Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Правительство предлагает Мажилису подправить закон о СМИ

Фото : 7 июня 2006, 11:47

АСТАНА. 7 июня. КАЗИНФОРМ /Жигер Байтелесов/ - В последние годы на информационном поле страны происходят новые процессы, связанные с динамичным развитием рынка отечественных масс-медиа, требующие совершенствования казахстанского законодательства в области средств массовой информации.

Как сообщает корреспондент Казинформа, об этом заявлено Правительством, представившем в Мажилис законодательные поправки в действующие три кодекса и два закона. Ожидается, что сегодня на пленарном заседании комитет Мажилиса по социально-культурному развитию проинформирует Палату о поступлении законопроекта с тем, чтобы определить по нему дату подготовки заключения комитетом.

Кодекс об административных правонарушениях затрагивается в части повышения ответственности за нарушения законодательства о средствах массовой информации, в том числе за осуществление деятельности без переучета средств массовой информации. Нововведение предусматривает штраф. На должностных лиц - в размере от пяти до десяти, на собственников средств массовой информации, юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, - в размере от десяти до пятидесяти месячных расчетных показателей. На юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от двухсот до трехсот МРП - с конфискацией продукции СМИ. Все это «светит» за распространение продукции средства массовой информации, а также сообщений и материалов информационного агентства без постановки на учет либо после вынесения решения о приостановлении, прекращении их выпуска (выхода в эфир). Или признании свидетельства о постановке на учет утратившим силу.

Распространение передач по телерадиовещательным каналам на государственном языке по времени меньшего суммарного объема передач на других языках. Без штрафа не обойдется и в этом случае. Размер его соответствует вышесказанным. Только в этот раз помимо перспективы лишиться денег и конфискации продукции присовокупляется возможность получить приостановление выпуска (выхода в эфир) печатного или электронного издания на срок до трех месяцев. Если нарушение с госязыком совершается повторно в течение года после наложения административного взыскания, то штрафы возрастают в десятки раз. В первом случае - от 20 до 50, во втором - от 150 до 250, в третьем - от 500 до 1000 МРП. Причем с лишением лицензии на деятельность по организации телевизионного и (или) радиовещания и запрещением выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации.

Приостановление выпуска (выхода в эфир) издания на срок до трех месяцев плюс палитра штрафов: от 20 до 40, от 100 до 200, от 800 до 1000 МРП. Это за: производство, изготовление (тиражирование, печать) и (или) распространение продукции СМИ, а также сообщений и материалов информационного агентства без переучета в случаях смены собственника либо его организационно-правовой формы, наименования. И то же - названия СМИ, изменения языка издания либо вещания, территории распространения, основной тематической направленности, главного редактора (редактора), адреса редакции, периодичности выпуска. Повторится в течение года после наложения административного взыскания - повлечет запрет выпуска (выхода в эфир) издания.

Вносимые изменения в Кодекс позволят, обосновывает разработчик свои поправки, урегулировать вопросы наступления ответственности в случае изменения главного редактора (редактора), адреса редакции, периодичности выпуска, а также в целях повышения ответственности должностных лиц и собственников СМИ.

Налоговый кодекс дополняется новой законодательной нормой о сборе за постановку на учет, переучет издания. Он производится и при получении дубликата документа, удостоверяющего постановку. Последнее осуществляется уполномоченным органом в области СМИ в порядке и случаях, установленных законодательным актом. Плательщиками сбора являются физические или юридические лица, создающие СМИ, подлежащие постановке на учет, переучет в соответствии с законодательным актом. Сумма сбора исчисляется по ставкам, установленным Правительством, и уплачивается до подачи соответствующих документов в уполномоченный орган, и вносится в бюджет по месту регистрационного учета плательщика. Возврат уплаченных денег не производится. За исключением случаев отказа лиц, уплативших сбор, от постановки на учет, переучет издания до подачи соответствующих документов в уполномоченный орган. При этом возврат производится после представления плательщиком документа, выданного уполномоченным органом, подтверждающим непредставление указанным лицом документов на осуществление постановки на учет, переучет СМИ.

Авторы поправок в Налоговый кодекс поясняют, что они подготовлены с учетом международной практики.

Бюджетный кодекс. Поправка в него обусловлена вышеназванной новой редакцией в Налоговый кодекс.

«О лицензировании». Данный закон меняется в части перевода типографской (полиграфической) деятельности в лицензируемый вид.

Эта поправка разработана, пишут ее авторы, в целях обеспечения национальной безопасности государства. В этой связи разработчики предлагают лицензиаром определить МВД. Аналогичный опыт, ссылаются авторы, имеется в США в части лицензирования издательской деятельности.

«О средствах массовой информации». Этот закон претерпевает такие изменения, как замена словами «три месяца» слова «полугодие» в подпункте третьем первой статьи, а также «полугодие» вместо «год» в четвертом подпункте той же статьи. Появляется дополнение в виде подпункта четвертого в пункте 2 - 1 в статье седьмой. Его содержание: граждане, являвшиеся главными редакторами (редакторами) средств массовой информации, по вине которых выпуск, выход в эфир издания был прекращен решением суда. Подпункт третий первой статьи гласит теперь, что периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в три месяца. Разработчик поясняет, что делается это в целях конкретизации периодичности выпуска СМИ. К примеру, на практике газеты и журналы издаются следующей периодичностью: ежедневной, еженедельной, ежемесячной, ежеквартальной, один раз в два месяца. Более того, говорит разработчик, введение данной поправки позволит значительно сократить количество поставленных на учет, но не издающихся СМИ, сбросить лишний балласт не действующих СМИ, а также «запасных СМИ» у отдельных собственников. По состоянию на 1 марта 2006 года, приводит данные разработчик, из 6646 СМИ, поставленных на учет, издаются и выходят в эфир 2466 (37 процентов), снято с учета 2438 (36,9 процента) и 1742 (26,1 процента) - не приступали к выпуску, выходу в эфир (т.е. являются балластом). Такое же обоснование приводится авторами ниже и в отношении электронных изданий.

В новой редакции предстает и десятая статья о постановке на учет, переучете СМИ. Она гласит, что СМИ, кроме WEB-сайтов, распространяемые на территории Казахстана, независимо от формы собственности, подлежат обязательной постановке на учет в уполномоченном органе. В этой статье есть оговорка, что сбор за переучет СМИ не взимается в случаях изменения языка издания либо вещания, территории распространения, главного редактора (редактора), адреса редакции и периодичности выпуска. Заявление об учете, переучете СМИ подлежит рассмотрению в течение пятнадцати дней со дня поступления. По итогам уполномоченный орган выдает собственнику СМИ свидетельство о постановке на учет, либо отвечает отказом. Это могут быть шесть причин. Если ранее было выдано свидетельство изданию с тем же названием и распространением на ту же территорию. Или - сходной до степени его смешения с названием ранее созданного издания. Во-вторых, если содержание заявления не соответствует требованиям статьи одиннадцатой, и подано до истечения года со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении выпуска (выхода в эфир) СМИ. Отказ последует, когда не уплачен сбор, и тогда, когда к заявлению о переучете ввиду смены собственника не приложен нотариально удостоверенный договор, подтверждающий передачу прав собственности на средство массовой информации другому лицу. Шестой причиной может стать то, что если к постановке на учет заявлено СМИ с тем же названием (частью названия) и тематической направленностью или дублирующей название и тематическую направленность издания. При том обстоятельстве, когда его выпуск, выход в эфир ранее прекращен судом. И в случае подачи заявления собственником либо главным редактором (редактором) ранее запрещенного судом СМИ.

Далее в статье десятой говорится о том, что собственник периодического печатного издания сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции средства массовой информации в течение трех месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет. Собственник теле-, радио-, видео-, кинохроникальной программы, информационного агентства сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции средства массовой информации, распространению сообщений, материалов информационного характера в течение шести месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет. Свидетельство о постановке на учет средства массовой информации решением уполномоченного органа признается утратившим силу в случае пропуска срока выпуска продукции средства массовой информации. Теряет оно свою силу и после трехмесячного прекращения выпуска продукции средства массовой информации. За исключением случаев приостановления судом выпуска, выхода в эфир средства массовой информации. Издание подлежит переучету в случаях смены собственника либо его организационно-правовой формы, наименования, а также названия СМИ, изменения языка издания либо вещания, территории распространения, основной тематической направленности, главного редактора (редактора), адреса редакции и периодичности выпуска.

При этом, как поясняется авторами поправок в эту статью, будут предусматриваться льготы для изданий ориентированных на детей, подростков, образовательного, культурно-просветительского характера.

Одиннадцатая статья дополняется позициями такого содержания, как «фамилия, имя, отчество главного редактора (редактора)» и «адрес редакции». Это подпункты шестой и седьмой в части первой статьи. В соответствии с законом о СМИ, поясняет разработчик, запрещается гражданам, признанным судом недееспособными, имеющими на момент назначения судимость, которая не снята или не погашена в установленном законом порядке, иностранцам либо лицам без гражданства назначаться на должность главного редактора (редактора). С учетом этого перечень сведений, указываемых в заявлении, дополняется новым параметром. Относительно адреса редакции поясняется, что делается это для наличия взаимосвязи между редакциями, физическими и юридическими лицами. Во второй части слово «документ» меняется на слова «нотариально удостоверенный документ». Абзац третий той же статьи гласит: «для юридических лиц - нотариально удостоверенные свидетельство о государственной регистрации юридического лица, учредительные документы».

Заключение научной правовой экспертизы к правительственным поправкам дано от Казахского гуманитарно-юридического университета. Эксперты, в частности, отмечают, что однозначно не решен комплекс вопросов, связанных с налоговым сбором со СМИ. А именно: в каком подзаконном акте, и на каких условиях будут определены критерии и принципы формирования дифференцированного подхода к установлению налоговых сборов (ставок) при постановке на учет СМИ? Какой именно государственный орган будет разрабатывать этот акт? Будет ли реально учтен различный статус СМИ и их собственников как субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства при их регистрации и перерегистрации (учете и переучете)? Вызывает сомнение экспертов строка поправки «собственник средства массовой информации должен иметь обязательный резерв не менее 5000 расчетных показателей…». В данном случае, заявляют эксперты, представляется нецелесообразным устанавливать единую ставку обязательного резерва ко всем без исключения СМИ: как государственным, так и к частным. Ученые обращают внимание на то, что нужно здесь учитывать не только формы их собственности, но и их бюджет, время или сроки их нахождения или присутствия на медиа-рынке Казахстана, финансовую состоятельность собственников и другие объективные факторы. Применение дифференцированного подхода в одном случае (при взимании налоговых сборов при постановке на учет СМИ) и его исключение в другом, то есть в рассматриваемом случае, выглядит, следовательно, противоречивым.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии