Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Министр в шоколаде

Фото : 15 июня 2006, 10:41

Стоило главе государства объявить новую стадию борьбы с коррупцией, как в его окружении сразу же нашлось немало желающих помериться силами с этим злобным недугом нашего общества. В первых рядах встал в полный рост министр внутренних дел Бауржан МУХАМЕДЖАНОВ (на снимке), который разродился оригинальным “антикоррупционным” приказом, повергшим в шок и трепет даже не столько его подчиненных, сколько многомиллионную массу автовладельцев. Они все поняли правильно и приготовились к новому удару по расходной части семейного бюджета…

Приказ министра Мухамеджанова № 263 от 8 июня 2006 года “О периодическом государственном осмотре автотранспортных средств и прицепов к ним” ветераны МВД уже окрестили прыжком на 20 лет назад. Автовладельцы последнее время привыкли, что техосмотр - не такая уж большая проблема. По себе знаю, что, если не очень уж припоздниться с его прохождением, все обходится без больших очередей, давки, а значит, и необходимости давать взятки.

Например, в Алматы работают 12 частных станций диагностики, которые в самые пиковые моменты вполне справляются с обслуживанием всех желающих. Из документов заполняется одна лишь карта прохождения техосмотра. Вся “любовь” обходится в 1300 тенге. С офицером дорожной полиции при этом видишься на самом последнем этапе. Он шлепает свой штамп, заверяя диагноз, поставленный сотрудниками станции, которые, как ни крути, - эксперты независимые. Если сравнить, то иной раз оплата налога с автотранспорта в налоговой инспекции доставляла больше хлопот.

Но теперь про столь комфортные условия, судя по всему, придется забыть. Потому что, согласно приказу №263, проведение техосмотра возложено непосредственно на дорожную полицию. То есть на сотрудников, которых даже их собственный министр обозвал самыми коррумпированными людьми в стране. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. А частные станции диагностики - побоку.

По приказу министра все будет происходить следующим образом. Сначала полицейский проведет сверку номеров и агрегатов на их соответствие с данными, указанными в регистрационных документах. Хотя транспортное средство уже проходило такую сверку при постановке на учет. Тем не менее будет составляться специальный акт о прохождении повторной сверки и осмотре транспортного средства. Если речь идет о юридических лицах, то будет составляться сводный акт. После чего данные этих актов будут заноситься в компьютерную базу данных о наличии транспортных средств. И это, получается, станет уже вторым этапом прохождения техосмотра.

Третьим этапом будет выдача свидетельства о прохождении этого осмотра - его заверят подписью еще одного уполномоченного работника дорожной полиции и его личным штампом “осмотрено”.

Четвертый этап - учет и регистрация свидетельств о прохождении техосмотра в специальном журнале. Заметьте, о компьютере тут уже речи не идет.

Любопытно, что процедура техосмотра авто (которая несколько отличается от сверки номеров агрегатов автомашины) в приказе вообще никак не расписана. А следовательно, будет еще и пятый этап - оформление и заполнение той самой карты техосмотра, куда будут заносить вероятные неисправности автомобиля, которые нужно будет устранить. Правда, в приказе не сказано, будет ли этот документ для юридических лиц также сводным. Если да, то выходит, что автобусные парки и автобазы большегрузных автомобилей станут проходить техосмотр все скопом. Качество такого техосмотра даже представлять себе не надо - его тут же отразит рост аварийности на дорогах.

Кстати, еще одно положение из того же приказа: вместе с сотрудником дорожной полиции техосмотр будут проводить “представители местных исполнительных органов военного управления РК”. Неясно, кто это будет - работники акимата или служащие военкомата. Но понятно, что их “интерес” тоже придется учитывать.

Поскольку там, где есть дополнительные сложности, очереди, толчея и давка, само собой, будут и взятки.

Но все же есть в этом приказе пункт, который автомобильная братия однозначно примет на ура. Ежегодно будут проходить техосмотр лишь автомобили, возраст которых превышает 7 лет. Если вашей машине меньше семи - то вы проходите техосмотр раз в два года. А если меньше трех лет - то раз в три года.

По первому своему образованию я - автослесарь. И водитель, кстати, с немаленьким стажем. Так мне ли не знать, в какую рухлядь всего за год эксплуатации может превратиться машина российского производства. А за три года более-менее напряженной работы у нее есть все шансы стать крайне опасным металлоломом с отказывающими тормозами, замыкающей электропроводкой и загрязняющими атмосферу выхлопами. А теперь представьте себе идущий по маршруту забитый под завязку пассажирами российский “пазик” (или “ГАЗель”), который уже три года колесит по нашим дорогам без единого техосмотра. Жуть! Ну и про какую заботу о безопасности дорожного движения можно говорить, подписывая такие приказы?

Как я уже говорил, основную работу при прохождении техосмотра по всей республике выполняли частные станции диагностики. Они за свой счет закупили недешевое спецоборудование, наняли и обучили штат квалифицированных работников. Чтобы развернуться, взяли в аренду или в собственность землю. В общем, поставили дело на ноги. И за все про все брали с каждой машины каких-то 1300 тенге.

Министр Мухамеджанов своим приказом подрубил этот бизнес на корню. А взамен распорядился открыть повсюду пункты технического осмотра, возложив бремя их оснащения и организации на комитет дорожной полиции, его подразделения на местах, а также городские и областные департаменты внутренних дел. Теперь начальникам этих полицейских структур впору вешаться.

Министр-то, когда подписывал приказ, судя по всему, был не в курсе, что один только стенд российского производства на станции диагностики стоит не меньше 30-40 тысяч долларов. Диагностическому пункту требуется два таких стенда, а лучше даже три. А стенд, например, немецкого производства с установкой и наладкой обойдется от 200 до 300 тысяч долларов. Такому городу, как Алматы, нужно не меньше десятка таких пунктов (напомню, сегодня их работает 12). Выходит, вынь да положь из бюджета 2-3 миллиона долларов. И то по минимуму. Где деньги, Зин? В казне акимата? То-то аким Тасмагамбетов рад будет…

В республиканский бюджет текущего года эти расходы не заложены. А техосмотр проходить надо: приказ есть приказ. Так что деньги изыскать придется. Кто будет в конечном счете платить за этот банкет - заранее ясно. Мы с вами - налогоплательщики.

Но тут надо учесть, что я называю нормальные цены, по которым оборудование приобретают частные владельцы станций диагностики. Без накруток, посредников и со скидками. Но все мы знаем, что происходит, когда речь заходит о госзаказе. Цены вырастают вдвое, втрое, вчетверо… Вокруг начинают роиться поставщики. Там, где тендер, ясное дело, будет откат. Только успевай купюры слюнявить.

Приказ сейчас находится на регистрации в Минюсте.

И если все пройдет гладко, с этого приказа огребут проблем все. От простых автолюбителей до акимов и начальников дорполиции всех уровней. Не говоря уже о бюджете.

Один министр внутренних дел Мухамеджанов - с ног до головы в шоколаде. Он указание президента выполняет, с коррупцией борется…

Геннадий Бендицкий,

пейджер 54-41-61, абон. 4343, benditsky@time.kz


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии