Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Дым над Астаной

Фото : 2 июня 2006, 11:34

Сгорела столичная высотка “Транспорт Тауэр”,в которой находились офисы трех министерств и целого ряда агентств. Эта новость вторника облетела все мировые информационные агентства. Никто не забыл подчеркнуть мистическую связь между пожаром и народным прозвищем здания - “зажигалка”

Пожар начался во вторник, в 16.10. Журналисты выходили из здания МИДа, где только что закончилась встреча министра Токаева с сенаторами, когда кто-то произнес: “Зажигалка! Неужто опять?..”. “Точно! Вон как дым с крыши валит”. Как раз в этот момент на крыше “Транспорт Тауэра” взметнулось пламя.

Не успели мы подъехать к высотке, а прошло не более четырех-пяти минут, огонь уже набрал силу и стал “сползать” по шахтам лифтов, то есть по боковым граням “зажигалки”. Вот он на уровне 34-33-го этажей. Через считанные минуты уже достигает 20-го и быстро продвигается все ниже и ниже.

Под вой сирен к горящей высотке прибыли три пожарные машины. Как потом выяснилось, остальные намертво застряли в пробках. Их несмолкающие сирены наводили ужас на горожан, но машины, столь необходимые у горящей высотки, оказались закованными на забитых автотранспортом улицах. Прорвались к месту пожара они уже позже.

В тревожную какофонию вклинивались звуки машин полицейских и “скорой помощи”, усиленные мегафонами призывы удалиться от здания и убрать автомобили.

Эвакуированные госслужащие и просто зеваки никак не желали покидать опасную зону. Полиция с большим трудом оттеснила зевак - и вовремя. Со здания полетели пылающие куски алюкобонда - и прямо на крышу расположенного рядом кафе. С ним пожарные разобрались быстро. Чего не скажешь о “Транспорт Тауэр”.

Огонь полыхал все сильнее, осыпая все вокруг пылающими лепестками облицовки. Пожарные лестницы, достигающие лишь 10-го этажа, выглядели на этом пиршестве пламени беспомощно и жалко. Казалось - все, конец “зажигалке”…

Эвакуированные госслужащие трех министерств и ряда агентств, а в здании работает около 2 тысяч человек, то и дело поглядывали на “свои” окна. Все пребывали в каком-то странном радостном возбуждении.

Кто-то весело вспоминал об оставленной в столе заначке, другой переживал за припрятанную бутылку “Мартини”, третий - за трудовую книжку: “А мне скоро на пенсию”. Все живо обсуждали - куда лучше сегодня пойти на корпоративную вечеринку “по поводу”.

- А я решила, что это учебная тревога, ничего с собой не взяла. Думала, выйдем на пять минут, как в прошлый раз, да и зайдем.

- Мне по сотке из “Казмунайгаза” позвонили - чего сидите, говорят, у вас крыша горит. Ну я кабинет закрыл - и ходу. А на лестнице уже народу полным-полно.

- Подошла к окну - а мимо горящий кусок летит. Тогда я выскочила на лестницу, а там уже дым. Правда, когда с 20-го до 7-го дошли, почувствовала, что пошел свежий воздух - наверное, вентиляцию уже включили.

Сотрудники министерства информации, почувствовав дым, поспешили предупредить об этом всех, кого могли (мининформации все же), и стройными рядами стали спускаться по пожарной лестнице. Впрочем, на некоторых этажах сработала громкоговорящая связь оповещения. Удивительно, что при всем этом не возникло паники и давки.

Поражало и другое: при полном буйстве огня на крыше и гранях здания он не трогал основную, “кабинетную” часть обширных боковых поверхностей.

Это потом выяснилось, что сработала все-таки автоматическая система пожаротушения - брандспойты, установленные в коридорах, фонтанировали вовсю. Спас положение и “рукав”, подключенный к внутреннему гидранту, - он позволил тушить огонь сверху. К 19.30 пожар был ликвидирован.

Мистическая причина неоднократного возгорания “Транспорт Тауэра” определена - назвали “зажигалкой”, вот, мол, и показывает себя в деле. А вот причины технические и прочие расследует специальная комиссия.

Руководители всех рангов и уровней в момент озаботились состоянием систем противопожарной безопасности во всех высотных сооружениях не только Астаны, но и других городов Казахстана. Целый ряд указаний по этому поводу дал глава правительства Даниал Ахметов. Большую активность развили и другие ответственные чиновники.

Все как всегда. Если что-то обвалилось, будем предпринимать меры “по недопущению обрушений впредь”. Если загорелось - “по недопущению возгорания впредь”.

Но то ли меры неэффективны, то ли предпринимаются они лишь на бумаге, но и обрушения, и возгорания почему-то продолжаются. А с увеличением интенсивности строительства - все чаще и чаще. Наверное, так мстят нам новостройки, сляпанные на скорую руку, за халтуру, безответственность и стремление к легкой и быстрой наживе.

У всех на памяти и обрушение крыши в новой школе, и трагический обвал одного из этажей в строящемся доме у Конгресс-холла, и трещины в фундаментах многих возводимых сейчас сооружений (в том числе и в “Триумфе Астаны”). Хоть и пытаются отрицать заинтересованные лица аварийную ситуацию на возводимом комплексе “Москва”, любой специалист невооруженным глазом это видит.

Как это относится к пожару в “зажигалке”? А прямым образом. Какие бы причины ни обнаружили эксперты, они обязательно выйдут и на нарушения технологии.

Почему не сработала аварийная сигнализация и под угрозой оказалась жизнь двух тысяч человек? Наверняка где-то что-то недоделали. Экспертам остается лишь выяснить - что.

Почему так быстро шел по этажам огонь? Потому что помимо большой тяги на лестницах высочайшую температуру давал горящий алюкобонд. Этот дешевый облицовочный материал вообще очень любит огонь. В этом специалисты могли убедиться еще на пожаре элитного эмвэдэвского дома. Тогда чудом обошлось без жертв. Но именно алюкобондом всех мастей и видов облепили всю столицу и не желают отказываться от него и сейчас.

Почему, строя высотные сооружения, мы не имеем соответствующих подъемников и надежных систем пожаротушения? И почему те, которые недавно приобретались за огромные деньги, то не срабатывают, то оказываются непригодными к использованию при сильном ветре?

Да, автоподъемник, а вернее, манипулятор внушительного вида сразу прибыл к “Транспорт Тауэру”. Правда, при высоте здания 130 метров он смог бы подняться лишь на 88, но и это было важно в той ситуации. Мог. Но поднялся до середины - и поехал вниз. Как потом объяснили - ветер. Вообще-то он дует в Астане всегда, а на левобережье - с особой силой. Тогда зачем было тратиться на такую капризную технику (по некоторым данным, она была куплена за 800 тысяч долларов)?

От людей осведомленных стало известно, что обратились было к военным за авиаподдержкой и даже водой вертолет заправили, но он… не завелся. А там и надобность отпала - огонь уже локализовали.

И совсем уж непонятное - на некоторых этажах двери, ведущие на аварийную лестницу, оказались заколоченными, и людям пришлось их выбивать. А где же сверхбдительность пожарных инспекторов при проверках?

Есть такое выражение: “Все под Богом ходим”. Но все мы еще и заложники халтуры, недобросовестности, непрофессионализма и просто равнодушия. Вот это страшно.

Пожар в “Транспорт Тауэре” сыграл, однако, и некоторую положительную роль. Как раз в это время парламентарии рассматривали вопрос “О внесении изменений и дополнений в УК и УПК РК по вопросам совершенствования законодательства”. Одна из поправок касалась введения уголовной ответственности за некачественное выполнение строительных работ. Впечатленные пожаром парламентарии с перепугу приняли закон сразу в двух чтениях, не откладывая на “потом”.

Наталия Буравцева


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии