Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

В Мажилисе ограничивают табачную и пивную рекламу

Фото : 13 июня 2006, 10:39

АСТАНА. 13 июня. (Жигер Байтелесов) - Комитет Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе подготовил ко второму чтению законодательные поправки по рекламе. Они непосредственно касаются здоровья граждан и денежных прибылей табачных, пивных и иных компаний, а также средств массовой информации.

По инициативе депутатов в поправках предлагается пакет ограничений на табачную, пивную и т.п. рекламу. Некоторые парламентарии настаивают исключить ее полностью. Нововведения затрагивают Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый кодекс, законы «О местном государственном управлении в Республике Казахстан», «О профилактике и ограничении табакокурения» и «О рекламе».

Кодекс об административных правонарушениях пополняется депутатской мыслью об ужесточении мер административного воздействия. Они предназначены для нарушителей законодательства о профилактике и ограничении табакокурения. Того, кто преступил закон, ждет штраф. Денежная шкала колеблется от пяти до пятидесяти месячных расчетных показателей. К потенциальными обладателям относятся как физические, так и должностные лица. Претендентами могут стать индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого или среднего предпринимательства. Реальные кандидаты на выписку штрафа - юридические лица со статусом субъекта крупного предпринимательства. Если действия всех этих лиц совершатся повторно в течение года после денежного наказания, то гарантирован усиленный штраф. Отсчитывать в казну государства придется сумму, начинающуюся в зависимости от степени содеянного от десяти до ста МРП.

Штрафные санкции вводят депутаты вместе со своей нормой за ретрансляцию в нарушение законодательства теле- и радиопрограмм иностранных средств массовой информации. Здесь у должностных лиц появляется перспектива расстаться с деньгами в сумме от сорока до пятидесяти, а у собственников СМИ, и вкупе с ними у юридических лиц - от семидесяти до ста МРП. При повторном случае в течение года - штрафы ощутимо возрастают с добавкой о приостановке выпуска (выхода в эфир) СМИ на срок до трех месяцев.

Приостановка на такой же период грозит СМИ и в ином случае. Группа народных избранников излагает в своей редакции статью о нарушении законодательства о рекламе. В соответствии с ней производство с целью распространения и размещения на территории республики, а равно распространение и (или) размещение рекламы товаров (работ, услуг) в нарушение требований закона о рекламе влечет штраф в диапазоне от пятидесяти до четырехсот МРП. Его возможный контингент тот же, о котором говорилось выше. Аналогично при распространении, размещении рекламы с нарушением требований законов к ее языку. Те же действия, совершенные с использованием СМИ, опять-таки приведут к заметно возросшему штрафу - от семидесяти до пятисот МРП. Все о чем говорилось повторится в течение года, то тогда снова штраф с более солидной разницей - от ста до шестисот МРП с трехмесячным «карантином» печатного или электронного издания.

Касательно рекламы табака и табачных группа депутатов обращает внимание на то, что курит 32 процента населения Казахстана. По их сведениям, этим уже страдает часть подростков, в том числе 17 процентов мальчиков и девять процентов девочек курят с 11 лет. Курят 7,6 процентов женщин. Ежегодно в республике от болезней, связанных с курением, умирают около 25 тыс. человек. В этой связи реклама табачных изделий не только не целесообразна, но и вредна для общества. Во всех цивилизованных странах реклама табачных изделий запрещена. Законопроект, предложенный Правительством Республики Казахстан, открыто лоббирует интересы табачных изделий.

Налоговый кодекс обновляется инициированной группой депутатов статьей, касающейся, как говорят в народе, уличной рекламы. В соответствии с ней плата за размещение наружной (визуальной) рекламы взимается за размещение наружной (визуальной) рекламы на объектах стационарного размещения рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования и в населенных пунктах на территории Республики Казахстан. Речь идет о рекламе в виде плакатов, стендов, световых табло, билбордов, транспарантов, афиш и других объектов наружной (визуальной) рекламы, определенных казахстанским законодательством.

Порядок размещения объектов рекламы в населенных пунктах утверждается Правительством, а не местными исполнительными органами. Данное депутатское утверждение тоже принято в виде законодательной позиции в Налоговый кодекс.

В Закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» в компетенцию акимата области (города республиканского значения, столицы) депутатами вводится выдача разрешения на размещение объектов наружной (визуальной) рекламы, осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства о рекламе.

Закон «О профилактике и ограничении табакокурения» может получить депутатскую формулировку, которая имеет отношение к реализации табака. В представлении парламентариев информация о нем может размещаться внутри помещений розничной торговли исключительно в отделах, где осуществляется непосредственная реализация табака и табачных изделий. Информация, с точки зрения народных избранников, должна содержать достоверную характеристику, сведения о табачных изделиях и сопровождаться предупредительными надписями о вреде потребления табачных изделий. Такая информация, по депутатскому замыслу, утверждается уполномоченным органом, размером не менее двадцати процентов от общей площади пространства, занимаемого информацией о табаке и табачных изделиях. Размер информации, как утверждают депутаты, должен занимать площадь не более одного квадратного метра в печатном виде.

Согласно другой депутатской мысли двадцать меняется на тридцать процентов. Ее авторы поясняют, что предлагают увеличить масштаб выделяемой для предупредительной надписи площади до 30 процентов каждой большей по площади стороны пачки, упаковки табачных изделий. Данное предложение направлено на реализацию рекомендаций международных организаций, в частности Всемирной организации здоровья и Всемирного Банка. Согласно находящейся на ратификации в Мажилисе рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака предупредительные надписи должны занимать 50 процентов или более от основной маркированной поверхности, не менее тридцати процентов.

Информация о товарах (работах, услугах) - это сведения о товарах (работах, услугах), изготовителе, продавце, поставщике. Это предусмотрено действующим казахстанским законодательством. И доводятся до покупателя/потребителя с целью ознакомления с товаром (работами, услугами), его отличительными чертами и особенностями его использования. Как поясняют депутаты, данная норма необходима для четкого разграничения понятий «реклама» и «информация» в целях реализации права потребителей на получение информации о товарах (работах, услугах). В законе, по депутатскому утверждению, не оговариваются понятия такой информации. Внесенное ими предложение устраняет, по их мнению, данный пробел.

Норма действующего закона «О рекламе» обязывает размещать рекламу на государственном и русском языках, а при необходимости и на других языках, констатируют парламентарии. В то же время, не ясно - в каких случаях возникает необходимость размещать рекламу на ином языке, и кем она будет определяться? Полагаем целесообразным указать, считают депутаты, что размещение рекламы на ином языке будет осуществляться по усмотрению рекламодателя. Исходя из этого выработана, редакция статьи о том, что на территории Казахстана за исключением периодических печатных изданий, распространяется на государственном и русском языках, а также по усмотрению рекламодателя и на других языках.

Понятие недобросовестной рекламы депутатами дополнено нормой, согласно которой такой признается реклама товара, запрещенного к рекламе законом, под видом другого товара. И в качестве подтверждения приводится депутатами реклама водки под видом питьевой воды.

Реклама в теле- и радиопрограммах, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, а также при использовании наложений, за исключением бегущей строки, не должна превышать пятнадцать процентов от общего объема вещания в час. При принятии этой депутатской редакции населением будет сэкономлено 777 миллионов 600 тысяч тенге. В основе депутатского расчета этой суммы расход электроэнергии, и ее оплата за показ рекламного ролика. По депутатским данным в стране насчитывается пять миллионов тенге. Согласно действующему закону реклама не должна превышать 20 процентов вещания в сутки или 12 минут в час.

Предлагая установить законодательный запрет на рекламу табака и табачных изделий, группа парламентариев мотивирует это тем, что он содержится в Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения, Директиве о табачной рекламе, принятой Европейским Парламентом, законах Испании, Норвегии, Финляндии и Украины. Поэтому депутаты предлагают запрет рекламы в форме проведения различных мероприятий, в том числе розыгрышей призов, лотерей, направленных на стимулирование спроса и интереса к алкогольной продукции, табаку и табачным изделиям.

В отличие от табака группа законодателей в Мажилисе проявила снисхождение к пиву, посвятив отдельную статью об особенностях его рекламы. Она разрешается в теле- и радиопрограммах с 22 до 06 часов местного времени и в периодических печатных изданиях. Реклама пива должна содержать, считают парламентарии, предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива, текст которой и требования к ней утверждаются уполномоченным органом в области здравоохранения. Предупреждение должно занимать не менее двадцати процентов от общего объема, занимаемого данной рекламой. Депутаты в этой статье подробно перечисляют то, какой не должна быть реклама пива, в частности, не допускается ее ориентация на несовершеннолетних. Многое из перечисляемого похоже на элементы из табачного запрета, например, нельзя демонстрировать употребление пива. Полный запрет рекламы на пиво влечет за собой отсутствие достоверной информации для потребителя, убеждена группа парламентариев.

Зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки приводятся на языке оригинала. Такова новая формулировка от группы депутатов, которую они внесли в рекламные поправки. Они также полагают, что при рекламе товарных знаков размер наименования товаров и (или) услуг должен занимать не менее тридцати процентов. В первую очередь, от общей площади, занимаемой данной рекламой, в периодических печатных изданиях, наружной (визуальной) рекламе, рекламе на транспортных средствах. Во-вторых, от площади каждого кадра, содержащего изображение товарного знака, в теле-, видео, и кинохроникальных программах. При звуковом сопровождении рекламы в вышеназванных программах рекламируемые товары и (или) услуги должны быть четко определены.

Авторы рекламных поправок выступают за поэтапный ввод их в действие. Согласно их пояснению, с начала 2006 года были запущены рекламные проекты на весь текущий год с серьезными бюджетами. Незапланированная остановка их в середине года приведет, полагают они, к большим убыткам и потерям во всех вовлеченных и заинтересованных организациях.

Завтра, 14 июня, обо всем этом будет докладывать Мажилису на пленарном заседании комитет Палаты по законодательству и судебно-правовой реформе.

Жигер Байтелесов - гл. консультант Пресс-службы Аппарата Мажилиса - 746304


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии