Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Жизненно важные поправки

Фото : 5 июня 2006, 12:53

АСТАНА. 5 июня. (Жигер Байтелесов) - Ранее одобренный Мажилисом правительственный законопроект «Об охране здоровья граждан» вернулся в эту Палату с поправками Сената. Точка зрения Сената отражена в Сравнительной таблице к тексту проекта закона, представленного Мажилисом. Она начинается и заканчивается со спора о законодательных понятиях, касающихся изъятия и пересадки человеческих органов (Подробно - в разделе - «Документы»).

Анатомический дар

Анатомический дар - пожертвование органов и тканей. Данное определение Сенат считает противоречащими положениям Гражданского кодекса. Следует, констатирует Сенат, что «анатомический дар» происходит после смерти лица, его осуществившего. Следовательно, такой дар является завещанием, - то есть волеизъявлением гражданина на случай смерти. Пожертвованием, согласно Гражданскому кодексу, поясняет Сенат, признается дарение вещи или права в общеполезных целях. В свою очередь, в соответствии с другой статьей Гражданского кодекса, договор дарения, предусматривающий передачу дара одаряемому после смерти дарителя, признается недействительным. К такого рода договорам применяются правила Гражданского кодекса о завещаниях. Исходя из этого, Сенат предлагает: анатомический дар - волеизъявление гражданина по распоряжению своими тканями и органами на случай смерти.

Врачебная тайна

Сенат вводит новую норму о том, что врачебная тайна - информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его болезни, интимной и семейной жизни, а также иные данные, полученные при его обследовании и (или) лечении. Предложена еще новая позиция, гласящая, что здоровье - состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Сенат отмечает, что это понятие дано по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Дана новая норма и том, что охрана здоровья - это комплекс политических, экономических, медицинских, социальных и других мероприятий, направленных на обеспечение здоровья населения. Сенат обращает внимание, что определение этого понятия является предметом рассмотрения данного законопроекта.

Бесплатная медицинская помощь и права пациента

Новшество Сената выразилось и в редакции, излагающей, что гарантированный объем бесплатной медицинской помощи - единый по перечню медицинских услуг объем медицинской помощи, оказываемой гражданам Республики Казахстан, определяемый законодательством Республики Казахстан. Еще одна новая редакция от Сената гласит, что государство обеспечивает сохранение благоприятной окружающей среды, которая не оказывает отрицательного влияния на состояние здоровья настоящего и будущего поколений.

В одобренном Мажилисе тексте законопроекта есть слова «утверждает правила защиты прав пациента», которые Сенат исключает. За защитой нарушенных прав граждане обращаются в суд и в органы прокуратуры, поясняет при этом Сенат. Порядок обращения, рассмотрения заявлений определен процессуальным законодательством и специальным законом. Кроме того, подчеркивает Сенат, законопроект в целом направлен на реализацию и защиту конституционного права граждан на здоровье. Подобной компетенцией у уполномоченного органа и Правительства, считает Сенат, закладывается возможность принятия подзаконного акта, который наряду с законом будет регулировать защиту прав пациентов.

Как отмечается Сенатом, им вносится пакет соответствующих поправок в целях разграничения компетенции и согласованного функционирования всех государственных органов государства. По мнению этой Палаты, за местными исполнительными органами необходимо закрепить реализацию региональных программ в области охраны здоровья граждан, которые ими же разрабатываются и вносятся на утверждение представительных органов.

Сенат излагает, что граждане бесплатно обеспечиваются скорой медицинской помощью. Мажилис при этом добавляет «…при состояниях, угрожающих жизни и здоровью». У Мажилиса далее пишется, что оказание медицинской помощи гражданам осуществляется на основании договора, заключенного между пациентом и субъектом здравоохранения по форме утвержденной Правительством. У Мажилиса потом записано, что получение платной медицинской помощи у субъектов здравоохранения производится на основаниях и в порядке, установленных Правительством.

В связи с этим Сенат разъясняет, что сопутствующими к правительственному законопроекту поправками уже предусмотрено, что скорая медицинская помощь - это форма предоставления медицинской помощи при возникновении заболеваний и состояний, требующих экстренной медицинской помощи для предотвращения существенного вреда здоровью или устранения угрозы жизни. И далее поясняет, что, кроме того, договор между пациентом и субъектом здравоохранения заключается только при оказании последним платной медицинской помощи. Поскольку согласно закону «О системе здравоохранения» порядок возмещения затрат медицинских организаций по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи определяется Правительством.

Права беременных, больные СПИД и дети

Далее Сенат, со ссылкой на закон «О труде в Республике Казахстан», делает законодательную коррекцию, касающуюся отпуска по беременности и родам, режиму рабочего времени, условиям труда беременных женщин и кормящих матерей. Затем, заменяя только слова «государственные органы, работодатели» на слово «государство», Сенат продолжает текст одной из статей в редакции Мажилиса. Теперь она гласит, что государство обеспечивает развитие сети специальных медицинских и детских реабилитационных, оздоровительных организаций и создает необходимые условия для их деятельности. Свою поправку Сенат обосновывает тем, что данная норма в императивной форме обязывает всех работодателей создавать указанные организации, развивать и создавать условия для их деятельности. Это противоречит принципу свободы предпринимательской деятельности. Более того, продолжает Сенат, эта норма декларативна, поскольку ответственность за ее неисполнение нигде не установлена законами.

После мажилисовских слов в законопроекте «ВИЧ - инфицированные» Сенат добавляет «больные СПИД». Поясняя это стремлением не допустить возможного произвольного толкования рассматриваемой нормы и ограничения прав несовершеннолетних, больных СПИД. Другую поправку эта Палата объясняет тем, что надо закрепить право детей получать знания в области охраны здоровья в целом, а не только репродуктивного здоровья.

Здоровье мужа - тайна для жены

Раздумья Сената вызвала строка в одобренном Мажилисом тексте законопроекта о получении имеющейся информации о состоянии своего здоровья, здоровья супруга (супруги), близких родственников. Сенат утверждает, что реализация указанного права пациента зависит только от него самого. Частичное предоставление информации о состоянии здоровья искажает восприятие действительности и может негативно повлиять на принятие и совершение неотложных действий (например, совершение завещания). Информация о состоянии здоровья является личной, врачебной тайной. Пункт 1 статьи 18 Конституции гласит, что каждый имеет право на неприкосновенность личной тайны. Согласно статье 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную жизнь. Правом на информацию о состоянии своего здоровья обладает только пациент и разглашение без его согласия такой информации посторонним лицам, даже супругам, родителям или детям возможно только в установленных законом случаях.

Согласно статье 10 Конвенции о защите прав и достоинства человека и в связи с применением достижений биологии и медицины (Конвенции о правах человека и биомедицине), каждый человек имеет право ознакомиться с любой собранной информацией о своем здоровье, и с медицинской документацией. Это будет способствовать защите прав пациента, в том числе и при судебном оспаривании действий медицинских работников. Соответственно этому Палата предложила новую норму в проект закона.

Судебная жалоба на медиков

С точки зрения Сената граждане, которые оказались неудовлетворенными качеством оказания медицинской помощи, имеют право жаловаться не только на действия, но и бездействия медиков. И не только в судебные органы, но и в другие, например, когда ответчик - иностранец. И, напротив, считает Сенат, вводя новую редакцию, медицинская организация вправе обратиться в орган опеки и попечительства и (или) в суд для защиты интересов. Это при отказе родителей и (или) законных представителей несовершеннолетнего лица либо законного представителя недееспособного лица от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц.

Поправки Сената в одобренный Мажилисом правительственный законопроект касаются также страдающих психическими расстройствами (заболеваниями) и совершивших общественно опасное деяние, оказания медицинской помощи в отношении лиц, не достигших восемнадцати лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными. Они имеют отношение и к обязанностям гражданам с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Поправки касаются медицинской помощи военнослужащим, сотрудникам органов национальной безопасности, внутренних дел, уголовно-исполнительной системы органов юстиции, противопожарной службы, финансовой полиции, членам их семей и пенсионерам этих ведомств, а также тем, кто пребывает в местах не столь отдаленных.

Последующие поправки Сената относятся к таким понятиям, как прекращение искусственных мер по поддержанию жизни, констатации биологической смерти или необратимой гибели головного мозга, оформления завещателем анатомического дара, запрете на куплю-продажу человеческих органов.

Изъятие и пересадка человеческих органов

Сенат заявляет, что не разрешен вопрос о допустимости изъятия органов и (или) тканей у несовершеннолетних и (или) недееспособных лиц. Палата ссылается на статью 20 Конвенции о защите прав и достоинства человека. Исходя из этого и в связи с применением достижений биологии и медицины изъятие органов и тканей у человека, не способного дать на это согласие, запрещается, но в исключительных случаях допускается при определенных установленных условиях. С учетом сказанного Сенатом предложена новая законодательная норма. Она гласит, что изъятие органов и (или) тканей у живого донора, являющегося несовершеннолетним и (или) недееспособным лицом, возможно только при одновременном соблюдении ряда условий. Должно быть согласие его законных представителей, получивших необходимую информацию о состоянии здоровья. В условия входит и отсутствие другого совместимого донора, способного дать соответствующее согласие, а также то, что реципиент является братом или сестрой донора. Предусматривается, что трансплантация призвана сохранить жизнь реципиента. Надо соблюсти требование о том. что потенциальный донор не возражает против изъятия. Нужно иметь в виду, что согласие законных представителей несовершеннолетних и (или) недееспособных лиц может быть отозвано в любой момент до начала медицинского вмешательства.

У живого донора с его письменного согласия с нотариально засвидетельствованной подписью могут быть изъяты для трансплантации один из парных органов, часть органа или ткани, отсутствие которых не повлечет за собой необратимого расстройства здоровья. Так гласит одобренная Мажилисом законодательная норма. Сенат считает. Что здесь смешаны две нормы с различными правовыми целями и задачами. Целью разработчика было, во-первых, установление обязательности письменного согласия живого донора на изъятие органов, тканей. И, во-вторых, установление его допустимости только в отношении парных органов, отсутствие которых не повлечет необратимого расстройства здоровья. Из предложенной редакции, отмечает Сенат относительно одобренной Мажилисом нормы, возникает следующий вопрос - без такого согласия могут быть изъяты иные, не парные органы? Так как пожертвование живым донором своих органов и (или) тканей является сделкой, постольку нотариального удостоверения требует сама такая сделка, а не подпись донора. Таково заключение Сената, исходя из всего этого, изложившего свою редакцию статьи.

Между жизнью и смертью

Касательно другой редакции Мажилиса Сенат считает, что отождествление лица, головной мозг которого необратимо погиб, с умершим лицом недопустимо. Умершим следует считать лицо при наступлении биологической смерти, констатируемой на основании определенной совокупности признаков. Пожелания умершего лица учитываются не в полной мере. Допускается трансплантация при наличии отказа умершего, данного им при жизни, на изъятие - достаточно отсутствие отказа его близких родственников и (или) законных представителей. В данном случае следует исходить из приоритета пожеланий самого умершего. Помимо этого, умершим, кроме несовершеннолетних, может быть недееспособное лицо. Что понимается под официальным оформлением в законопроекте не разъяснено - говорится в обосновании Сената. Такое требование создаст лишь препоны для волеизъявления родственников и законных представителей умершего. С точки зрения Сената, задачей данной нормы является установление именно презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей при отсутствии соответствующего отказа. Для недопущения изъятия органов и (или) тканей умершего достаточно волеизъявления даже одного из близких родственников. Ибо их круг весьма широк. Вследствие всего этого Сенат сформулировал следующее законодательное понятие. Редакция такова: изъятие тканей и (или) органов (части органов) для целей трансплантации может быть произведено только при констатации биологической смерти или при необратимой гибели головного мозга (смерть мозга), зафиксированной консилиумом врачей-специалистов. Далее в этом пункте следует оговорка: «при условии отсутствия письменного несогласия на такое изъятие, данного лицом при жизни или его супругом (супругой), близким родственником и (или) законным представителем на момент изъятия органов и (или) тканей».

Процедуры для поправок

Сведенным в Сравнительную таблицу на 51 странице с 47 позициями поправкам Сената предстоит пройти теперь в Палате ряд законодательных процедур, прежде чем будет определена позиция Мажилиса. Они будут рассматриваться в пакете с сопутствующими законодательными нововведениями в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, законы «О лицензировании», «Об образовании», «О труде в Республике Казахстан», «О принудительном лечении граждан, больных заразной формой туберкулеза», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О системе здравоохранения», «О лекарственных средствах», «О техническом регулировании».

Разработчиком основного проекта закона и сопутствующих к нему поправок является министерство здравоохранения. Представлял их в Парламенте министр Ерболат Досаев. Головными комитетами в обеих палатах являются комитеты по социально - культурному развитию.

Жигер Байтелесов - гл. консультант Пресс-службы Аппарата Мажилиса - 746304


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии