Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Информация информационно-аналитического отдела Аппарата Сената к проекту ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам субсидий, компенсационных и антидемпинговых мер»

Информационно-аналитический отдел

Фото : 17 июня 2006, 13:19
Информационно-аналитический отдел



Правительством Республики Казахстан в Мажилис Парламента Республики Казахстан представлен проект закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам субсидий, компенсационных и антидемпинговых мер». Законопроект разработан в целях приведения Закона Республики Казахстан «О субсидиях и компенсационных мерах» в соответствие с Соглашением Всемирной торговой организации по субсидиям и компенсационным мерам и Закона Республики Казахстан «Об антидемпинговых мерах» в соответствие с Соглашением Всемирной торговой организации по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

Членство во Всемирной торговой организации (далее - ВТО) - показатель вовлеченности страны в цивилизованный мировой рынок товаров и услуг. Около полутора сотен стран уже работает в составе этой международной организации. Ими покрывается 95% оборота мировой торговли.

Основные принципы и правила ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях (далее - МТС). Данные соглашения ВТО заключены и подписаны большинством государств мира. Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием.

Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) 1994 г. (антидемпинг) определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу.

В мире накоплен большой опыт формирования правовой базы и практики применения антидемпинговых, компенсационных и защитных мер на национальном и международном уровнях.

Вокруг экономической целесообразности использования антидемпинговых мер в настоящее время возникает множество споров, главный из которых состоит в нахождении той грани, когда использование антидемпинговых мер в целях защиты от недобросовестной конкуренции превращается в злоупотребление ими.

Сторонники антидемпинговой практики заявляют, что она является защитой против жестких ценовых мер для потребителей; противники же утверждают, что отрицательные последствия такой политики значительно превышают ее положительное воздействие. Игнорируя очевидную выгоду для потребителя более низких цен и создания конкурентной среды, антидемпинговые законы защищают не принципы конкуренции, а конкурирующих субъектов, которые, по сути, получают выгоду за счет более высоких расходов потребителей.

Антидемпинговая политика США /12/. Первый антидемпинговый закон был принят в США в 1921 году под давлением республиканской партии, победившей на выборах в конгресс в 1920 г. и использовавшей антидемпинговые меры в качестве инструмента проводимой ею торговой политики. Этот закон служил правовой основой проведения антидемпинговых расследований и введения антидемпинговых пошлин министерством финансов США вплоть до 1979 г.

Среди других составляющих антидемпингового законодательства США следует назвать Закон «О тарифах» 1930 г., положения которого были в дальнейшем инкорпорированы в 19-й раздел Кодекса США «Таможенные пошлины». Естественно, американское антидемпинговое законодательство шло в ногу с международным.

После принятия на конференции ГАТТ Антидемпингового кодекса 1979 г. конгресс США в том же году принял Закон «О торговых соглашениях», первый раздел которого отменил Антидемпинговый закон 1921 г., а в вышеупомянутый Закон «О тарифах» был добавлен новый VII раздел, посвященный вопросам антидемпинга. Это обеспечило инкорпорирование положений Антидемпингового кодекса ГАТТ/ВТО в национальное законодательство США.

Антидемпинговое законодательство США призвано обеспечивать соблюдение принципа «справедливой» торговли путем устранения рыночных диспропорций, вызванных нечестной иностранной конкуренцией. Его применение направлено на достижение двух целей: установление равных условий торговли для национальных и зарубежных производителей и ликвидацию искусственно созданных преимуществ для иностранных экспортеров.

Применение антидемпинговой пошлины позволяет уравнивать демпинговую цену и «нормальную стоимость», тем самым устраняя преимущества иностранного экспортера и создавая равные конкурентные условия.

В 90-е годы в мире было инициировано около 2,5 тыс. антидемпинговых процедур, 405 из которых, т.е. приблизительно 16%, приходится на США. Начало ХХ века характеризуется дальнейшей эскалацией числа антидемпинговых расследований, что связано с новым всплеском во внешней торговле США и других странах мира. В период с 1995 по 2002 годы по числу инициированных антидемпинговых расследований и принятых окончательных антидемпинговых мер США занимали второе место в мире, уступая лишь Индии /13/.

Анализ отраслевой структуры антидемпинговых процедур, начатых в 90-х годах, показал высокую степень их концентрации в нескольких отраслях, традиционно защищаемых от иностранной конкуренции во всех странах.

В США лидером в этом отношении является продукция черной металлургии. На нее приходится около 65% инициированных антидемпинговых расследований и 68% окончательных антидемпинговых мер. Далее с большим отрывом следуют: продукция химической промышленности (8,9 и 10,4%, соответственно), изделия из пластмассы (6,8 и 3,1), машины и оборудование (4,8 и 3,6) и др.

Особенностью американского антидемпингового законодательства является то, что деятельность властей направлена на всемерную помощь заявителям в подготовке жалобы и всех прилагаемых документов. Возможность обращения за консультациями закреплена в статье 339 Закона «О тарифах» 1930 г. Поэтому в США практически все заявления принимаются к рассмотрению (более 80%) , в то время как, например, в ЕС каждое второе отклоняется на этом этапе из-за отсутствия надлежащей документации /14/.

Первым антидемпинговым законом Канады следует считать Закон «О таможенных тарифах» 1904 года. В нем впервые было предусмотрено применение антидемпинговых пошлин.

Сейчас в Канаде действует Закон «О специальных мерах в отношении импорта» 1985 года, где обязанность исполнения антидемпингового законодательства разделена между двумя органами. Это уполномоченный орган государства по таможенным пошлинам и акцизам, который устанавливает факт демпинга, и суд международной торговли Канады, совершающий процессуальные действия для введения антидемпинговых пошлин. Антидемпинговое законодательство детально регламентирует действия указанных органов в части квалификации обстоятельств как демпинга и в части порядка проведения процедуры принятия антидемпинговых мер.

Общим для процедуры расследования в США и Канаде является то, что квалификация обстоятельств как демпинга производится одним органом (министерство в Канаде и управление в США), а определение материального ущерба осуществляется другим органом (суд в Канаде и комиссия по международной торговле в США).

Официальная процедура расследования демпинга в Канаде начинается после того, как министерство проверит достоверность данных, содержащихся в заявлении о демпинге. При этом антидемпинговый закон Канады допускает возможность возбуждения официального расследования по инициативе самого суда.

Суд в Канаде может при принятии антидемпинговых пошлин руководствоваться соображениями «публичного интереса». Если суд придет к выводу о том, что введение антидемпинговых пошлин противоречит «публичным интересам», он обязан представить отчет о своем решении для опубликования в официальном издании и одновременно в министерство финансов, которое обладает исключительным правом отмены антидемпинговых пошлин.

Определение порядка взимания антидемпинговых пошлин в Канаде производится по мере пересечения товаром границ, и компании, импортирующие демпинговый товар, заранее знают размер взимаемых антидемпинговых пошлин.

***

Казахстан начал процесс присоединения к ВТО в январе 1996 года с момента подачи официального заявления. Переговорный процесс вступления Казахстана в ВТО близится к логическому завершению. Предположительно, Казахстан вступит в ВТО вслед за Россией уже в конце 2005 года или в 2006 году.

Следует отметить, что членство в ВТО Казахстану особенно необходимо для диверсификации экономики, пока еще ориентированной на экспорт сырья, успешного развития производства, продвижения продукции на внешние рынки, защиты отечественных экспортеров с помощью норм, правил и механизмов ВТО.

Вступление в эту авторитетную организацию открывает также доступ к высоким технологиям, дешевым потребительским товарам, сырью и услугам, способствует привлечению иностранных инвестиций в несырьевой сектор.

Членство в ВТО подразумевает получение отечественными предприятиями равных и благоприятных условий на иностранных рынках - в обмен на открытие казахстанского рынка для иностранной конкуренции.

Для того чтобы присоединиться к ВТО, Казахстану предстоит принять нормы и правила международной торговли, разработанные странами - участниками ВТО в течение последних пятидесяти лет.

Важнейшим условием при вступлении в ВТО должно стать обеспечение процесса внешней торговли Казахстана необходимым механизмом применения защитных мер. Наличие такого механизма стало бы упреждающим фактором в отношении антидемпинговых мер, предпринятых торговыми партнерами против казахстанских товаров.

В рамках процесса вступления Казахстана в ВТО переговоры ведутся на многостороннем уровне по четырем основным направлениям:

· по системным вопросам касательно законодательной базы по регулированию внешнеторговой деятельности РК;

· по условиям доступа на казахстанский рынок товаров;

· по условиям доступа на казахстанский рынок услуг;

· по сельскому хозяйству.

В переговорах по сельскому хозяйству, помимо тарифного аспекта, обсуждаются объемы государственной поддержки сельского хозяйства и размеры экспортных субсидий. Учитывая, что сельское хозяйство при вступлении в ВТО - это наиболее приоритетная отрасль, казахстанская сторона активно ведет переговоры по адекватной тарифной защите, мерам внутренней поддержки и экспортных субсидий в области сельскохозяйственного производства.

Поскольку субсидирование в наибольшей степени применяется в сельском хозяйстве, то развитию данной отрасли многие страны придают большое значение.

В этой связи уместно отметить государственную поддержку сельского хозяйства самих развитых стран. Самую высокую поддержку и защиту сельского хозяйства осуществляют в первую очередь США, Япония, ЕС.

Правила ВТО не предусматривают полной отмены государственного субсидирования этой отрасли, лишь требуют установления его максимального порога.

Вступление в ВТО обеспечит Казахстану режим наибольшего благоприятствования со 148 странами-участницами и даст ряд преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин, будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства и неизбежно приведет к фундаментальным изменениям как всей казахстанской экономики, так и отдельных отраслей.

В целом анализ законодательства Республики Казахстан в области применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер показал большую степень соответствия подходам и принципам в отношении упомянутых мер, зафиксированным в соответствующих соглашениях ВТО. Тем не менее целый ряд положений законодательных актов требует корректировки и изменения для обеспечения более полного соответствия нормам и правилам ВТО.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии