенсионная накопительная система отнюдь нестатична. Период первоначального накопления пенсионных активов закончился, и, очевидно, пенсионный рынок вступает вэтап качественного роста

Любой гражданин должен понять, что его будущее зависит только отнего. Перед пенсионными фондами встает необходимость внедрения корпоративного управления. Меняются ипринципы регулирования пенсионного рынка. Обэтом имногом другом вэксклюзивном интервью «Эксперту Казахстан» рассказывает заместитель председателя Агентства РКпорегулированию инадзору финансового рынка ифинансовых организаций Елена Бахмутова.

-Вцелом накопительная пенсионная система демонстрирует довольно динамичный рост. Однако существуют итрудности. Какие проблемы НПС, наваш взгляд, внастоящее время мешают ееразвитию?

-Ябывыделила две глобальные проблемы. Во-первых, определенные опасения вызывает размер текущей доходности пенсионных фондов, ноэтот вопрос может быть решен только параллельно собщеэкономическими задачами поразвитию финансового рынка вцелом. Ситуация усугубляется укреплением тенге, которое, скорее всего, будет продолжаться, поскольку сегодня идля правительства, идля Нацбанка приоритетом является снижение инфляции. Необходимо также учитывать негативное влияние надоходность избыточной ликвидности, которая наблюдается вцелом поэкономике. Государственные ценные бумаги выпускаются внедостаточном объеме исочень скромной доходностью, накоторую ориентируется корпоративный рынок. Поэтому пенсионные фонды вынуждены покупать бумаги снизкой доходностью. Скорее всего, вкраткосрочной перспективе этот вопрос разрешен небудет. Втожевремя, смоей точки зрения, низкая доходность непредставляет серьезной угрозы -главное, чтобы деньги были сохранены.

Вторая проблема связана снормой «Один вкладчик -один фонд». Может быть, явыскажу достаточно спорную мысль: янеочень уверена втом, что действительно нужно держать деньги вотдельно взятом фонде. Это было оправданно при прежней системе, когда государство доплачивало доразмера минимальной пенсии, носвведением с1января 2004года демогрантов, тоесть базовой пенсии, ситуация кардинально изменилась. Согласно последним поправкам взаконодательстве ответственность государства наступает, если намомент выплаты сумма пенсионных накоплений будет меньше фактически внесенного взноса сучетом инфляции. Только вэтом случае необходимо предоставить доказательства осуммах пенсионных накоплений, которые хранятся втом или ином пенсионном фонде. Свведением базовой пенсии количество людей, которые будут обращаться задоплатой пенсионных накоплений, уменьшится. Поэтому, может быть, нестоит жестко следовать лозунгу «Один вкладчик -один фонд». Еще раз оговорюсь, что это довольно спорная идея, нообсуждать еенужно. Ивот почему. Завершился первый этап работы посистематизации договоров врамках создания единой базы договоров вгосударственном центре повыплате пенсий. Ирезультаты крайне неутешительные. Посостоянию на6мая количество действующих договоров составляет 7,7 млн. Вкладчиков, укоторых договоры заключены только содним фондом -4,7 млн. Количество человек, которые имеют договоры вдвух или более фондах, составляет 3,02 млн. Ноесть ихорошие цифры. Вконечном итоге, количество вкладчиков на6мая, уже недоговоров, авкладчиков, составляет 6,1 млн. Намой взгляд, охват очень высокий, нотревогу вызывает большое количество -3млн -двойных итройных счетов. Эти завалы необходимо расчищать.

-Каким образом это можно сделать? Вадминистративном порядке?

-Здесь возможны два варианта. Либо ввести так называемую систему автопереводов, тоесть перевести все деньги вфонд, скоторым заключен последний договор. Казалось бы, очень просто. Ноименно потой причине, покоторой образовалось такое количество двойных договоров, будет очень сложно объединить ихводин договор. Яимею ввиду нерыночную конкуренцию между пенсионными фондами. Они будут пытаться заманить ксебе вкладчика иподписать сним договор любой ценой, стем чтобы все деньги, которые унего значатся вдругих фондах, переводились вихфонд. Здесь велик риск манипулирования интересами вкладчика.

Впротивовес надо бывкладываться встраны, которые независят отцены нанефть. Или, наоборот, зависят, новпротивоположном направлении

Либо нужно следовать сегодняшней схеме: проинформировать вкладчика, что унего несколько договоров вразных фондах, -многие просто могут незнать обэтом, -чтобы онпредпринял все оговоренные законом действия иперевел свои накопления водин фонд. Только тогда заработает норма «Один вкладчик -один фонд».

-Давайте более подробно поговорим отом, каким образом можно повысить доходность? Что нужно сделать государству, чтобы реальная доходность пенсионных фондов стала все-таки положительной?

-Ядумаю, что прежде всего желательно снизить инфляцию. Во-вторых, увеличить предложение финансовых инструментов нарынке исоздать ориентиры подоходности для корпоративных облигаций. В-третьих, помере роста квалификации управляющих пенсионными активами убрать излишние ограничения, установленные для НПФ вцелях защиты накоплений отриска. Но, подчеркиваю, делать это надо постепенно, поскольку сам риск нафондовом рынке неисчезнет, его оценивать иограничивать должен сам управляющий пенсионными активами строго винтересах вкладчиков.

-Тогда еще такой вопрос. Многие профучастники говорят отом, что следовало быразрешить покупать бумаги российских эмитентов через счета номинального держания…

-Мывцелом непротив, нопроблема вроссийском законодательстве. Есть проект соответствующего соглашения, онуже отослан вРоссию. Ятак понимаю, что россияне невозражают, ноиособой заинтересованности уних нет. Речь идет отом, чтобы разрешить нашему центральному депозитарию открыть счет как номинальному держателю уодного изроссийских депозитариев. Пороссийскому законодательству иностранным номинальным держателям этого сделать нельзя. Причем проблема свложениями вроссийские бумаги существует для институциональных инвесторов влице НПФ иПИФов, тогда как индивидуальные могут работать через российских номинальных держателей. Что касается российских эмитентов, ядумаю, этот вопрос разрешится, когда заработает площадка регионального финансового центра вАлматы (РФЦА). Нужно учитывать, что российские бумаги всвоей массе имеют тежериски, что иказахстанские, аименно сильно зависимы отцен нанефть. Впротивовес надо бывкладываться встраны, которые независят отцены нанефть. Или, наоборот, зависят, новпротивоположном направлении. Хотя, впринципе, мыневозражаем против вложения вроссийские бумаги. Главное, чтобы они имели рейтинг нениже «ВВВ».

Милостей ждать неприходится

-Елена Леонидовна, высказали, что охват пенсионной системой повышается. Но2,5 млн граждан унас встране являются самозанятыми. Что делать стеми людьми, которые имеют малое предприятие или торгуют нарынках? Они жефактически выпадают изпенсионной системы. Предпринимаются ликакие-либо меры для охвата этой категории населения?

-Последние изменения взакон с1января 2006года частично решают данную проблему. Вчастности, люди, легально работающие нарынке, тоесть имеющие патент, уже вовлечены впенсионную систему. Впрежней редакции закона ставки обязательных взносов были установлены для адвокатов, частных нотариусов, индивидуальных предпринимателей. С1января 2006года эта норма несколько изменена: по-прежнему перечисленные категории лиц уплачивают всвою пользу обязательные пенсионные взносы вразмере 10% отналогооблагаемого дохода, нонениже 10% отразмера минимальной заработной платы инеболее 10% от75−кратного размера зарплаты. Кроме того, для крестьянских фермерских хозяйств, применяющих специальный налоговый режим, обязательные пенсионные взносы впользу члена иглавы крестьянского фермерского хозяйства устанавливаются вразмере неменее 10% отминимального размера заработной платы иневыше 10% от75−кратного минимального размера заработной платы. Адля физических лиц, работающих врамках специального налогового режима наоснове разового талона, обязательные пенсионные взносы всвою пользу взимаются вразмере 10% отминимального размера заработной платы. Как видите, эта норма императивная, тоесть если так называемые самозанятые граждане платят налоги влюбой форме, как минимум 10% отминимальной заработной платы они перечисляют впенсионный фонд, впротивном случае уних возникнут проблемы сналоговой инспекцией.

-Выдумаете, эта норма работает?

-Она согласовывалась сналоговым комитетом, поэтому, думаю, этот механизм работает.

-Такая принудительно-добровольная система?..

-Унас вся система принудительно-добровольная… Конечно, получается, что это норма административного воздействия, ноона решает проблему расширения охвата населения пенсионной системой. Безусловно, вдополнение кней должны действовать еще иэкономические меры. Люди должны понять, что встарости они получат отгосударства только базовую пенсию. Все остальное нужно накопить…

-Некоторые страны, давно перешедшие кнакопительной пенсионной системе, теперь столкнулись стем, что пенсионные накопления многих граждан недостаточны для ихбезбедного существования напенсии. Таким образом, возникает необходимость введения государственной поддержки. Солидарной системы икомбинированной системы унас небудет?

-Взаконе четко сказано: как только напенсию перестанут выходить люди, имеющие стаж работы на1января 1998года, система пенсионного обеспечения станет двухуровневой. Первый уровень -это базовая пенсия избюджета, второй уровень -пенсия, накопленная засчет обязательных пенсионных взносов. Если до1июля 2005года действовала норма, предусматривающая доплаты государства доразмера минимальной пенсии втом случае, когда общая сумма пенсионных выплат засчет обязательных пенсионных взносов ивыплат посолидарной системе окажется ниже ееуровня, тотеперь введено понятие базовой пенсионной выплаты избюджета. Наконец, третий уровень -это добровольные пенсионные взносы. Никакой доплаты доминимальной пенсии больше нет.

-Но, надеюсь, размер базовой пенсии будет расти сгодами?

-Безусловно, ееразмер будет расти, ноонбудет зависеть отвозможностей государства. Базовая пенсия будет поэтапно приближаться кпрожиточному минимуму. Понятно, этих денег будет недостаточно. Хотите больше, перечисляйте обязательные пенсионные взносы, делайте добровольные отчисления.

Достаток -дело добровольное

-Рассчитывал лиактуарный центр средний размер будущих пенсий?

-Сейчас реализуется совместный проект Минтруда иTASIS поуточнению актуарных расчетов. Прежние расчеты были очень неутешительные: ставка замещения -от20до40% дохода. Еерассчитывают отсуммы среднего дохода завесь период или, как правило, запоследние годы перед выходом напенсию. Уженщин она ниже, потому что продолжительность жизни после выхода напенсию выше, асредний доход -меньше, чем умужчин. Ядумаю, что сейчас эти расчеты обновят, иутех, кто имеет достаточно высокий легальный доход, показатели, впринципе, будут нормальные. Тем, кто каким-то образом умудряется проживать наминимальную заработную плату, встарости придется жить напенсию, размер которой соизмерим сэтим минимумом. Это логично. Почему-то унас считается, что втрудоспособном возрасте жить, неполучая официально никаких денег, можно, апотом напенсии нужно принимать вовнимание несвой личный легальный доход, скоторого оплачивались налоги вгосударственный бюджет, анекие гипотетические суммы, которые имеет некий средний казахстанец. Сразу оговорюсь государство обязано заботиться обинвалидах ипожилых людях, ноодостатке встарости нужно заботиться втечение всей трудовой жизни.

-Попериоду дожития упрофучастников пенсионного рынка существуют сомнения, многие считают, что это нереальные цифры -19и11лет для женщин имужчин соответственно. Этот период может быть пересмотрен?

-Ядумаю, пересмотреть можно, нозаниматься этим должны профессионалы: актуарный центр, общество актуариев. Вбольшей степени вопросы дожития касаются непенсионных фондов, акомпаний пострахованию жизни. Уже создана государственная аннуитетная компания, причем государство вынуждено было это сделать недля того, чтобы занять конкурентную нишу, апотому, что, увы, конкурентной среды там просто нет. Предполагается, что госкомпания позволит накопить необходимый опыт, статистику для дальнейшего развития аннуитетного страхования засчет пенсионных накоплений.

-Почему, повашему мнению, встране недостаточно хорошо развиваются добровольные виды пенсионных накоплений?

-Как представитель надзорного ведомства, ямогу дать только комментарий, потому что все-таки эта проблема вбольшей степени связана ссоциальной политикой. Что касается профессиональных добровольных взносов, тоэтот вопрос должны решать врамках социального партнерства, азначит, это компетенция Министерства труда исоциальной защиты.

Учреждение фонда страхования пенсионных активов, аналогичного фондам гарантирования депозитов, означает отвлечение денег вотдельный денежный мешок

Количество вкладчиков подобровольным пенсионным взносам небольшое -32,7 тыс. Тенденция кросту есть, номне кажется, наплыва желающих перечислять добровольные взносы вкраткосрочной перспективе небудет. Пенсионные фонды сетуют нанерациональность системы налогообложения: унас непредусмотрены льготы втех случаях, когда добровольные взносы перечисляются затретьих лиц, например зародственников. Содной стороны, это нормальная практика, сдругой -здесь возможны различные схемы для оптимизации налогообложения. Дело осложняется тем, что унас нет обязательного декларирования доходов. Порядок налогообложения добровольных пенсионных взносов необходимо еще раз обсудить.

Нужно учитывать иэкономическую целесообразность. Когда доходность накоплений засчет обязательных пенсионных взносов невысока -люди ищут иные варианты. Держать деньги надепозите вбанке сегодня выгоднее, чем накапливать добровольные взносы. Сейчас появились ПИФы. Это достаточно рискованное вложение, ноивыгодное -можно хорошо заработать. Есть возможность накопительного страхования. Загонять людей вкакой-то один вид инвестиций, ядумаю, нестоит.

Управлять позволено некаждому

-Планируется липривлекать наказахстанский пенсионный рынок иностранные управляющие компании?

-Этот вопрос стоит унас вповестке всвязи спрограммой развития накопительной пенсионной системы. Любая иностранная управляющая компания, прежде чем заключить договор науправление пенсионными активами, должна как минимум получить лицензию, аеевыдают только резидентам. Иностранная УКнеимеет права управлять пенсионными активами из-за рубежа. Для этого необходимо создать управляющую компанию вКазахстане или работать впартнерстве сместной УК. Такой вариант науровне законодательства разрешен. Кнам вагентство довольно часто обращаются представители иностранных управляющих компаний. Как правило, преградой для прихода иностранных УКнаказахстанский рынок становятся две проблемы: объемы, которые могут быть переданы вуправление, ихобычно интересуют солидные суммы, ипроблема скастодианом. Унас есть обязательное требование: деньги должны храниться вкастодиане, который осуществляет хранение, учет иконтроль. Это неустраивает иностранные УК, имбыхотелось, чтобы эти деньги ушли изполя зрения нашего кастодиана. Мысэтим неможем согласиться, потому что здесь присутствует определенный риск. Можно было быограничить его засчет высокого доверия кэтой управляющей компании, нокакие критерии выбрать для определения уровня доверия кней? Сейчас мынад этим думаем. Рейтинги, которые мышироко используем всвоей практике, как раз для управляющей компании нехарактерны, потому что это все-таки кредитные рейтинги, аУКденьги нарынке незанимает. Должны быть найдены какие-то иные критерии качественной оценки управляющих компаний. Это серьезный вопрос. Впогоне запривлечением любой ценой иностранных компаний можно потерять контроль засохранностью пенсионных накоплений.

-Апочему пенсионные фонды непривлекают несколько управляющих компаний, как это делается внекоторых странах?

-Сейчас иная тенденция. Фонды стремятся сами управлять своими активами, потому что это выгоднее. Таким образом они оптимизируют свои текущие расходы, хотя сточки зрения системы вцелом при специализации качество повышается. Ведь можно управлять несколькими пенсионными фондами иобеспечивать засчет пула большую доходность. Ядумаю, что это связано еще испринадлежностью копределенным группам. Когда пенсионный фонд входит вбанковский конгломерат, то, естественно, нет особого желания передавать его вуправление независимой управляющей компании. Ктому жезакон нетребует, чтобы управляющая компания небыла аффилированной. Для кастодиана есть такое ограничение, для КУПА -нет.

Отлистинга -крейтингу

-Вкачестве одной изглавных проблем выназвали проблему низкой текущей доходности поинвестициям пенсионных активов. Профучастники считают, что оценки доходности все женекорректны…

-Мыпошли наувеличение периода оценки, сейчас унас доходность считается порезультатам деятельности за3года. Нас призывают идти дальше, увеличить срок до5лет ибольше. Тоесть нужно считать нетекущую доходность, адоходность задостаточно длительный период, поскольку это длинные деньги. Думаю, мынаэто пойдем. Сегодня мыоцениваем средневзвешенную доходность ипредельное отклонение, которое установлено науровне 30% отэтой средневзвешенной доходности за3года. Анужно попытаться ввести оценку эффективности сточки зрения эталонного портфеля. Для внешних инструментов эталонный портфель найти можно, асэталонами для внутренних инструментов унас серьезная проблема, хотя некоторые подвижки есть. Свведением нового порядка перечисления доходов вНациональный фонд предполагается, что Министерство финансов будет эмитировать ценные бумаги вобъеме планового дефицита республиканского бюджета. При этом нам, возможно, удастся получить тусамую кривую доходности, которая могла быбыть бенчмарком для корпоративных бумаг. Ночтобы создать кривую доходности, нужны усилия нескольких государственных органов.

-Как выоцениваете проект повнедрению механизмов страхования пенсионных фондов?

-Пока унас нет ответа навопрос: насколько целесообразно страхование пенсионных накоплений. Поданным на1мая, вНПФ аккумулировано 738млрд тенге. Чтобы застраховать такой объем ответственности, нужно заплатить существенную страховую премию. Страхование -это защита. Янемогу сказать суверенностью, нужно линаданном этапе дублировать механизмы защиты пенсионных активов, которые уже заложены всамой системе. Унас есть банк-кастодиан, есть управляющая компания. Для пенсионных фондов иКУПА мыввели требование поуправлению рисками. Оно вполной мере вступит вдействие с1января 2007года. Учреждение фонда страхования пенсионных активов аналогичного фонду гарантирования депозитов означает отвлечение денег вотдельный денежный мешок, который опять женужно куда-то вкладывать. Янеисключаю возможности вбудущем создания дополнительных механизмов страхования, например перестрахования рисков, нопока однозначного решения нет. Сегодня это просто приведет кудорожанию системы. Унас итак все диверсифицировано. Наоборот, мыдумаем, что нужно отходить отсистемы ограничений. Более того, давно назрела необходимость ухода откритерия оценки листинга для внутренних эмитентов…

-Это жеочень рискованно.

-Японимаю, что рискованно. Мынебудем действовать одномоментно. Нонужно понять, что сам факт нахождения бумаги влистинге еще неговорит оеевысоком кредитном качестве. Это просто наличие рыночной цены исистематической информации обэмитенте, нонеследует думать, что включение влистинг -панацея отрисков. Когда речь идет обиностранных бумагах, мыориентируемся только нарейтинг. Ночтобы уйти отлистинга как единственного критерия оценки надежности бумаги, сначала нужно создать условия для развития внутренних рейтинговых агентств. Унас существует национальная шкала Standard&Poor’s, однако загод еесуществования ниодна компания неполучила рейтинг поэтой шкале. Почему? Дапотому, что проще пойти влистинг поформальным основаниям, нежели получать оценку понациональной шкале. Если бумага имеет рейтинг помеждународной шкале науровне «ВВВ», апонациональной -«А», товнее можно вкладываться ивлистинге «В», ивообще без листинга, если она торгуется налюбом организованном рынке. Правда, ирейтинговая оценка -нестраховка отриска. Рейтинговые агентства лишь оценивают бумагу, ноотвечать, случись что-нибудь сэмитентом, они небудут. Инвестиционный риск можно ограничить, разделить, поэтому необходимо вводить механизм управления рисками впенсионных фондах иуправляющих компаниях. Нополностью исключить инвестиционный риск нельзя.

-Ивзаключение такой вопрос. Будут лираспространяться принципы корпоративного управления наНПФ? Узнаем лимыкогда-нибудь имена собственников пенсионных фондов?

-Пенсионные фонды, КУПА ибанки-кастодианы являются акционерными обществами, поэтому наних вполной мере распространяются все требования закона «Об акционерных обществах». Всоответствии с67−йстатьей закона эти организации должны ежеквартально представлять вАФН информацию поаффилированным лицам, которая размещается нанашем сайте. Более того, мыввели требования, чтобы информация обакционерах ипенсионного фонда, иуправляющей компании, ибанка-кастодиана доводилась досведения вкладчиков. Все крупные собственники должны быть раскрыты. С1января 2006года изменилась норма закона: если раньше разрешение требовалось для акционеров НПФ, которые владели более 25% акций, тосейчас крупные участники -это те, кто владеет более 10% голосующих акций НПФ. Процесс легализации крупных участников НПФ должен завершиться к1июля.

Ирина Галкина , Светлана Грибанова


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии