Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

К. Мами: Низкий профессиональный уровень начинающих судей - это в немалой степени издержки вузовского образования

Фото : 26 июня 2006, 09:59

В рамках проводимой государственной антикоррупционной стратегии Верховным судом осуществляется комплекс мер, направленных на реализацию Указа Президента республики «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц» и предотвращение проявлений коррупции в судейской среде.

Прежде всего повышаются требования к профессиональной ответственности судей. Это требует новых подходов к формированию судейского корпуса, подготовке достойной смены, обучения и повышения квалификации судей. В первую очередь необходимы более действенные и строгие критерии отбора, барьеры на пути попадания в судейский корпус случайных людей. Для усиления этих требований Верховным судом разработан законопроект о внесении изменений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей РК», предусматривающий комплекс мер по повышению требовательности к профессиональным качествам судьи, его ответственности за соблюдение законности при отправлении правосудия, а также судейской этики. В законопроекте также заложено создание нового института — судебного жюри при Верховном суде, призванного давать оценку профессиональной пригодности действующих служителей Фемиды. Его заключение станет безусловным основанием освобождения судьи от занимаемой должности. Вводимые новшества призваны быть одним из важных слагаемых предупреждения коррупции в судебной системе.

Кроме того, в качестве мер по предупреждению коррупции в судебной системе, на наш взгляд, наиболее важными, помимо совершенствования антикоррупционного законодательства, являются усиление материальных и социальных гарантий судей, включая пенсионное обеспечение, своевременное предоставление жилья и существенное повышение заработной платы, в первую очередь для судей местных судов.

Принятый с начала этого года закон о разграничении подсудности позволил упростить судопроизводство, сократив надзорные инстанции Верховного суда и одновременно усилив роль местных судов. Эти меры также направлены на предотвращение судебной волокиты, поскольку именно она является первым сигналом, вызывающим подозрение на скрытое вымогательство со стороны граждан, недоверие к суду. И стоит отметить, за последнее время количество дел, рассмотренных с нарушением установленного процессуальным законом срока, практически сведено к минимуму: доля таких дел на сегодня не превышает одной десятой процента.

Больше стало уделяться внимания обеспечению гласности и прозрачности судебных процессов. С этой целью Верховным судом приняты соответствующие нормативные постановления. Активно и целенаправленно проводится работа по внедрению в судах электронного распределения дел. Открыт официальный сайт Верховного суда, создана единая база судебных решений. Начато внедрение аудиовидеозаписи судебных процессов. Одной из новых демократических форм общественного контроля над осуществлением справедливого и законного правосудия, несомненно, станет суд присяжных заседателей.

В рамках профилактических работ по противодействию коррупции в собственных рядах в Верховном суде проводится мониторинг судебных кадров, для чего образована и успешно функционирует информационная база данных «Суды и судьи Республики Казахстан», содержащая сведения о каждом судье, в том числе и о совершенных ими правонарушениях и проступках.

Все это в совокупности позволило добиться определенных положительных сдвигов в качестве отправления правосудия, росте доверия общества к суду.

Одним из важнейших условий борьбы с коррупцией является обеспечение неотвратимости наказания, и основная роль здесь отводится судам. В этом смысле свою главную задачу мы видим в создании эффективной и справедливой системы уголовного правосудия, совершенствовании и правильном применении антикоррупционного законодательства, усилении мер профилактического воздействия путем вынесения частных постановлений в адрес должностных и иных лиц по устранению установленных судом причин и условий, способствующих коррупции. С этой целью также обобщена судебная практика по рассмотрению судами уголовных дел об ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

По предварительным данным, за пять месяцев года в суды республики поступило 312 уголовных дел коррупционной категории в отношении 332 граждан. Осуждено 158 лиц. В отношении 56 в соответствии с Законом РК «Об амнистии в связи с празднованием Дня независимости Республики Казахстан» уголовные дела прекращены. Субъектами коррупционных преступлений являются в основном сотрудники органов государственного управления, полиции, уголовно-исполнительной системы, налоговых комитетов, судебные исполнители. В целом практика наказаний за совершение коррупционных преступлений за последнее время ужесточилась, суды стали чаще назначать наказания, связанные с лишением свободы. Подобные приговоры вынесены в отношении 67 граждан.

Одной из реальных мер, направленных на повышение профессионального уровня действующих судей, а также предупреждение коррупции, стало преодоление издержек в системе подбора судейских кадров, искоренение порочной практики келейности и внедрение прозрачных процедур отбора будущих судей.

Однако время показывает, что не все наши ожидания в этом плане оправдались, и в судейские ряды, к сожалению, все же попадают случайные люди. Несмотря на то что есть из кого выбирать (в отдельных регионах конкурс порой доходит до ста и более человек на место), до сих пор нет четкого механизма эффективного отбора самых достойных из них. И многие судьи, уличенные в совершении коррупционных деяний или нарушении норм судейской этики, как раз те, кто был отобран конкурсной комиссией.

Низкий профессиональный уровень начинающих судей — это в немалой степени издержки вузовского образования. А между тем в соответствии с Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» одним из требований, предъявляемых к кандидатам в судьи, является наличие высшего юридического образования. Согласно действующему законодательству в качестве претендентов на должность судьи в равной степени могут рассматриваться как лица, имеющие высшее базовое образование с квалификацией и академической степенью бакалавра со сроком обучения четыре года, так и имеющие высшее специальное образование с квалификацией «специалист с высшим профессиональным образованием» со сроком обучения пять лет, а равно и лица, имеющие квалификацию и академическую степень «магистр» со сроком обучения на основе высшего базового образования — два года, высшего специального образования — год, поскольку все они имеют одинаковую квалификацию специалиста с высшим профессиональным образованием.

Как известно, одним из направлений Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005—2010 годы является создание целостной трехступенчатой модели подготовки профессиональных кадров: бакалавриат — магистратура — докторантура. Реализация в ближайшей перспективе данной задачи будет способствовать повышению качества образования. В этом плане будущим юристам квалификацию будут присуждать работодатели, юридические сообщества с подтверждением ее в уполномоченном органе по определению профессиональной пригодности подготовленных кадров. И одну из важных ступеней подготовки профессиональных судей, мы считаем, может составить специализированная магистратура Института правосудия Академии государственного управления при Президенте РК.

В связи с этим, видимо, также назрела необходимость внесения соответствующих изменений в регламент квалификационной коллегии юстиции для придания большей прозрачности процессу отбора кандидатов в судьи. Скажем, было бы правильно сведения о кандидатах в судьи доводить до широкой общественности через СМИ. Немаловажное значение имеет и информация об имущественном положении претендентов, их материальном положении до занятия должности судьи, что исключит возможные подозрения в том, что он использовал этот пост в коррупционных целях. Все это вкупе с предлагаемым в упомянутом выше законопроекте расширением полномочий дисциплинарно-квалификационных коллегий, наделением их правом возбуждения дисциплинарного производства призвано создать действенный механизм, обеспечивающий дисциплинарную ответственность судей с использованием правовых и общественных рычагов воздействия.

Что касается, например, повышения эффективности исполнительного производства, то в этом плане необходимо законодательное закрепление конкретных требований к уровню профессиональной подготовки кандидатов на должность судебного исполнителя, повышение его статуса, предоставление более широких полномочий, которыми в настоящее время обладают судебные приставы. Нужно также изменить систему материального вознаграждения судебных исполнителей с целью повышения их заинтересованности в исполнении судебных решений. Улучшению ситуации, на наш взгляд, способствовало бы и введение института частных судебных исполнителей.

Как известно, в соответствии с Государственной программой борьбы с коррупцией на 2006—2010 годы ведется работа по присоединению Казахстана к международным конвенциям «Об уголовной ответственности за коррупцию», «Об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов, добытых преступным путем», Конвенции ООН против коррупции. С целью более полного приведения национального законодательства в соответствие с международными стандартами в области противодействия коррупции полагаем необходимым также присоединение республики к международным конвенциям «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию», «О борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций».

Кайрат МАМИ,

председатель Верховного суда РК


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии