Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Об «инфляции правосудия»

Фото : 27 июня 2006, 12:26

№ 56. 20 июня 2006 года

Жемис Турмагамбетова

Сегодня, в канун рассмотрения кандидатуры Республики Казахстан на пост председателя ОБСЕ, Казахстану необходимо в срочном порядке выполнить уже взятые на себя обязательства перед мировым сообществом. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), накладывающий на Казахстан дополнительные обязательства в сфере соблюдения прав человека, был еще в прошлом году ратифицирован казахстанским парламентом. Определить степень соответствия законодательства РК стандартам МПГПП должны в своем комплексном анализе независимые эксперты.

В первую очередь Казахстану необходимо начать процесс присоединения к двум факультативным протоколам МПГПП. Полномочия Комитета ООН по правам человека должны быть признаны в Казахстане, а смертная казнь должна быть отменена в стране без всяких оговорок. Ведь за два с половиной года действия моратория на смертную казнь в Казахстане так и не произошло всплеска особо тяжких видов преступлений, чего так опасались противники введения моратория. А ведь мораторий на смертную казнь в Казахстане сегодня существует не только на исполнение смертных приговоров. Более того - казахстанские судьи уже и сами де-факто не выносят смертных приговоров.

Мне кажется, уже пришла пора привести казахстанское законодательство в соответствие с нормами МПГПП в той части, где регулируется порядок мирных собраний, шествий и демонстраций, а также по вопросу свободы слова. Особенно это актуально сейчас, когда предлагаемые министерством культуры и информации «драконовские» поправки вызвали негативный отклик как в журналистском сообществе Казахстана, так и далеко за его пределами. Поступать так с четвертой властью для исполнительной власти непозволительно, ведь СМИ формируют общественное мнение, создают имидж власти и страны в целом. На мой взгляд, такие шаги министерства культуры и информации разрушают имидж Казахстана как демократического и правового государства, ставят нас на одну ступень с такими государствами, как Туркменистан и Узбекистан. Ведь вполне заслуженно Казахстан признан лидером и политических, и экономических реформ в регионе, и такие разрушительные последствия вторжения «слона в посудную лавку» имеют для всей страны самые негативные последствия.

Из национального законодательства надо непременно устранить нормы, носящие правоограничительный и недемократический характер. Это касается некоторых пунктов и статей Законов «О национальной безопасности в РК», «О противодействии экстремизму в РК» и «О свободе вероисповедания и религиозных объединений в РК». Это необходимо для того, чтобы интересы национальной безопасности, как это все чаще происходит, не стали предлогом для ужесточения и ограничения основных прав и свобод человека и гражданина.

В области борьбы с пытками необходимо признать компетенцию Комитета ООН против пыток в соответствии со статьями 21 и 22 Конвенции ООН против пыток и иного жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания, ратифицировать факультативный протокол к указанной конвенции.

Что касается уголовно-исполнительной политики, необходимо ускорить создание службы пробации: это значит, что должны быть шире использованы меры, альтернативные лишению свободы. К примеру, должны шире применяться общественные работы для осужденных и другие ограничения свободы, не связанные с пребыванием за решеткой. Это облегчит нагрузку на бюджет, уменьшит тюремное население. Главное же - души людей, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, не будут искалечены. Также это будет способствовать снижению так называемой «инфляции правосудия»: ведь порой сколько осужденных попадает за подобные преступления за решетку, столько же вскоре амнистируется. Это позволяет нам, правозащитникам, говорить об «инфляции правосудия».

Необходимо пересмотреть статус тех лиц, которые приговорены к смертной казни и находятся под действием моратория. Нашим законодателям надо определиться, будут эти «смертники» отбывать пожизненный или же длительный срок лишения свободы. Изоляторы временного содержания (ИВС) и иные помещения для административно-задержанных органами МВД должны находиться под общественным контролем. В соответствии с международными стандартами надо осуществить перевод СИЗО КНБ в ведение министерства юстиции, а также решить вопрос о статусе изоляторов временного содержания финансовой полиции, который до сих пор остается неурегулированным.

В целях укрепления верховенства права и реализации принципа неотвратимости наказания, предупреждения эффекта «инфляции правосудия» надо также сократить до минимума практику массовых амнистий по многочисленным поводам.

Сегодня уже пришло время отказаться от возвращения дела на дополнительное расследование со стадии главного судебного расследования. Это противоречит принципам справедливого уголовного процесса.

Эти направления соблюдения обязательств, взятых на себя Казахстаном в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах, должны стать, на мой взгляд, приоритетными для исполнительной власти.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии