Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Выступление Министра иностранных дел К. Токаева перед членами Комитета по международным делам, обороне и безопасности Сената Парламента РК (Астана, 30 мая 2006 года)

Фото : 31 мая 2006, 12:26



Рад приветствовать Вас в стенах Министерства иностранных дел. Наша встреча является свидетельством большого внимания парламентариев к деятельности МИД.

Мы высоко ценим Вашу заинтересованность активно участвовать в формировании и реализации внешней политики нашей страны. Назначения на должность послов Республики Казахстан проходят согласование с Вашим комитетом. Все это является свидетельством растущего влияния института парламентаризма в жизни нашего государства, который я лично всецело поддерживаю.

Стало доброй традицией, что на наших встречах происходит обстоятельный обмен мнениями по наиболее актуальным вопросам внешнеполитического курса Казахстана, который способствует синхронизации нашей работы и помогает выверить действия на международной арене в соответствии с интересами и чаяниями наших сограждан.

Подобные встречи полезны и важны с точки зрения учета наших национальных интересов на международной арене в законотворческой деятельности, ведь в современном государстве все сферы общественно-экономической жизни взаимосвязаны и взаимозависимы.

Принципы сбалансированной, многовекторной внешней политики, сформулированные Президентом Н.Назарбаевым в начале 90-х гг. прошлого века, подтвердили свою состоятельность и являются безальтернативной основой нашего взаимодействия с международным сообществом. В своем обращении к нации Глава государства еще раз подчеркнул, что «Наши внешнеполитические приоритеты остались неизменными».

Посредством политических методов мы обеспечиваем неконфронтационное присутствие в Казахстане и в регионе ведущих мировых политических и экономических держав. Сегодня Казахстан имеет отношения стратегического партнерства с Россией, США и КНР. Построение стабильного, предсказуемого и конструктивного сотрудничества с этими мировыми державами в условиях перманентного противостояния их разнонаправленных и взаимоисключающих интересов в регионе стало возможным благодаря авторитету Президента Н.Назарбаева и тщательно продуманной внешнеполитической стратегии. При этом наша дипломатия строго соответствует экономическому потенциалу и политическим возможностям Казахстана.

Мы успешно решили задачу обеспечения благоприятного внешнего окружения реформам внутри страны путем налаживания стабильных и дружественных взаимоотношений, прежде всего с соседними государствами. Стратегическим достижением в данном направлении является юридическое оформление всей сухопутной границы Казахстана, которое завершилось в текущем году. Это - достижение огромной важности, которое открывает возможности развития сотрудничества нового качества с нашими соседями.

Российская Федерация была, есть и будет нашим ключевым партнером и союзником. Наши двусторонние отношения характеризуются масштабностью, динамичностью и высоким уровнем взаимопонимания. Между нами сложилась уникальная практика решения вопросов на паритетной основе, в интересах обоих государств. Сегодня мы уже ведем речь о достижении уровня товарооборота в 20 млрд. долларов.

По сути, казахстанско-российские отношения стали движущей силой процессов экономической интеграции и залогом стабильности на всем пространстве СНГ. Показательно и то, что Президент Казахстана является одним из 6 приглашенных российской стороной глав государств на предстоящий саммит «Большой восьмерки».

Нет никаких сомнений, что наш великий восточный сосед Китай становится одной из господствующих сил в мире. Поэтому я неустанно повторяю, что альтернативы развитию дружественных отношений с этим гигантским государством не существует. Более того, в обозримой перспективе динамично развивающийся Китай будет играть все более заметную роль в экономической программе Казахстана.

Безусловно, требуют решения серьезные вопросы, связанные, прежде всего, с рациональным использованием водных ресурсов трансграничных рек. Мы также стоим на позиции тщательного контроля за уровнем миграции между двумя странами.

Нам также важно развивать в казахстанском обществе понимание специфики этой страны, менталитета и культуры ее населения. Массовое направление в Китай казахстанских студентов, поощрение культурной инициативы - такие шаги, по моему глубокому убеждению, необходимо расширять.

Особое значение для Казахстана имеет развитие стратегического сотрудничества с США. Экономический и политический лидер мирового сообщества высоко оценивает роль Казахстана в обеспечение глобальной и региональной стабильности и безопасности, вклад нашей страны в решение проблем нераспространения ядерного оружия, противодействия терроризму и экстремизму, сохранение энергетического баланса.

Активные политические контакты на самом высоком уровне подтвердили растущее понимание Вашингтоном роли нашей страны в регионе, сути демократических преобразований в Казахстане. Соединенные Штаты воспринимают РК в качестве ключевого государства региона и связывают с нами большие надежды в контексте обеспечения стабильности в регионе и политико-экономического развития среднеазиатских государств.

Громадные экономические и растущие геополитические интересы европейских стран являются основой нашего сотрудничества с ЕС. Казахстан официально заявил о своей заинтересованности войти в число стран-партнеров Евросоюза в рамках программы «Европейской политики соседства». Фактически, мы ведем речь об инициировании тесного политического диалога и предоставлении Казахстану экономических выгод и преференций, которыми пользуются страны-члены ЕС.

Сегодня до наших южных рубежей доходят отголоски нестабильности в Центральной Азии, что, безусловно, вызывает наше беспокойство. Ни одна страна не может быть благополучной, пока имеет бедных и нестабильных соседей.

В качестве лидера центрально-азиатского региона мы не видим альтернативы политике полномасштабного сотрудничества с соседними государствами, что полностью отвечает нашим национальным интересам. Наша ключевая миссия заключается в поддержании процессов региональной экономической интеграции, устранении барьеров для торговли и инвестиций. С учетом перспектив объединенного рынка 50 млн. потребителей, эти меры станут основой экономического развития стран региона, повысят их способность преодолевать актуальные вызовы глобализации.

Мы предложили нашим партнером на рассмотрение концепцию создания Союза центрально-азиатских государств, выдвинутую Н.Назарбаевым. Заложенные в ней принципы взаимодействия, на наш взгляд, могут оказать решающее значение в стимулировании устойчивого развития всего региона без ущерба национальным интересам сторон.

Кроме того, мы ведем предметный диалог на предмет инвестирования Казахстаном крупных инфраструктурных объектов на территориях наших соседей.

Мы активно включились в международные усилия по содействию Афганистан, потому что считаем, что без нормализации жизни в этой стране будет трудно достичь стабильности и безопасности во всей Центральной Азии. Мы также продвигаем идею включения Афганистана в процессы региональной интеграции.

Казахстан стал заметным фактором в глобальной политике. Мы представляем интерес не только в качестве страны, обладающей богатыми углеводородными ресурсами и бурно прогрессирующей экономикой. Казахстан уважаем в мировом сообществе и ввиду ответственной политики, сохранившей мир и стабильность в сложный переходный период.

Поэтому мы с перспективой смотрим на развитие отношений с мусульманским миром, который демонстрирует устойчивую тенденцию к консолидации. Расположенный на стыке нескольких цивилизаций Казахстан может и должен прилагать усилия для налаживания многостороннего диалога по ключевым проблемам современного мироустройства, а также для защиты гуманистических принципов религий от влияния фанатизма и нетерпимости.

В нашей внешнеполитической повестке дня все более заметную роль играет участие в работе многосторонних структур на глобальном и региональном уровнях. При этом Казахстан участвует только в тех организациях, деятельность которых отвечает его национальным интересам.

Хотел бы привести, в частности, слова Главы государства, высказанные им в ходе лекции для студентов высших учебных заведений Казахстана, которые демонстрируют важность многостороннего сотрудничества: «Три кита Евразийской Идеи, практически реализованные по инициативе Казахстана - это ЕврАзЭс, СВМДА и ШОС. И это - три разных практических выражения одного невыразимого Центра, Единой Евразийской Идеи».

Концептуальной основой нашей работы в данном направлении является приверженность принципу многополярного мира. Мы рассматриваем ООН в качестве ключевого элемента будущего мироустройства. Казахстан активно поддерживает процесс реорганизации Организации, которая должна быть функционально и политически адекватной своему предназначению. Хотел бы подчеркнуть, что Казахстан выступает за всеобъемлющую модернизацию ООН в противовес простому количественному увеличению состава Совета Безопасности. Одно из важных предложений нашей страны нашло поддержку и сегодня при Генеральном секретаре начал свою работу консультативный форум региональных организаций.

Сегодня внимание мирового сообщества обращено на Шанхайскую организацию сотрудничества. ШОС, в деятельности которой Казахстан принимает самое активное участие, трансформируется в полновесный фактор международной политики, который оказывает положительное влияние на геополитическую обстановку. На обширном пространстве ШОС укрепляется взаимное доверие в военно-политической сфере, на прочном фундаменте которого успешно реализуется многопрофильное региональное сотрудничество.

На предстоящем 15 июня юбилейном саммите ШОС в Шанхае будут приняты важные решения, которые подтвердят решимость стран-членов Шанхайского механизма укреплять безопасность и стабильность и поощрять экономическую интеграцию в регионе.

Казахстан, как страна, чей представитель готовится стать во главе исполнительной структуры ШОС, придерживается взвешенной позиции и тщательно следит, чтобы не дать повода для спекуляций о том, что деятельность ШОС приобретает выраженную антизападную направленность.

Проведение в Казахстане саммита СВМДА и второго Съезда лидеров мировых и традиционных религий станет весомым вкладом нашего государства в усилия мирового сообщества по обеспечению глобальной стабильности, мира и безопасности. Несомненно и то, что эти шаги Астаны высоко ценятся мировым сообществом и служат укреплению наших позиций в мире. В частности, СВМДА является одним из фундаментальных оснований для выработки пан-азиатской системы безопасности.

Что касается предпринимаемых мер по борьбе с угрозами безопасности, то хотел бы отдельно отметить создание в Алматы Центрально-азиатского регионального информационного координационного центра, который призван консолидировать усилия стран региона в борьбе с наркотиками и преступностью.

В сфере безопасности не теряет своей актуальности процесс нераспространения. Наш вклад в этот процесс неоспорим и мы намерены убеждать «пороговые» государства в эффективности принятия казахстанской модели поведения.

Одним из главных приоритетов казахстанской внешней политики остается участие Казахстана в интеграционных процессах. Это одна из определяющих тенденций мирового развития, отказ от которой неминуемо отбросит нас на периферию мировой экономики.

В условиях формирования в Казахстане конкурентоспособной экономики нового типа, основанной на инновациях и экспортоориентированных производствах, мы намерены использовать все имеющиеся возможности для интеграции Казахстана в мировое хозяйство, обеспечения благоприятных условий для функционирования национальной экономики, а также освоения ее отдельными субъектами внешних рынков.

В данном контексте мы придаем особое значение ЕврАзЭС как наиболее продвинутому интеграционному объединению, который вышел на уровень принятия общего таможенного тарифа, завершения процесса создания Таможенного союза.

Присоединение к ЕврАзЭС Узбекистана открывает новые возможности. Учрежденный нами совместно с Россией Евразийский банк развития с уставным капиталом 1,5 млрд. долларов является мощным интеграционным инструментом, который должен быть задействован и позволит перейти от общих и организационных вопросов к решению конкретных задач.

Большие перспективы имеет Единое экономическое пространство. Как Вы знаете, в независимости от решения Украины, процесс будет продолжен между Казахстаном, Россией и Беларусью.

Ключевое значение имеет вступление Казахстана в ВТО. При этом позиция казахстанской переговорной команды заключается в том, чтобы условия вхождения в ВТО создавали реальный механизм экономического роста казахстанской экономики. Эту позицию мы целенаправленно доводим до сведения стран-переговорщиков.

Хотел бы подчеркнуть, что казахстанские посольства нацелены на конкретную работу по содействию реализации планов модернизации казахстанской экономики. Прорабатываются условия участия нашей страны в перспективных международных проектах высоких технологий, занятия своей ниши на этом рынке и привлечения лидеров мирового инновационного бизнеса в экономику Казахстана.

В ходе краткого выступления невозможно охватить все аспекты нашей внешней политики. Это связано и с тем, что за прошедшие годы внимание мирового сообщества к региону Центральной Азии и Каспийского моря расширилось и вышло в приоритеты многих глобальных и региональных игроков. Хотел бы заверить, что дипломатическая служба Казахстана полностью готова к выполнению стоящих перед ней задач.

Спасибо за внимание.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии