Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Не загоняйте малый бизнес в тень. Законопроект «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма»

Фото : 9 июня 2006, 15:36

По законопроекту «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» в бизнес-сообществе развернулись горячие дискуссии. Так, предпринимателей прежде всего беспокоят нормы проекта, которые позволяют финансовым организациям — субъектам финансового мониторинга по своему усмотрению приостанавливать «подозрительные» финансовые операции. Однако эта мера негативно отразится на оперативности бизнеса, и как ее следствие — возможен уход среднего и малого бизнеса в «тень», сокращение безналичного оборота и собираемости налогов. При этом предприниматели подчеркивают, что критерии подозрительности финансовых операций, не будучи отраженными в законе, а только в подзаконных актах, предоставят работникам финансовых организаций возможность достаточно вольно их трактовать и применять.

Анализируя это предложение законопроекта, представители финансовых организаций сформулировали свою позицию по этому вопросу.

Во-первых, предлагается исключить из субъектов финансового мониторинга аудиторские компании, фондовую биржу, центральный депозитарий и накопительные пенсионные фонды.

Во-вторых, некоторыми финансовыми организациями предлагается пересмотреть пороговые значения финансовых операций, установленные в законопроекте, по которым предусмотрено обязательное информирование финансовой разведки. Так, для операций, проводимых через банки, предлагается увеличить пороговые суммы: вместо 30 тысяч долларов, предусмотренных проектом, — до 50—300 тысяч долларов. По операциям с недвижимостью вместо 100 тысяч долларов предлагается увеличить пороговые значения до 350—500 тысяч долларов. По операциям с ценными бумагами вместо 100 тысяч долларов предлагается увеличить их до 500—700 тысяч долларов. При этом мониторить операции с ценными бумагами лишь в случаях, если они совершаются наличными.

В-третьих, финансисты полагают, что операции по ввозу (вывозу) наличной иностранной валюты и операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них, совершаемые организациями, имеющими соответствующую лицензию, мониторингу подлежать не должны. Кроме того, предлагается, чтобы сейфовые операции и операции между субъектами финансового мониторинга не подлежали финансовому мониторингу.

Особую дискуссию вызвал вопрос о том, какой государственный орган будет выполнять функции органа финансовой разведки. В разных странах применены различные модели. На наш взгляд, не столь принципиальным является вопрос — какой орган будет выполнять функции финансовой разведки или при ком он будет создан. Главное, чтобы этот орган действовал на принципах обеспечения конфиденциальности получаемой информации, независимости и четкого выполнения законодательно закрепленных за ним функций. Безусловным и обязательным условием его функционирования является профессиональная подготовка его сотрудников в области финансов, международного права, проведения банковских операций, информационных технологий.

Финансисты считают необходимым ввести закон в действие только после истечения одного года со дня его принятия, а не шести месяцев, как предлагается проектом. Это объясняется тем, что субъекты финансового мониторинга и, прежде всего, банки должны основательно подготовиться к его реализации, что потребует времени на обучение персонала, закупку и внедрение программного обеспечения и соответствующих финансовых затрат.

Большинство финансистов понимает актуальность такого закона. Этого требует не только глобализация международных отношений, расширение и универсализация международных финансовых расчетов, но и нормы иностранных банков, с которыми имеются корреспондентские отношения. Необходимость борьбы государства с отмыванием денег, полученных незаконным путем, и с финансированием терроризма вытекает из требований международных соглашений. В том числе целого ряда конвенций ООН, Совета Европы, директив ЕС, Бухарестского плана действия по борьбе с терроризмом, принятого в рамках ОБСЕ и известных рекомендаций ФАТФ. Однако хочется верить, что при принятии законопроекта будут учтены и мнения всех заинтересованных сторон.

Аскар УРТЕМБАЕВ,

директор юридического департамента, советник председателя совета Ассоциации финансистов Казахстана

Причин, диктующих необходимость принятия закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», великое множество. В их числе: финансирование организованной преступности; воспрепятствование должному функционированию финансовой системы государства; диверсионные действия в отношении законного предпринимательства; преступления в сфере налогообложения; угроза экономической и политической стагнации развивающегося государства. А также — негативное влияние на мировую экономику.

В частности, МВФ видит это влияние в непрогнозируемом изменении спроса на денежные ресурсы, ужесточении пруденциальных нормативов для банков второго уровня, изменении в структуре международного капитала и обменных курсов в результате не планируемого перемещения денег. Легализованные доходы, полученные незаконным путем, поглощаясь мировой экономикой, подрывают стабильность национальных валюты и экономики государств. Международное сообщество признает противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем одним из важнейших элементом борьбы с терроризмом.

Однако цели, преследуемые законом, не должны препятствовать развитию бизнеса. Проведя комплексный анализ правовых норм проекта закона, мы отмечаем основные его недоработки.

1. В проекте не уточнено, кто из объектов финансового мониторинга подпадает под его действие. Распространяется ли действие закона, помимо резидентов и на нерезидентов республики, лиц без гражданства.

2. Проект содержит понятие «подозрительная финансовая операция», которое, на наш взгляд, является абстрактным и поглощает все финансовые операции. Необходимо определить исчерпывающий перечень критериев, позволяющий отнести финансовую операцию к этой категории.

3. В проекте не учтена специфика рынка ценных бумаг, где операции с финансовыми инструментами производятся как на организованном, так и на неорганизованном рынке. В целях избежания двойного мониторинга необходимо уточнить, кто из них обязан предоставлять сведения в уполномоченный орган.

4. Приобретение ценных бумаг осуществляется как за наличный, так и за безналичный расчет. При безналичных расчетах деньги клиентов отражаются на банковских счетах. Банки как субъекты финансового мониторинга обязаны информировать уполномоченный орган о проведении операций по счетам клиентов. Поэтому в законе целесообразно закрепить за профучастниками рынка ЦБ мониторинг операций с бумагами, приобретенными исключительно за наличный расчет.

5. В соответствии с государственной программой, поставлена задача по созданию благоприятных условий для развития рынка ценных бумаг, расширению возможностей инвестирования предприятий реального сектора. Однако максимальный объем операций купли-продажи ценных бумаг в размере сто тысяч долларов, как не подлежащий мониторингу со стороны уполномоченного органа, не будет стимулировать инвесторов. А ведь операции с ценными бумагами относятся к наиболее прозрачным и контролируемым госорганами. В связи с этим считаем необходимым увеличить объем операций с ЦБ, не подлежащий мониторингу, до одного миллиона долларов.

6. В соответствии с проектом в обязанности субъектов финансового мониторинга входят обязательное документальное фиксирование и представление сведений в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции. Считаем этот срок необоснованно малым, так как субъект не всегда имеет возможность установить полные сведения, в частности, адрес места жительства и места нахождения — на момент проведения операции. Тем самым было бы целесообразнее увеличить срок представления сведений в уполномоченный орган до трех рабочих дней.

Станислав ИЛЬЯЕВ,

Самир ХАСАНОВ,

департамент Private Banking АО «Народный банк Казахстана»


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии