Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Налоговые поправки: позиция разработчиков и мнение экспертов

Фото : 5 июня 2006, 13:58

АСТАНА. 5 июня. КАЗИНФОРМ /Жигер Байтелесов/ - В Мажилис поступили из Правительства новые налоговые поправки, сообщает корреспондент Казинформа. Законодательным проектом предусмотрены нормы, которые направлены на противодействие незаконному предпринимательству, а также на совершенствование процедур возврата налога на добавленную стоимость (НДС) по экспортным операциям. Речь идет о фирмах-однодневках и вилке штрафов. Говорится в них и об акцизной политике, о теневой экономике.

Правительство предлагает внести изменения по снижению налогового бремени и усилению администрирования.

Крупной проблемой, обращают внимание авторы поправок, связанной с деятельностью субъектов незаконного предпринимательства, является возмещение НДС по лжеэкспортным операциям. Последствия подобных действий более опасны, чем уклонение от налогообложения, поскольку связаны с изъятием средств из бюджета. В целях совершенствования данной процедуры разработчиками предлагается актуализировать перечень необходимых документов для определения сумм НДС, подлежащих возврату. В связи со сложностью выявления незаконных требований по давним экспортным операциям вводится ограничение по сроку обращения за возвратом. Налоговому комитету предоставляется право проверять не только непосредственных поставщиков, но и все звенья цепи «производство-реализация». Это позволит эффективно противодействовать схемам с множеством «фирм-однодневок».

Как отмечает Правительство, подобное укрепление административных процедур производится параллельно с совершенствованием самого механизма возврата. Предлагается законодательно утвердить ответственность таможенного органа за достоверность документов, подтверждающих экспорт товаров. Это значительно сокращает время на проверку достоверности возврата НДС, ибо избавляет от рассылки запросов. Предлагается производить возврат без проверки при устранении ранее выявленных нарушений. Налогоплательщикам предоставляются дополнительные варианты использования возмещаемых сумм НДС.

Авторами дополнительно к изложенным мерам предлагаются изменения, связанные с общим укреплением администрирования. А именно: предоставить право налоговому комитету требовать представления консолидированной отчетности, в частности, по дочерним предприятиям, находящимся за рубежом. Это позволит эффективно устранять схемы уклонения от налогообложения с применением оффшорных юрисдикций. Предлагается публиковать в средствах массовой информации списки недобросовестных работодателей, которые имеют задолженность по обязательным пенсионным взносам. Это позволит, заверяют разработчики нововведений, работникам контролировать действия работодателя.

В целях реализации этих идей снимается неоднозначность толкования института представительства в налоговом законодательстве. Исключается необходимость личного участия налогоплательщика в снятии с учета в налоговом органе при смене места нахождения. При осуществлении государственной регистрации и снятии запрос об отсутствии задолженности будет производиться не налогоплательщиком, а регистрирующим органом. Для предоставления большему количеству налогоплательщиков возможности защищать свои интересы в суде снижаются ставки государственных пошлин в судах, и меняется база исчисления пошлины. Предлагается также освободить некоммерческие и социальные организации от уплаты авансовых платежей, а крестьянским хозяйствам представлять заявление на применение соответствующего специального налогового режима один раз вместо ежегодной подачи. Организации, осуществляющие строительство и эксплуатацию подземных сооружений, будут освобождены от уплаты роялти. Сборы за регистрацию ипотеки судна, механических транспортных средств, речных и морских судов, воздушных судов объединяются в один. Продлеваются сроки предоставления декларации и расчетов, уплаты налогов от 5 до 10 дней.

Правительство обращает внимание, что в предлагаемых Мажилису поправках уточняются понятия «служебная командировка» и «право требования». Порядок выдачи разовых талонов местными исполнительными органами будет согласовываться с налоговым комитетом. Это унифицирует процедуру и сделает ее понятной населению. Устанавливается порядок применения конвенций об избежании двойного налогообложения (конвенции) резидентами. Разработчиком предлагается конкретизировать и прочие нормы налогового законодательства с целью их однозначного толкования. Такой шаг сделает, утверждает Правительство, ведение предпринимательской деятельности в Республике Казахстан более предсказуемым.

В настоящее время, отмечают авторы поправок, представители налоговых органов имеют возможность выбирать размер налагаемого штрафа произвольно в пределах, установленных в Кодексе об административных правонарушениях. Такая практика вызывала нарекания налогоплательщиков, потому что создавала условия для проявления коррупции. Поправками предполагается заменить минимальные и максимальные размеры административных штрафов едиными ставками. Эти проекты, по замыслу их авторов, должны упростить многие административные процедуры. Вместе с широким применением информационных технологий это позволит снизить время налогоплательщика, затраченное на общение с представителями налоговых органов.

Наряду с этим, проектом предлагается расширить освобождение операций по финансовому лизингу от НДС на сублизинг и предоставить льготу по корпоративному подоходному налогу организациям, осуществляющим первую передачу активов сублизингодателю. Это сделает лизинг более доступным для малых форм предпринимательства, не способных самостоятельно работать с лизинговыми компаниями.

В правительственных нововведениях предлагается уточнить льготную норму по отнесению на вычет расходов на обучение физических лиц, с которыми не заключены трудовые договора. Вычету будет подлежать не только оплата обучение, но и расходы на проезд к месту учебы при поступлении и обратно при окончании, проживание и питание обучаемого лица. Эта мера сделает, утверждают авторы, ранее установленную норму комплексной. Это расширит, в свою очередь, количество организаций, желающих создать кадровый резерв, а, следовательно, повысить профессиональный уровень персонала. Намечается привести нормы режима налогообложения аффинированных драгоценных металлов в соответствие с режимом обложения финансовых инструментов. Это видится через освобождение оборотов аффинированного золота и платины от НДС, а также применение нулевой ставки при реализации производителями аффинированного золота. Это станет стимулом для развития рынка драгоценных металлов в Казахстане. А финансовым организациям, в том числе пенсионным фондам, позволит диверсифицировать свои активы и снизить риски финансового сектора.

Поступившие в Мажилис налоговые поправки содержат также нормы по совершенствованию акцизной политики. Согласно Налоговому кодексу, подакцизные товары (за исключением виноматериала и пива) подлежат маркировке акцизными марками и/или учетно-контрольными марками. При этом нормы Таможенного кодекса, законов «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий» и «О регулировании торговой деятельности» не предусматривают использование маркировки учетно-контрольными марками. В связи с этим, поясняет Правительство, возникает необходимость приведения названных законодательных актов в соответствие с указанной нормой Налогового кодекса. Поправки предусматривают формирование единого информационного банка данных о производстве и обороте подакцизных товаров. Предполагается вместе с этим внедрение прогрессивных методов контроля над оборотом отдельных видов подакцизных товаров через систему учета единицы продукции. Как считают авторы поправок, данные меры позволят защитить легальную продукцию от фальсификации. Они дают возможность определить легальность происхождения посредством использования учетно-контрольных марок и создать экономически благоприятные условия для производства качественной, конкурентоспособной продукции.

Правительство подчеркивает, что главной задачей поправок является также приведение закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации, международных стандартов.

Эксперты считают в поправках в Налоговый кодекс необходимым обратить внимание на санкцию, касающуюся размеров штрафов. В отличие от предыдущей редакции статьи вилка штрафов существенно увеличилась. Разработчиком поправок не предложены какие-либо аргументы об ужесточении наказания и увеличении вилки штрафов. Данная мера, считают эксперты, является нелогичной по причине установления разработчиком поправок строго определенных размеров штрафов. Следует также учесть мнение многих криминологов, которое выражается в том, что суровое наказание может порождать жестокие и более тяжкие преступления. Эксперты обращают внимание и на то, что авторами правительственных поправок, предлагается криминализация деяний в отношении имущества, на которое наложено ограничение в распоряжении в счет налоговой задолженности. Для криминализации деяний необходимо предоставление четкого обоснования, статистических данных, изучение практического опыта. Однако их нет, и в связи с этим, полагают ученые, введение в Уголовный кодекс нового вида преступления является необоснованным.

В заключении научной криминологической экспертизы говорится, что особое внимание следует уделить также изменениям, вносимым в Кодекс об административных правонарушениях. Поправками предлагается ввести четко определенные размеры штрафов за совершение административных правонарушений. Однако, заявляют эксперты, это противоречит принципам административного права и правилам наложения административных взысканий. Одними из них являются соразмерность административного взыскания совершенному правонарушению, принцип справедливости, наложение взыскания с учетом смягчающих или отягчающих вину обстоятельств. Нельзя, считают эксперты, устанавливать конкретно определенные размеры штрафов только за совершение налоговых правонарушений. Аргументируя данные изменения как один из способов борьбы с коррупцией, разработчик поправок вводит нормы, которые, убеждены эксперты, нарушают права физических и юридических лиц. Разработчиками поправок, по мнению ученых, допускается непоследовательность в нормах, предложенных в Кодекс об административных правонарушениях. Это породит, как они утверждают, вилку штрафов. И в связи с этим эксперты считают, что надо исключить эти позиции из поправок.

Сомнения экспертов вызвали нормы по противодействию незаконному предпринимательству. В них содержатся позиции, которые могут, считают криминологи, ущемлять права и законные интересы хозяйствующих субъектов. По их мнению, недопустимо наделение налоговых органов функциями, которыми обладают органы юстиции.

Согласно пояснению Правительства Мажилису, законодательные нововведения подготовлены в соответствии с мартовским Посланием Главы государства и направлены на создание благоприятных условий для реализации Стратегии вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Достичь этого и предусматривается путем совершенствования налогового администрирования, ликвидации норм, способствующих коррупции и прочих мер, направленных на упрощение административных процедур. Формируется также законодательная основа для широкого применения информационных технологий в налоговых отношениях.

В Мажилисе новыми налоговыми поправками займется комитет по финансам и бюджету.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии