Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Комментарий к отчетам Правительства и Счетного комитета «Об исполнении республиканского бюджета за 2005 год»

Фото : 21 июня 2006, 11:10
Комментарий к отчетам Правительства и Счетного комитета


Оценка исполнения республиканского бюджета, с моей точки зрения, должна проводиться не только с позиции реализации плановых показателей, но и формирования предпосылок для закрепления Казахстана на траектории устойчивого развития и реализации послания Президента по выходу республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

В этом отношении Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2005 г. показывает, что в Казахстане достаточно устойчиво проявляется тенденция неуклонного подъема отечественной экономики. Принятые Правительством страны меры по предотвращению «перегрева» экономики и удержания инфляции в запланированном «коридоре» в определенной степени содействовали решению этой проблемы.

Вместе с тем, оценивая отчет Правительства можно отметить, что в данном случае полностью проявились те недостатки при его разработке и исполнении, которые уже приняли хронический характер:

1. Стало уже традиционным пересмотр основных параметров бюджета в середине года. При этом, кроме рассмотрения в Парламенте страны, только во второй половине 2005 г. основные параметры бюджета пересматривались Правительством почти 20 раз.

В целом, в результате ошибок прогнозирования доходной части бюджета кассовое исполнение превысило 490 млрд. тенге. Корректировка бюджета осуществлялось Правительством самостоятельно, без согласия Парламента. В этой связи более 40% республиканского бюджета оказались неподконтрольными Парламенту, расходовались по усмотрению Правительства.

Поэтому считаю целесообразным пересмотреть отдельные статьи Бюджетного кодекса в сторону ужесточения, обязав Правительство представлять на утверждение Парламента корректировку бюджета, если средства превышают 5-10% государственных расходов.

2. Счетным комитетом выявлены значительные нарушения, в том числе нецелевого, неэффективного и необоснованного использования бюджетных средств.

В значительной степени это связано с недостатками методического характера, отсутствием методики разработки республиканских, отраслевых и бюджетных программ, оценки эффективности программных мероприятий. Так, эффективность программ оценивается степенью освоения выделенных бюджетных средств. Однако, оценка эффективности программ, воздействия результатов на реализацию конечной цели не проводится. В результате конечная цель часто оказывается недостигнутой.

Например, программа обеспечения сельского населения качественной питьевой водой. Есть немало примеров, когда водоводы были построены, а внутри поселковые разводящие сети - нет. В результате средства освоены, а доступность питьевой воды осталась для сельчан на прежнем уровне.

Также ярким примером может стать реализация жилищной программы. В целом средства, выделенные в рамках этой программы, освоены практически на 100%. Однако, из-за неправильной формулировки цели программы - вместо обеспечения нуждающихся в доступном жилье было сформулирована задача стимулирования ипотечного кредитования, остро нуждающиеся в жилье так и не смогли получить квартиры по этой программе, часть построенного жилья в отдельных областях до сих пор не распределена, а при распределении жилья были многочисленные факты коррупции, в частности выделения дешевого жилья с целью их дальнейшей перепродажи.

3. В республике реализуются 18 государственных, около 60 отраслевых программ и более 500 бюджетных программ. Как уже отмечалось, эффективность программ определяется в основном по степени освоения бюджетных средств. Однако выделение бюджетных средств осуществляется только на год. Сложность процедуры государственных закупок создает предпосылки для неэффективного использования бюджетных средств и коррупции. В частности, общепринятой нормой стал «откат» при выигрыше тендера. В результате либо не хватает выделенных средств на качественное выполнение государственного заказа, либо объем предоставляемой продукции или услуг оказывается заниженным по сравнению с планом, либо завышается цена производителя.

В этой связи важным становится отработка методического обеспечения государственного программирования, в частности решения задач согласования общегосударственных и отраслевых программ с индикативными планами и бюджетными программами.

Количество бюджетных программ должно быть резко сокращенно. Совокупность национальных, отраслевых и региональных программ должна образовать программный разрез индикативного плана, чтобы гарантировать государственное финансирование программных мероприятий в части участия государства в решении поставленной проблемы.

Для привлечения частного сектора, сами программы и индикативный план должны быть доступны для всех и опубликованы либо в СМИ, либо на сайте Правительства. Финансирование программных мероприятий должно быть гарантировано, продлеваться в обязательном порядке, чтобы администраторы программ могли заблаговременно осуществлять необходимые для проведения тендеров мероприятия, а порядок государственных закупок должен быть упрощен.

4. Необходимость разработки консолидированного государственного бюджета.

Парламентом рассматривается и утверждается только республиканский бюджет, который представляет только две трети государственных расходов. Рассмотрение государственного бюджета в целом - республиканского и местных бюджетов, Национального фонда, институтов развития и национальных компаний, позволит лучше представить картину финансового положения страны, отладить межбюджетные отношения и выбрать эффективные направления государственных расходов для гармоничного развития всех отраслей и регионов страны.

Кроме того, назрела необходимость в составе государственного бюджета рассматривать и бюджеты крупных нацкомпаний. Эта мера позволит улучшить управление государственной собственностью, повысит их подконтрольность. Действительно, дивиденды от государственных пакетов акций практически не поступают в бюджет. Ежегодно наблюдаются факты неэффективного и нецелевого использования средств нацкомпаний. В этой связи целесообразно доходы от их деятельности включить в консолидированный бюджет страны, а финансирование осуществлять по планам их развития в рамках соответствующих бюджетных программ. В этой связи излишки средств, которые сейчас находятся в бесконтрольном распоряжении менеджеров компаний, могут стать дополнительными источниками государственных доходов и использоваться исходя из общегосударственных интересов.

5. Неверные приоритеты макроэкономической политики Правительства.

Методологическую основу макроэкономической политики Правительства составляют неолиберальные взгляды на роль государства в экономике. В этой связи в качестве приоритетов были выбраны удержание инфляции и предотвращение «голландской» болезни. Макроэкономическая стабилизация является важным, но недостаточным условием для устойчивого экономического роста. Тем более что в Казахстане доминируют немонетарные факторы инфляции.

Попытки сдержать инфляцию, в частности рост цен на бензин и тарифы на коммунальные услуги показывают, что в рамках проводимой экономической политики это невозможно. Сохранение экономического курса, в конце концов, приведет к стагнации экономики, станет препятствием на пути модернизации производственного аппарата. Поэтому необходима смена экономического курса.

Для этого нужно провести парламентские слушания по выбору модели экономической политики, чтобы обеспечить закрепление республики на траектории устойчивого развития. В частности, пересмотреть роль государства в экономике, в решении насущных социально-экономических проблем, которые становятся все более острыми: политика занятости и доходов, развития перерабатывающего сектора, производственной инфраструктуры, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и всей социальной сферы.

Это особенно важно в связи с предстоящим рассмотрением проекта бюджета на 2007 год.

Благодарю Вас за внимание.

Депутат Мажилиса Нурбах Рустемов


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии