Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Строительные баталии

Фото : 2 июня 2006, 19:19

№ 21 (285) от 29.05.2006
Наталья БУЕНКО, Астана

В Казахстане - строительный бум, и тенденции к его снижению не наблюдается. Более того, объемы возводимого жилья растут из года в год. При этом строят все кому не лень, а строительные специальности осваивают по ходу дела. Как заставить застройщиков сдавать объекты в срок и при этом без потери качества? Почему строительные компании затягивают завершение работ? Придут ли в нашу страну застройщики из России и Китая? На эти и другие вопросы корреспондента «Мегаполиса» Натальи БУЕНКО отвечает вице-министр индустрии и торговли РК Аскар БАТАЛОВ.

- Аскар Булатович, Ассоциация застройщиков Казахстана предлагает отказаться от СНиПов. Как вы относитесь к подобной идее?

- Прежде чем от чего-то отказаться надо что-то предложить. Если у Ассоциации есть какие-то новые предложения с точки зрения технического регламента, относящиеся к международным стандартам, то мы готовы их рассмотреть. Тем более что наша страна готовится к вступлению в ВТО, для чего много нормативных документов приводится к международным стандартам. Поэтому должно быть какое-то предложение, адекватное имеющимся нормам с точки зрения безопасности. Пусть они будут не такие громоздкие и всеохватывающие, но, как я уже сказал, содержащие технический регламент вопросы безопасности и качества.

А просто предлагать отказаться от СНиПов… На мой взгляд, это по меньшей мере непрофессионально.

- В новых СНиПах предусмотрен контроль за качеством и безопасностью строительных материалов?

- Безусловно. Есть ГОСТы и стандарты организаций-производителей стройматериалов. Все они сертифицируются. И в первую очередь соблюдение стандартов качества строительных материалов лежит на производителе.

- В сравнении с советским периодом, когда строили на века, требования стали жестче, или появились послабления?

- В советское время система управления в строительной отрасли была интегрирована вертикально. Тогда на заводах, где производилась продукция, система контроля качества была достаточно четко поставлена. Сейчас мы живем в рыночных условиях, и ответственность переложена на самих производителей. При этом современные заводы используют новые технологии: энергосберегающие, по теплоизоляционным и звукоизоляционным показателям.

Тем не менее контроль есть, его не может не быть. Более того, при получении лицензии на такого рода работы имеются квалификационные требования. Вопрос в другом. Выдача этих лицензий с прошлого года передана из центра на местный уровень. Соответственно и систему контроля должны наладить акиматы.

- Эта мера принесла ощутимые плоды?

- С одной стороны, к чему стремились? Стремились к тому, чтобы местные органы власти, будучи рабочими органами государства на местах, взяли на себя всю полноту ответственности и не кивали на то, что центр что-то не дает, что мы, не зная ситуации на местах, не так управляем. Произошло разграничение полномочий. Теперь у местных органов власти есть все рычаги воздействия.

Пока еще рано делать выводы о результатах, поскольку у строительства большой производственный цикл. Но уже сейчас говорят, что строителям стало удобнее. К примеру, раньше не могли понять: распространяется ли выданная лицензия в одной области на другую? Сейчас этот вопрос уже решен. Лицензия, выданная в одной из областей, действительна на всей территории республики.

- Довольно часто жилые кварталы уплотняются за счет строительства новых домов, а школ, детсадов, поликлиник и автостоянок в результате не хватает. Кто должен отвечать за развитие инфраструктуры городов: государство или застройщики?

- У нас есть СНиПы «Планировка и застройка городских и сельских поселений», разработанные в 2002 году, которые распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений. Но выбор участка под застройку находится в компетенции местных органов. У них есть градостроительный совет, где с учетом технологических, производственных, жилищных, социальных нужд принимают решение о выделении земельных участков под строительство того или иного объекта. Есть определенные требования, в том числе и по «красным линиям».

- Сейчас в Алматы повсеместно сносятся автостоянки, а на их месте возводятся жилые дома. В итоге автовладельцам просто некуда ставить машины. Как можно решить эту проблему?

- С автостоянками в Алматы такая же проблема, как и с пробками. Чем выше жизненный уровень, тем больше потребностей может быть удовлетворено, в том числе и при покупке автомобиля. Ночью у нас улицы превращаются в автостоянки, как в Германии. Потом все хотят ездить на больших автомобилях, и многие у нас страдают гигантоманией. Степь большая, места много, можем себе это позволить. На Западе же из-за ограниченной территории предпочитают покупать маленькие машины.

Не надо изобретать велосипед, когда в мире уже все давно придумали. Там автомобили загоняют под все общественные здания. Поэтому сейчас основным требованием при строительстве жилого дома становится наличие паркинга.

В Астане и Алматы есть программа по постройке многоэтажных и многоуровневых автопаркингов. Сейчас акиматы ищут участки, где их расположить, потому что реально места нет. А для паркинга нужна довольно большая территория. Речь идет о местах большого скопления машин.

С другой стороны, можно спросить любого автовладельца, и он вам навскидку скажет, где они должны располагаться. Но ведь надо учитывать технические возможности. Смешно переносить все за город, где действительно есть место для строительства не одного паркинга. Помните, как в советское время люди ездили за город, чтобы поставить машину в гараж? А потом на остановке ждали автобус, чтобы вернуться домой. Тогда мы все были заложниками автомобиля. И этот опыт нельзя не учитывать.

Кроме того, необходимо решить вопрос со стихийными автостоянками. Можно с точки зрения налогового администрирования взять их под контроль и разрешить ставить автомобили на улице. Ничего страшного в этом нет.

- Сколько понадобится времени, чтобы решить этот вопрос?

- Там, где есть свободные от застройки места, вопрос решить проще. В частности в Астане. Что же касается Алматы, то из-за большой плотности застройки, времени понадобится гораздо больше. Там надо чем-то поступиться, что-то снести. Думаю, что у нас предложение по автопаркингам опаздывает по времени, чем количество ввозимых автомобилей. Все хотят быстро перемещаться и ездить на машинах. А быстро уже не получится, завтра, наверное, практичнее пересесть на велосипеды, как в Нидерландах.

- Были ли в Казахстане факты, когда строительные компании лишали лицензии за плохое качество строительства?

- Да, факты такие были, но, как я уже говорил, сейчас мы передали контроль на места. И рост количества участников строительного рынка произошел как раз с 2004 года. И потом компанию лишить лицензии можно только в судебном порядке. Естественно, что на первых порах все ограничивается штрафами и предупреждениями.

Опять-таки, плохое качество строительства - это жалобы жильцов. Ведь как у нас получается? Жители написали заявление, бригада пришла, что-то переделала. И, возможно, дефект выявили только в одном месте. Скажем, если плитка бы не отвалилась, его бы вовсе не нашли. Начинается проверка, выяснение истинных причин брака. Пока суд да дело, время идет. На мой взгляд, надо вносить изменения в Административный кодекс в сторону ужесточения наказания, чтобы отбить у подрядчиков желание плохо строить.

- Если у компании забирают лицензию за серьезные нарушения, она может получить ее вновь?

- Зарегистрировать новую фирму. В том-то и дело, что у нас очень мало компаний, которые трепетно относятся к своему товарному бренду. Взять, к примеру, «Базис», «Куат», «Алматыгорстрой» и много других. Они давно на этом рынке, и никогда себя не назовут каким-нибудь ТОО «Чебурашка». А вот компаниям с неизвестными названиями, аббревиатурами довольно часто нет разницы, под какой вывеской зарабатывать деньги.

Вопрос качества строительства имеет еще одну сторону. У нас очень мало профессиональных бригадиров и мастеров. А на подсобные работы в основном набирают людей с улицы. Это происходит потому, что, к сожалению, подготовка профессиональных кадров среднего и нижнего звена абсолютно утеряна.

Можно вывести недобросовестных строителей на площадь и там их высечь, но проблемы качества это не решит. Сейчас новобранцы проходят какой-то краткосрочный курс и специальность начинают осваивать уже в процессе строительства методом проб и ошибок.

Мы потеряли систему профтех-образования. Она считается непрестижной. Все стремятся идти в вузы. Поэтому должна быть переосмыслена система подготовки кадров с учетом динамично развивающихся отраслей. В строительной отрасли образовательный момент был упущен. Мы не успели за строительным бумом. Теперь мы подошли к тому, чтобы вновь возродить систему профтехобразования. И участниками этого процесса должны быть сами работодатели. Именно они должны быть в первую очередь в этом заинтересованы. Многие компании стремятся сертифицироваться по международным стандартам, которые, в свою очередь, предполагают наличие квалифицированного персонала. А добиться этого невозможно без спецобразования. И подобные курсы должны существовать на постоянно действующей основе, с высококвалифицированными преподавателями, которые помогут совместить теорию с практикой.

Я знаю, что уже сейчас крупные строительные компании прорабатывают вопрос организации такого рода учебных заведений. Радует, что осознание этой необходимости идет не только со стороны государства, но и самих строительных компаний.

- Не так давно вы говорили, что сроки сдачи объектов выдерживают с натяжкой лишь 10 процентов строительных компаний. Как заставить застройщиков сдавать объекты вовремя?

- Существуют нормативные сроки строительства. Но есть моменты, связанные с субъективными и объективными факторами. К первым относится не должная проработка планирования, в том числе финансирования и мобилизации ресурсов. К объективным можно отнести моменты, связанные с климатическими условиями, удорожанием строительных материалов, изменениями проектно-сметной документации по ходу строительства. Конечно, всего вышеперечисленного не должно быть. С другой стороны, в строительстве с точностью до одного дня срок сдачи просчитать невозможно. Должен быть какой-то временной гандикап, который может быть воспринят как субъективная реальность. Дальше этого срока уже должно идти существенное наказание. Я имею в виду серьезные штрафы.

- Каков должен быть временной отрезок, после которого может последовать наказание рублем?

- Мне сложно сказать. Думаю, максимум дней тридцать.

- Но у нас сегодня подобные сроки не выдерживает практически никто…

- Опять же речь идет об объективных и субъективных факторах. Вы будете считать, что это субъективный фактор, а застройщик будет доказывать обратное. Строители всегда приведут вам тысячи аргументов. Они, возможно, даже заинтересованы в затягивании сроков, если не обременены серьезными финансовыми обязательствами.

- ?!

- Как на Западе проводят тендер? Кстати, этот метод потихоньку начинают применять и у нас. Компания должна выставить денежный депозит, прежде чем ей дадут подряд. Из этого своего рода залогового обеспечения будут использовать деньги в безакцептном порядке на устранение выявленных недоделок и на выплату штрафов, если они не сдадут объект по графику. Других способов нет.

- Тогда почему бы подобный метод не использовать повсеместно?

- Потому что у нас достаточно либерально к этому подходят заказчики. Кроме того, мы понимаем, что не каждая компания имеет свободные средства. Как правило, ими обладают либо очень крупные отечественные фирмы, либо иностранные компании, работающие по международным стандартам.

Сейчас этот принцип мы применяем при строительстве больших инфраструктурных объектов. Вы спросите, почему такие подряды часто выигрывают зарубежные компании? Да потому, что они отвечают за качество и готовы подтвердить свою финансовую состоятельность денежным депозитом. К сожалению, многие отечественные компании к такому шагу не готовы.

- Планируется ли создать что-то вроде фонда гарантирования долевых взносов?

- Правительством подготовлен законопроект, защищающий участников долевого строительства. Он определяет механизм заключения договора участия в долевом строительстве, сроки передачи застройщиком объекта строительства участникам долевого строительства, гарантии качества строящегося объекта и другие вопросы.

Создание фонда гарантирования долевого участия, как и страхование рисков дольщиков, неминуемо приведет к удорожанию строительства.

- Насколько в нынешнем году в Казахстане увеличился или уменьшился импорт стройматериалов, изделий и конструкций по сравнению с прошлым годом? По каким позициям?

- За 2005 год объем импорта составил почти два миллиарда долларов. И по сравнению с 2004 годом произошло его увеличение в два раза. По удельному весу лидируют:
- трубы для нефтегазопроводов из металлов (632,8 млн долл. США);
- сортовой металлопрокат (248,2 млн долл. США);
- цемент (85,5 млн долл. США);
- лесоматериалы (60,2 млн долл. США);
- растворы красок и лаков (52 млн.долл. США);
- плитка керамическая (48,1 млн. долл.США) и др.

И в связи с ростом объемов инвестиций в капитальное строительство мы ожидаем дальнейшего роста импорта строительных материалов.

- Если мы так много импортируем, сколько новых предприятий стройиндустрии вступило в строй в течение минувшего года и какие предприятия заработают в текущем?

- Безусловно, мы стремимся решить вопросы, связанные с обеспечением стройиндустрии. В прошлом году только цемента потребили около 5 миллионов тонн. Это большая составляющая в строительстве. Около 1,5 млн тонн завозим его из России, Кыргызстана и Китая.

В Казахстане пять цементных заводов, один из которых (Карагандинский завод) встал на реконструкцию, чтобы изменить технологию и снизить себестоимость конечного продукта.

У нас сейчас высока потребность в строительстве своих собственных крупных заводов, чтобы мы не зависели от импорта. Поэтому прорабатывается вопрос о строительстве цементного завода в Западном Казахстане. Но это очень капиталоемкий процесс, на который потребуется порядка 200 миллионов долларов.

- На чьи деньги он будет построен?

- Это средства частные и государственные. Мы хотим, чтобы наши институты развития внимательно присмотрелись к таким проектам, поскольку производство строительных материалов в наше стране является приоритетным. Вместе с тем любое производство строительных материалов должно быть привязано к сырьевой составляющей.

Кроме того, у нас есть специальная программа по строительным материалам до 2014 года. Только в прошлом году введены в действие мощности по выпуску керамического кирпича, сухих строительных смесей, стеклопластиковых труб, газобетонных блоков, нерудных материалов, производство окон и дверей из древесины, товарного бетона, железобетонных изделий.

Конечно, мы сейчас много импортируем. Но есть объективные материалы, которые мы не сможем производить здесь. Для этого нет сырьевых возможностей. Но там, где эта составляющая присутствует, мы обязаны импорт перекрыть, используя новые технологии. И обязаны сделать их экспортоориентированными. Это однозначно.

- И последний вопрос. Появятся ли на строительном рынке Казахстана компании из России и Китая, которые готовы предложить более низкую цену за квадратный метр, чем отечественные строительные компании?

- Российские компании здесь долго не появятся. Если вы знаете, у них запускают свой национальный проект по строительству доступного жилья. А наши казахстанские компании однозначно начнут осваивать подряды стран ближнего зарубежья, тем более, что мы поощряем эти процессы.

То же самое и с Китаем. В его восточной части ожидается рост спроса на новое жилье благодаря переселению в эти районы около 200 миллионов человек. Вот это тот рынок, который наши строители и производственники должны осваивать.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии