Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Об особенностях современного этапа экономических реформ в Казахстане - вице-премьер Карим Масимов

Фото : 13 июня 2006, 10:53

ВЕДУЩИЙ:

ИТАК, КАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ КАЗАХСТАН РАССЧИТЫВАЕТ ПРИВЛЕЧЬ ИНВЕСТОРОВ В НЕСЫРЬЕВЫЕ ОТРАСЛИ?

СЕГОДНЯ КОНКУРЕНЦИЯ ЗА КАПИТАЛЫ В МИРЕ ПРЕДЕЛЬНО ЖЁСТКАЯ. У ИНВЕСТОРОВ ЕСТЬ ШИРОКИЙ ВЫБОР И ЧТОБЫ ЗАВЛАДЕТЬ ИХ ВНИМАНИЕМ НУЖНЫ ГИБКИЕ, ВЫГОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ДЛЯ СООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ, КАЗАХСТАН НАМЕРЕН В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ КО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, УЧАСТИЕ В КОТОРОЙ ПРЕДПОЛАГАЕТ УНИФИКАЦИЮ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ЗАКОНОВ. МНОГОЕ ДЕЛАЕТСЯ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ НОВЫХ ПРОЕКТОВ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ - ПРЕДСТОЯЩИЙ ЗАПУСК СПУТНИКА СВЯЗИ, СОЗДАНИЕ ТЕХНОПАРКОВ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОИЗВОДСТВ - ВОТ ЛИШЬ НЕКОТОРЫЕ ШАГИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ УБЕДИТЬ ИНВЕСТОРОВ В СЕРЬЁЗНОСТИ НАМЕРЕНИЙ КАЗАХСТАНА РАЗВИВАТЬ СЕКТОР ХАЙ-ТЕК. ОДНИМ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ СТАНОВИТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСЕЛЕНИЯ. ПОЭТОМУ ПРИОРИТЕТОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРЕТАЕТ КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КРОМЕ ТОГО, БУДЕТ ПРИМЕНЯТЬСЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ, ГДЕ ИНВЕСТОРЫ СМОГУТ ВКЛАДЫВАТЬ ДЕНЬГИ В НОВЫЕ ПРОФИЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ. ПОДРОБНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ МЫ ПОГОВОРИМ С ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА, МИНИСТРОМ ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ - КАРИМОМ МАСИМОВЫМ. СЕГОДНЯ ОН - ГОСТЬ НАШЕЙ ПРОГРАММЫ.

- Карим Кажимканович, наш разговор я хотел бы начать с темы инвестиционных возможностей Казахстана. Благо есть хороший повод - на минувшей неделе в Алматы были проведены инвестиционный форум и Совет инвесторов. Наверное, для любого инвестора всегда важно знать, какой линии в отношениях с ним будет придерживаться руководство той страны, где он работает. Какие принципиальные моменты Вы бы отметили в выступлении Президента Назарбаева, который открывал инвестиционный форум, какой «мессидж», адресованный инвесторам, представляется Вам наиболее важным?

- Если на первом этапе становления независимости нашей страны для нас были важны инвестиции как таковые, и первые инвестиции пришли в добывающие сектора - в нефтегазовый комплекс, в горнорудную промышленность, то сегодня задача стоит другая. Нам нужны не просто инвестиции как таковые - нам нужны инвестиции в качественно другие сектора - не в нефтяные. Поэтому те задачи, которые ставились Главой государства и которые он обозначил в своём выступлении - были направлены на то, чтобы создать условия для привлечения инвестиций в те отрасли, которые необходимы для диверсификации нашей экономики. Для этого требуется ряд мероприятий, которые необходимо провести. Во-первых - это стабильная политическая ситуация, у нас предсказуемая и стабильная ситуация - с предсказуемым и очень стабильным лидером, Главой нашего государства. У нас есть стабильное законодательство, защищающее права иностранных инвесторов, у нас есть закон, подтверждающий стабильность контрактов и мы не раз подтверждали, что инвестиционный климат в Казахстане - стабильный и благоприятный. Но сейчас - на новом этапе - стоят новые задачи, которые нам необходимо решить. Прозрачность экономики. Вы знаете, что Казахстан - в связи с поручением Главы государства, которые он дал год назад - присоединился к инициативе Тони Блэра по прозрачности в добывающих отраслях. И в эти дни все инвесторы говорили, что они с большим удовольствием подтверждают тот факт, что Казахстан присоединился к этой инициативе и теперь у них есть возможность работать по новым правилам - более прозрачно. Это очень важная часть в привлечении инвестиций.

- Вы сейчас сказали о смещении акцентов в привлечении внешних капиталов - с сырьевого комплекса в другие отрасли - в обрабатывающую промышленность, транспортную и сервисную инфраструктуру, коммуникации и связь. Насколько интересны, на Ваш взгляд, для иностранного бизнеса эти сегменты казахстанской экономики и что надо сделать для того, чтобы повысить их инвестиционную привлекательность?

- Вы знаете, если речь идёт о привлечении инвестиций в не добывающие сектора, то здесь совсем другого рода инвесторы начинают работать. Если инвесторы приходят работать в нефтегазовый или горнодобывающий сектор, они целенаправленно идут в ту страну, где есть нефть, газ, руда и мы это видели с вами в последние 15 лет. А если этого нет, то выходят на первый план совсем другие критерии. И тогда мы вступаем в конкуренцию со странами, которые достаточно привлекательны сейчас для инвесторов - странами БРИКА, например, как называют Бразилию, Россию, Индию и Китай. Страны, где большое население, страны, где английский язык является рабочим языком. А это - очень важный фактор. Поэтому наше конкурентное преимущество - привлекать деньги в те сектора экономики, где не требуется большое количество населения, а где нужны хорошо обученные, интеллектуальные люди. Не случайно в эти дни было принято решение, что следующее заседание Совета инвесторов будет посвящено инвестициям в человеческий капитал, в образование. Т.е. наше сильное конкурентное преимущество - это увеличение капиталовложений в человеческий капитал в образование, чтобы мы могли конкурировать за инвестиции в наукоемких секторах экономики, где требуется квалифицированный, обученный персонал.

- К вопросу о конкуренции. Казахстану в борьбе за привлечение иностранных инвестиций действительно приходиться конкурировать с другими быстро растущими экономиками - такими, как Индия, Бразилия, Филиппины, страны Восточной Европы. Как Вы полагаете, за счёт чего Казахстан может рассчитывать на успех в этом непростом соперничестве за иностранный капитал?

- В эти дни Глава государства достаточно подробно об этом говорил - надо использовать наше выгодное геостратегическое положение в регионе. Есть набор новых инициатив - например, «Алматы - финансовый центр». Вы знаете, что на днях Глава государства подписал закон о создании в Алматы финансового центра. Т.е. нам надо создать такие условия, чтобы внешние инвесторы рассматривали Казахстан как лидирующее государство в регионе. Сделать так, чтобы инвесторы, думая об инвестициях в страны нашего региона, в первую очередь думали о Казахстане, потому что - это стабильная страна с соответствующими благоприятными условиями. В свое время Сингапур сумел добиться ошеломляющего успеха в своём развитии и через Сингапур инвестировали потом в Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. Такой же шанс есть сейчас и у Казахстана.

- Карим Кажимканович, Вы упомянули Сингапур. Экономика Сингапура - это экономика высоких технолгий. В одном из своих интервью, Вы сказали, что Казахстан должен двигаться к «цифровой» экономике и стать региональным лидером в таких отраслях как связь, коммуникации, производство программного обеспечения и аэрокосмос. Можно предположить, что движение в этом направлении потребуют не только больших инвестиций, но и специфических знаний. Не видите ли Вы здесь проблем, скажем так - профессионально-кадрового характера?

- Я это говорил очень давно в своём интервью, но я придерживаюсь такой же позиции и сегодня. Есть все предпосылки для того, чтобы стать региональным лидером в тех секторах, которые вы сейчас назвали. Особенно в сфере телекоммуникаций. Вы знаете, что сейчас мы продвигаем ряд проектов в развитии информационно-технологических парков. Я думаю, что мы можем точечно (пока не по всему Казахстану) создать анклавы, где будет собрана интеллектуальная элита, чтобы создать там точку роста. Это позволит использовать наш потенциал и привлечь новые инвестиции. Я думаю, что, в первую очередь, это можно было бы сделать в Алматы - создать финансовый центр, центр телекоммуникаций, центр информационных технологий - причем не только в масштабах Казахстана, но и всей Центральной Азии. Глава государства говорил в своих выступлениях, что понятие «Центральная Азия» подразумевает Большую Центральную Азию - не только в прежнем советском понимании, но и включая другие страны региона - Афганистан, Пакистан, Индию и ряд других стран и именно это дает нам возможность динамично развиваться.

- Карим Кажимканович, если не возражаете, я хотел бы задать Вам ещё несколько вопросов более общего характера. Не могу не спросить Вас об одной из наиболее острых для правительства проблем - инфляции, тем более, что недавно (после встречи с министрами финансового блока) Нурсултан Назарбаев именно Вам поручил курировать этот вопрос. Свою роль в общем росте цен играют и тарифы монополистов. Президент в этом году неоднократно говорил о необходимости демонополизации в ключевых отраслях экономики. Сколько времени, на Ваш взгляд, понадобится правительству для решения этой проблемы? Очень часто приходится слышать, что преодолеть сопротивление монополистов невероятно сложно... Можете ли Вы назвать конкретные отрасли, где изменения будут уже в этом году?

- В соответствии с поручением Президента подготовлен ряд законопроектов, которые правительство уже внесло в парламент - они связаны с вопросами усиления конкурентной борьбы. Там оговариваются вопросы, связанные с работой антимонопольного Агентства. Самый лучший способ борьбы с инфляцией и увеличением тарифов - это развитие конкуренции. Очень много говорилось о вопросах либерализации отрасли телекоммуникаций - я думаю, что здесь шаги будут определенные предприняты, будем решать вопросы с монополиями региональными, коммунальными, тепловыми. Хотя здесь есть и другой вопрос. Мы не можем не повышать тарифы. Без повышения тарифов невозможно обновление основных фондов. И нам нужно на это обратить внимание. Здесь есть разные варианты, мы их обсуждаем. И мы стараемся не решить проблему моментально, не решить её хирургическим путем, а выстроить долгосрочную стратегию на многие годы вперед, чтобы при стабильном развитии экономики мы могли бы допускать адекватное повышение тарифов и одновременно оказывать социальную помощь населению.

- Карим Кажимканович, последний вопрос - на тему предстоящего вступления Казахстана в ВТО. Представители правительства неоднократно говорили, что в переговорах с руководством ВТО одной из самых сложных проблем является вопрос государственной поддержки аграрного сектора. Если вопрос будет поставлен «ребром» - или-или - готово ли правительство пожертвовать сроками вступления в ВТО ради того, чтобы выгадать год-другой для подготовки казахстанских сельхозпрозводителей к жёстким требованиям ВТО?

- Во-первых, вступление Казахстана в ВТО - это наша большая задача. Без этого Казахстан адекватно развиваться не может. Тем более, что многие наши соседи - например, Китай - уже являются членами ВТО. Российская Федерация практически находится на финише переговоров. Поэтому позволить себе роскошь не считаться с этой организацией, не выполнять её требования и не вступать в ВТО, мы не можем. Мы активно и качественно - отстаивая интересы наших товаропроизводителей - ведем переговоры. Мы сейчас находимся в достаточно продвинутой фазе переговорного процесса. Но мы не сдадимся без боя. Наша задача - получить переходный период на адекватных условиях с теми странами, в группе которых мы находимся (Россия, Украина, Вьетнам).

Переходный период - это вопрос, сколько нам даётся лет, чтобы мы адаптировались к требованиям ВТО. Вот об этом сейчас идет речь. С рядом стран мы ведем переговоры, но два ключевых наших партнера - это ЕС и США.

- Карим Кажимканович, спасибо за интервью и успехов Вам в работе.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии