Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Хлопковый закон: совместная инициатива Мажилиса и Правительства

Фото : 22 июня 2006, 14:32

АСТАНА. 22 июня. (Жигер Байтелесов) - Проект закона полностью соответствует проводимой государственной политике в сфере развития текстильного кластера в Южно-Казахстанской области и, несомненно, послужит одной из основ для эффективного и стабильного развития хлопковой отрасли. Именно так оценили эксперты правительственный законопроект «О развитии хлопковой отрасли», принятый в работу Мажилисом. До настоящего времени не принимались нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу.

Одними из положительных новелл законопроекта являются, по мнению экспертов, введение института хлопковых расписок. Это позволит участникам хлопкового рынка получить доступ к финансовым ресурсам. Предполагается создание фонда гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам, а также четкая регламентация деятельности в процессе производства, переработки, хранения и реализации хлопка в Казахстане. Предусматривается государственная поддержка проведения научных исследований и мероприятий по развитию хлопководства. Это может позволить, считают эксперты, повысить хлопковым организациям производительность, качество хлопка и его переработку в готовую продукцию с использованием ноу-хау.

Хлопковые расписки, поясняет разработчик законопроекта, аналогичны зерновым, благодаря которым через казахстанские банки-агенты открыты кредитные линии ряда международных финансовых институтов. В США, Канаде и ряде других стран успешно действует схожая система двойных складских свидетельств. Они выполняют первую роль в качестве инструмента торговли товаром без фактического его перемещения, а вторую - в качестве залогового обеспечения в виде ценной бумаги для получения кредита в банке фактически под залог самого товара.

При кредитовании под залог двойного складского свидетельства у банков существует ряд рисков. Это, в частности, порча товара, то есть порча залога. Во-вторых, это хищение товара, которое, в свою очередь. Приведет к его отсутствию на момент предъявления двойного складского свидетельства к погашению. Для устранения вышеуказанных рисков создаются соответствующие фонды гарантирования исполнения обязательств по складским свидетельствам, участниками которых являются товарные склады общего пользования. Задачами фонда являются исключение риска непогашения складского свидетельства и обеспечение его ценности. Хлопковая расписка, по утверждению авторов проекта, может стать эффективным финансовым инструментом альтернативного привлечения инвестиций в сельское хозяйство.

В целом проект закона предусматривает признание хлопкоперерабатывающей организации товарным складом общего пользования и выдачу им двойных складских свидетельств (хлопковых расписок) в подтверждение принятия хлопка. И, во-вторых, очередность удовлетворения требований кредиторов, направленную на максимальное удовлетворение требований держателей хлопковых расписок.

Действующие нормы гражданского законодательства применительно к хлопкоперерабатывающим организациям в силу специфики их деятельности не устанавливают обязательство товарного склада общего пользования выдавать складские свидетельства в отношении обезличенных товаров, объединенных родовыми признаками, а очередность удовлетворения требований кредиторов - не в полной мере защищает интересы держателей хлопковых расписок, являющихся кредиторами хлопкопереабатывающей организации.

Решат эту задачу, по замыслу разработчиков, сопутствующие к основному проекту поправки в Общую и Особенную части Гражданского кодекса. Иначе говоря, свидетельства будут выдаваться, и будет устанавливаться особая очередность удовлетворения требований кредиторов специальным законодательным актом. Принятие поправок вкупе с законопроектом позволит привлечь в отрасль более дешевые финансовые ресурсы, а также повысить качество сырья на основе конкуренции. И, наряду с этим, создать стимулы для интеграции хлопководства с текстильной и пищевой отраслями легкой промышленности.

Эксперты считают, что принятие законопроекта потребует поправок в ряд действующих актов, в частности, в закон «О лицензировании», а также принятия отдельных специальных нормативных правовых актов, например, о фонде гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам.

Сфера действия будущего закона не должна ограничиваться только переработкой, производством, реализацией хлопка, но должна непременно затрагивать вопросы выращивания хлопка. Это не нашло соответствующего отражения в проекте, заявляют эксперты из КазГЮУ. В нем нет никаких указаний и о правовом положении хлопкосеющих организаций. Необходимо определить возможность страхования рисков урожая, так как, подчеркивают эксперты, южный регион республики, как основное место выращивания хлопка зачастую подвержен негативным воздействиям природных явлений. Следует доработать понятие «хлопкоперерабатывающего предприятия». Ибо это организация, осуществляющая не только переработку хлопка, но и приемку, хранение и отпуск хлопка.

Касательно сопутствующих поправок эксперты отмечают, что вызывает сомнение необходимость введения нормы об обязательной выдаче двойных или простых складских свидетельств в подтверждение принятия на хранение товаров с обезличением. Внесение этого правила допустимо, считают эксперты, в отношении хлопка и хлопковой продукции, но не любых товаров с обезличением.

Докладывать о законопроекте и сопутствующих поправках поручено Правительством директору департамента земледелия Министерства сельского хозяйства А. Евниеву и председателю правления  АО «Фонд гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам» С. Нурханову.

Проект закона подготовлен в соответствии с постановлением Мажилиса второго созыва от 29 декабря 2004 года относительно поправок по лицензированию и поручением Правительства от 11 января 2005 года о рассмотрении вышеназванного документа парламентской Палаты. Реализация законопроекта, по расчетам его авторов, потребует финансовых затрат из государственного бюджета - порядка 3,9 миллиарда тенге в 2006 году.

Полный текст законопроекта согласно постановлению Мажилиса публикуется в газетах «Егемен Казакстан» и «Казахстанская правда». Первая напечатала текст проекта закона вчера, 21 июня с.г.

Жигер Байтелесов - гл. консультант Пресс-службы Аппарата Мажилиса - 746304


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии