Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Выступление Президента РК Н.А. Назарбаева на 15-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов (Астана, 9 июня 2006 года)

Фото : 9 июня 2006, 18:28

Прошло восемь лет со дня основания Совета иностранных инвесторов. Сегодня необходимость создания такого Совета и эффективность его деятельности доказаны временем.

Я уверен, что и сегодняшняя наша совместная работа принесёт конкретные результаты.

Как правило, на заседания нашего Совета  выносятся наиболее актуальные проблемы, решение которых требует активных совместных усилий бизнеса и государства. Не является исключением и тема сегодняшнего, пятнадцатого заседания Совета.

Открытость, транспарентность в предоставлении государственных услуг заинтересованным лицам сегодня выступает общепринятым стандартом в работе государственных органов во многих развитых странах мира.

Основной задачей транспарентности является установление отчётности государственных органов и чиновников перед общественностью и борьба с коррупцией. Существенную роль в обеспечении прозрачности деятельности госорганов играют средства массовой информации. Полноценное освещение в СМИ работы органов исполнительной власти и процессов принятия государственных решений является важнейшим инструментом построения демократического общества.

Всем известно, что как социальное явление коррупция сегодня характерна для всех стран планеты, в том числе и государств с развитой экономикой и давними демократическими традициями. Но в настоящее время эта проблема и связанная с ней организованная преступность приобретают все более глобальный характер.

Признавая коррупцию как общенациональную проблему, сегодня в нашем государстве продолжается системная и целенаправленная работа по предупреждению и пресечению коррупции во всех её проявлениях. И я хочу проинформировать вас о проводимой в стране работе по обеспечению транспарентности работы государственных органов.

Полагаю, вы  знаете, что в последнее время по коррупционным мотивам арестован целый  ряд высокопоставленных чиновников из органов  таможни, внутренних дел, прокуратуры. Недавно состоялось  заседание Совета Безопасности, в результате которого я создал специальную   комиссию. Привлечены к уголовной и административной ответственности и освобождены от своих должностей 63 ответственных работника государственной службы. Эта работа продолжается. И мы проводим ее не потому, что у нас положение хуже, чем у других государств СНГ. Мы считаем, что мы должны достичь более значительных результатов и войти в ряды государств, где эта проблема решается эффективно.

На создание благоприятных условий для деятельности иностранных инвесторов и финансовых институтов в Казахстане направлено также создание независимой судебной системы. Этим самым мы апробируем создание подобных судебных органов в регионе и в стране.

В ближайшее время будет создан специализированный суд регионального финансового центра города Алматы, наделённый  правом рассмотрения всех споров, связанных с деятельностью участников финансового центра.

Очевидно, что важное значение для экономической деятельности в стране имеет защита прав собственности, и в частности -  интеллектуальной.

Наша работа в этом направлении уже  отмечена мировым сообществом. Так, 28 апреля текущего года Казахстан исключён из Наблюдательного списка стран, неадекватно охраняющих права интеллектуальной собственности. Также прекращено производство дела по лишению статуса республики как страны-пользователя Генеральной Системы Преференции в торговле с США. Думаю, это хорошая новость.

Очевидно, что признание мировым сообществом Казахстана как неукоснительного гаранта охраны прав интеллектуальной собственности является значительным шагом в процессе вступления во Всемирную Торговую Организацию.

Другой аспект коррупции - это административные барьеры, бюрократическая волокита и чрезмерное количество проверок. В этом направлении также проводится целенаправленная работа.

К примеру, мы пережили время, когда для регистрации нового бизнеса в Казахстане требовалось иногда до сорока и более дней, то сегодня эти процедуры занимают 10 дней. Мы считаем, что мы достигли здесь большого прогресса.

С 1999 года в стране действует Закон «О государственной службе». Мы первые и пока единственные на территории СНГ приняли этот закон. Сегодня этот закон стал одним из важных инструментов антикоррупционной политики государства, поскольку в нём заложены действенные механизмы противодействия коррупционным проявлениям со стороны госслужащих. Они принимаются на работу по конкурсу, пройдя компьютерное тестирование.

В мае прошлого года был принят Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан, закрепивший нормы поведения и служебной этики госслужащих.

В январе этого года принят Закон «О частном предпринимательстве», закрепивший новый порядок  проведения проверок. Если прежде этот порядок регламентировался подзаконными и ведомственными нормативными правовыми актами в зависимости от сферы предпринимательской деятельности, теперь всё это регулируется на законодательном уровне.

Отмечу, что в дальнейшем при разработке любого законодательного акта, касающегося прав и обязанностей субъектов бизнеса, в этой работе будут принимать участие и предприниматели! Сформировано сообщество предпринимателей «Атамекен», организационный совет которого возглавляю я сам. Мы встречаемся также два раза в год, и экспертный совет «Атамекена» участвует в подготовке законов для передачи в Парламент.

Таким образом, отношения между государством и бизнес-структурами переходят в плоскость активного конструктивного диалога.

Казахстан занимает лидирующее положение в разработке законодательной базы и системы противодействия коррупции среди стран СНГ. В 1998 году  Казахстан первым в СНГ принял Закон «О борьбе с коррупцией», который определил вектор антикоррупционной политики государства.

Для успешного выполнения этого Закона в 2001 году была принята первая Государственная программа борьбы с коррупцией на 2001-2005 годы.

В ее рамках были предусмотрены минимизация контрольно-надзорных функций государственных органов, сокращение размеров «теневой» экономики, ликвидация непрофильных активов в национальных компаниях, более полное социальное обеспечение государственных служащих.  Все эти меры сегодня реализуются, и уже приносят положительные  результаты.

В прошлом году была принята вторая Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы. Её разработка происходила при широком участии республиканских и отраслевых общественных объединений, неправительственных и международных организаций.

Первый этап реализации этой программы  предполагает оптимизацию разрешительных и административных полномочий органов государственного управления, расширение и углубление диалога между обществом, бизнесом и властью, формирование в обществе антикоррупционного сознания, создание обстановки нетерпимости к коррупционным проявлениям, популяризацию мер, предпринимаемых государством  по борьбе с этим злом.

Второй этап направлен на повышение  активности гражданского общества в проведении антикоррупционной политики, создание условий для дальнейшего улучшения инвестиционного климата, расширение международного сотрудничества в     борьбе с этим злом, укрепление престижа государства на международной арене.

Программой предусмотрено внедрение системы противодействия легализации доходов, полученных незаконным путём на основе мониторинга финансовой деятельности и создания единой базы данных. Информация о сомнительных финансовых сделках будет направляться в правоохранительные органы для проверки и принятия мер.

Особое внимание в Госпрограмме уделено международному сотрудничеству. Здесь ставка сделана на налаживание международного информационного обмена о фирмах и предпринимателях, замешанных в коррупционных преступлениях, заключение соглашений о взаимной правовой помощи по уголовным делам, выдачу лиц и возвращений активов, а также оказание содействия в обучении сотрудников правоохранительных органов и другие меры.

Дальнейшей работы требует и интеграция Казахстана в международное антикоррупционное пространство.

Для увеличения прозрачности и подотчётности компаний, работающих в нефтегазовом и горнорудном секторах и  стимулирования эффективного использования ресурсов, Казахстан поддерживает и ведёт работу по применению инициативы Великобритании по развитию прозрачности деятельности добывающих отраслей.

В октябре прошлого года был подписан Меморандум о взаимопонимании в отношении Инициативы прозрачности в Казахстане.  В настоящий момент к Меморандуму присоединились 38 добывающих компаний Казахстана и 52 ассоциации неправительственных организаций, представляющие интересы более тысячи общественных организаций Казахстана. Мы призываем присоединиться к Меморандуму все организации и компании в Казахстане.

В целях максимальной открытости и общего для всех доступа к информации, запущен проект «электронного правительства». Уже функционирует портал «электронного правительства», нацеленный на обеспечение большей открытости и прозрачности при принятии государственных решений и, соответственно, их под¬контрольности общественным институтам. Разрабатывается электронная система государственных закупок. В 2006 году будет завершён информационный этап развития инфраструктуры «электронного правительства», который предусматривает предоставление 933-х  электронных информационных услуг.

Нами создаются Центры обслуживания населения по принципу «одного окна», которые будут оказывать более 50-ти  видов услуг по выдаче различных документов населению. В 2005 году подобные Центры введены в Алматы и Астане. И как отмечено Европейской комиссией, их деятельность может служить образцом для подражания, в том числе для аналогичных организаций европейских стран.

В ближайшее время подобные Центры будут созданы во всех областных городах республики с увеличением количества предоставляемых услуг.

Все эти меры позволят уменьшить бюрократические проволочки, свести к минимуму личный контакт субъектов предпринимательства и контролирующих органов, сделают работу Правительства более прозрачной.

Для выработки дальнейших шагов административной реформы в апреле этого года я  создал рабочую группу под руководством заместителя Премьер-Министра Карима Масимова.

Ее цель - выработка комплексных и конкретных мер по совершенствованию системы госуправления на всех уровнях. Государственных служащих должно быть меньше, но те кто, на госслужбе должны остаться профессиональные и преданные стране кадры.

Ряд функций, непосредственно затрагивающих повседневную жизнь каждого гражданина, будет передан с вышестоящего уровня управления на низовые уровни.

Особое внимание будет уделяться эффективности расходования государственных средств, выделяемых на реализацию  государственных, отраслевых, региональных и бюджетных программ. Будет  внедрена оценка их использования через комплексную систему индикаторов эффективности и результативности. Для повышения качества оказываемых государственных услуг будут внедрены стандарты предоставления государственных услуг и поэтапно осуществлён переход на международные стандарты качества менеджмента. Акцент в деятельности госорганов будет смещён в сторону достижения конкретных измеримых результатов. Будет внедрена рейтинговая система оценки деятельности государственных органов как на центральном, так и региональном  уровнях.

Продолжится работа по снижению административных барьеров для ведения бизнеса, передаче в конкурентную среду несвойственных государству функций.

Для привлечения  квалифицированных специалистов на государственную службу, повышения её престижа, снижения административной коррупции будет создана эффективная система мотивации государственных служащих, в том числе путём повышения уровня оплаты труда в государственном секторе.

Я остановился на основных мерах и перспективах борьбы с коррупцией и повышения транспарентности работы государственного аппарата. Но когда мы рассматриваем этот вопрос, мы должны понимать, из какого общества Казахстан вышел - из системы бывшего Советского Союза и тоталитарного режима. Не так просто поменять взгляды и сознание того поколения. Прежняя психология, к сожалению, еще имеет место быть. Но мы в Казахстане жестко работаем над искоренением этих принципов.

Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча даст возможность взглянуть на эту проблему сквозь призму различных мнений и взглядов. Мы готовы к конструктивному диалогу.

Уверен, что  это будет способствовать не только повышению транспарентности деятельности государственных органов, но и достижению взаимопонимания между бизнесом и властью.

В ходе следующего пленарного заседания предлагается рассмотреть тему «Образование и развитие человеческого капитала». Предложение инициировала иностранная сторона с целью усиления государственных органов. Считаю, что данное предложение соответствует программе развития общества и государства в целом. Недавно я выступил с лекцией в Евразийском Национальном университете в Астане, в которой была обстоятельно рассмотрена тема образования в Казахстане, его адаптации к международным стандартам.

Местом следующей встречи предлагаем город Астана, ориентировочная дата- декабрь текущего года.

Я выражаю благодарность всем присутствующим за участие в 15-м Пленарном заседании Совета иностранных инвесторов. Сегодня мы выслушали очень много ценных рекомендаций и предложений.

Всё мировое сообщество ведёт борьбу с коррупцией, и мы - не исключение. Но, думаю, вы понимаете, что мы взялись за это дело, не потому что в Казахстане слишком плохая обстановка. Просто мы хотим стать еще лучше, войти в круг тех государств, которые абсолютно открыты и которые вызывают большое уважение бизнеса и инвесторов. Мы направили все усилия на искоренение этого зла, которое разлагает моральные устои всего гражданского общества.

Надеюсь, что на этом заседании вы получили  подробную информацию о тех усилиях, которые предпринимает наше государство по борьбе с коррупцией. Мы получили от вас очень ценные рекомендации по дальнейшим действиям.

Объединив силы и ресурсы международных организаций, Правительства Казахстана, бизнеса, представителей неправительственных организаций и гражданского общества, мы сможем найти действенные механизмы преодоления этого зла. Все вместе мы сможем повысить транспарентность всех без исключения сфер взаимодействия государства, бизнеса, общественных организаций и граждан.

Я призываю вас, наших друзей, иностранных инвесторов Казахстана включиться в эту работу. Думаю, что ваш личный опыт и опыт ваших стран подскажет эффективные меры противодействия коррупции.

Казахстан сегодня возглавляет реформирование в постсоветском пространстве, у нас учатся. Мы хотим быть первыми не только в экономике, но и в политике, обеспечении правового порядка в стране. Мы хотим показать пример всему региону и всему постсоветскому пространству.

Я искренне рад, что сегодня мы вновь подтвердили значимость  нашего Совета, разработав рекомендации по улучшению инвестиционного климата в Казахстане. Ваш большой опыт, которым вы делитесь с нашей республикой, ваше мнение имеют  для нас неоценимое значение.

Со своей стороны могу сказать, что у нас есть политическая воля искоренить коррупцию, у нас есть и конкретные, эффективные методы по её преодолению. Мы намерены продолжать целенаправленную работу по формированию правового, демократического и открытого общества, которое само по себе и является главным «лекарством» от коррупции. У нас есть политическая воля довести начатые реформы до конца и вывести Казахстан в ряд высокоразвитых государств.

Хочу выразить надежду на нашу дальнейшую плодотворную работу в рамках Совета, в деле укрепления благоприятного инвестиционного климата в Казахстане и достижения взаимовыгодных результатов.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии