Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Пора отказываться от «инквизиционных» традиций

Фото : 16 июня 2006, 17:18

Одним из направлений судебной реформы, проводимой в нашей стране, является введение с 1 января 2007 года суда присяжных, нового для Казахстана общественного института. В России он существовал до 1917 года, в других государствах, в частности, европейских, известных своими демократическими традициями, суды присяжных действуют и поныне. Тем не менее, это не значит, что принцип участия представителей народа в осуществлении правосудия был чужд казахскому обществу. По мнению председателя Мангистауского областного суда Мухтара СМАГУЛОВА, судебное разбирательство с участием народа имеет в Казахстане глубокие исторические корни. Его вершили бии, люди, обладавшие глубокими знаниями в области обычного права, пользовавшиеся непререкаемым авторитетом. Разбирая сложные споры, бии советовались с представителями народа. Обретя независимость, Казахстан ощутил необходимость построения правового государства, развития институтов демократического общества, и вопрос участия народа в работе судов вновь встал на повестку дня.

— Мухтар Керимкулович, на ваш взгляд, готовы ли судьи морально к введению суда присяжных? Ведь придется менять методы, отказываться от «инквизиционных» традиций...

— Вы правы, рассмотрение уголовных дел с участием присяжных потребует ломки прежних стереотипов. В мире существуют две модели суда присяжных: континентальная и классическая. В первом случае окончательный вердикт выносится присяжными при участии профессиональных судей, причем в разных странах предусмотрено разное их количество, во втором — вынесение окончательного вердикта входит в исключительную компетенцию самих присяжных. Казахстан остановился на континентальной модели.

Рассмотрение дел с участием присяжных будет проходить в условиях состязательности. То есть прокурор должен будет доказывать вину подсудимого, а защитник представлять доказательства, свидетельствующие в пользу подсудимого. Роль присяжного — выслушивать доводы сторон и, подобно арбитру, делать свои выводы на основе внутреннего убеждения.

Противники введения института присяжных говорили, что, мол, наши граждане к нему не готовы, они не смогут сориентироваться в тонкостях юриспруденции, поддадутся эмоциям, и, наконец, их смогут подкупить или запугать. Но эти доводы нельзя признать состоятельными. В конце концов, согласно ст. 3 Конституции, именно народ является единственным источником государственной власти. И, наконец, разве не народ избирает Главу государства, Парламент, участвует в референдумах?

И еще один очень важный аспект — это судебные ошибки. Да, судья не имеет права на ошибку. А разве имеет такое право хирург или командир воздушного лайнера?! Ничто в жизни, в том числе и суд, не может быть идеальным. Но, как говорится, более справедливого суда, чем суд присяжных, человечество еще не изобрело. Именно при нем ошибки будут минимальными.

Теперь несколько слов об «инквизиционных традициях». В странах, где действуют суды присяжных, примерно в четверти всех дел в отношении обвиняемых выносится оправдательный вердикт. У нас же оправдательных приговоров — единицы. Но хочу отметить, что вынесение оправдательных приговоров — не самоцель.

Следует признать, что качество нашего предварительного следствия, профессиональная подготовка следователей остаются на невысоком уровне. Уж очень много поступает заявлений от обвиняемых о незаконных методах следствия, физических и психологических пытках с целью получения признательных показаний, фальсификации доказательств. И как отнесутся к такого рода фактам народные представители, несложно догадаться...

— Итак, практически любой гражданин теперь сможет участвовать в отправлении правосудия. Какие, с вашей точки зрения, требования должны предъявляться к кандидатам в присяжные?

— Действительно, любой гражданин, попавший в список, после отбора по соответствующей технологии случайной выборки может оказаться в составе присяжной коллегии для рассмотрения конкретного уголовного дела. В статье 10 Закона РК «О присяжных заседателях» предусмотрены ограничения, при которых гражданин не может быть включен в список кандидатов. Это лица, не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста двадцати пяти лет, имеющие непогашенную либо не снятую судимость, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также — судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, госслужащие и военнослужащие, работники правоохранительных органов и граждане, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Каких-либо ограничений на включение в списки кандидатов по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по иным обстоятельствам не допускается.

Из списков кандидатов в присяжные по их письменному заявлению могут быть исключены лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство по уголовному делу, не способные в силу своих физических или психических недостатков исполнять обязанности присяжных, лица старше шестидесяти пяти лет и священнослужители. Других ограничений, кроме указанных выше, законом не предусмотрено. Для участия в суде в качестве присяжного не имеет значения профессия, занимаемая должность, образование, в их числе могут оказаться и домохозяйка, и безработный.

В соответствии с законом суд присяжных привлекается к рассмотрению лишь таких уголовных преступлений, где к подсудимому может быть применено наказание в виде смертной казни. Число этих дел постоянно колеблется, и по Мангистауской области их количество ежегодно не превышает 25—30 дел. Нами внесено представление в областной акимат с указанием необходимой численности единого списка присяжных. Это примерно 1 480 человек по области. Законом предусмотрен и запасной список кандидатов, которые предназначены для процедуры отбора, после использования ресурсов единого списка. Список присяжных обновляется каждый год. Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных не более одного раза в течение года.

Механизм привлечения присяжных заседателей достаточно сложен. Этой процедуре отведена целая глава в УПК, состоящая из восьми статей. Если вкратце, то состав суда состоит из девяти присяжных и двух профессиональных судей. Двое присяжных присутствуют в качестве запасных. Это на случай, если кто-то из заседателей по какой-нибудь причине, например, по болезни во время процесса, не сможет принимать в нем дальнейшего участия.

Здесь необходимо отметить, что обвиняемый сам решает, перед каким судом он желает предстать. Если он против рассмотрения дел судом присяжных, он может просить о рассмотрении дела в обычном суде, состоящем из профессиональных судей. Его ходатайство подлежит обязательному удовлетворению. Но могут быть и такие ситуации, когда, например, обвиняемых несколько и одни из них станут настаивать на рассмотрении дела с участием присяжных, а другие — на рассмотрении дела профессиональными судьями, то дело все же рассмотрит суд присяжных.

— Претворение принципа «народного правосудия» потребует финансовых затрат, решения организационных вопросов. Это и обеспечение помещениями, и оплата труда заседателей. Какова степень готовности к введению суда присяжных в нашем регионе?

— Всякое начинание порождает трудности. Возьмем залы судебного заседания. Такие залы разительно отличаются от нынешних. Они, например, должны быть более просторными, иметь специально отведенные места, скамьи для присяжных, огражденные барьером, совещательные комнаты, гардеробы и многое другое. Тут одной реконструкцией прежних помещений не обойтись, придется строить. Раз закон принят, значит, все это будет. И в этом мы надеемся на помощь Верховного суда и органов местной исполнительной власти. На сегодня мы имеем несколько проектов пристроек к существующему зданию областного суда, которые находятся на стадии рассмотрения. Предстоит решать и другие организационные вопросы. Например, необходимо в корне пересмотреть документацию и ведение делопроизводства в областном суде. С этой целью образована специальная группа секретарей по обеспечению деятельности суда присяжных.

Присяжному заседателю уполномоченным органом по завершению рассмотрения конкретного дела, а в случае, если разбирательство затягивается, то ежемесячно за счет бюджетных средств выплачивается вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи, но не меньше среднего заработка присяжного по месту его основной работы. Время исполнения заседателем обязанностей в суде учитывается при исчислении трудового стажа. При исполнении обязанностей присяжного за ним сохраняется место его основной работы. Увольнение или перевод его на нижеоплачиваемую работу во время исполнения им обязанностей в суде не допускается.

Уместно отметить, что практика оплаты труда присяжных в разных странах сложилась по-разному. Есть страны, где такая оплата вообще не предусмотрена. А в США, например, она составляет пять долларов, которых не хватит даже на парковку автомобиля. Однако люди с готовностью идут в суд для участия в качестве присяжного и считают это большой честью и доверием.

Рысты АЛИБЕКОВА

г. Актау


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии