Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Проверка на дорогах

Фото : 27 июня 2006, 12:42

Роман ЛОПАТЕНКО

Неужели уличные пробки - зло, с которым невозможно бороться? В Казахстане, например, согласно программе снижения транспортной разгрузки в городах власти улучшают качество системы регулирования движения, строят развязки, паркинги и т. д. Как решают эту проблему за рубежом, в развитых странах, где она еще острее, нежели у нас? Как выясняется, пути ее разрешения многочисленны и разнообразны. Большинство из них основываются на научных и технологических достижениях

Во многих странах Европы и в Японии созданы системы слежения за состоянием дорог, которые передают сведения о загруженных и свободных путях прямо на приборную доску автомобиля. Водитель может видеть «узкие места» и пытаться объехать их. Японская фирма «Хонда» даже снабдила 150 тысяч автомобилей, принадлежащих членам клуба любителей этой марки, системой спутниковой навигации, которая передает на центральный компьютер сведения о положении каждой машины и о цели поездки. А он, зная общее положение на дорогах, подбирает самый свободный маршрут персонально каждому водителю. Эти системы основаны на датчиках, установленных под дорожным полотном или у обочины, а то и на простом наблюдении с полицейских вертолетов и наземных постов.

А вот английская фирма ITIS экспериментирует с системой определения загруженности дороги по сигналам сотовых телефонов. Такой телефон имеется сейчас практически в каждой машине, а то и не один - по числу пассажиров. Поскольку базовые станции сотовой телефонии следят за местонахождением каждого мобильного аппарата и обмениваются с ним кратковременными сигналами, даже когда он не занят разговором, по приборам сотовой сети можно определить, где концентрация телефонов высока, а где мала. А это говорит об интенсивности движения в данном районе - особенно если каким-то образом отсеять данные о телефонах, которые находятся в карманах велосипедистов и пешеходов. Сейчас фирма работает над этой проблемой.

Фирма «Майкрософт», чей главный офис находится в городе Редмонд (США), создала систему прогнозирования пробок, похожую на метеобюро. По телефону или через Интернет перед выездом из дома водитель может обратиться в эту службу, указать цель поездки и время выезда и получить прогноз состояния интересующих его трасс. Указываются вероятные места пробок. Для прогноза используются как данные о количестве машин, поступающие в настоящее время, так и исторические сведения - где и какие пробки были на каждой дороге в прошлые годы. Учитываются и погода, и календарь выходных и праздничных дней, и даже массовые мероприятия вроде спортивных матчей, митингов и ярмарок. Прогнозами ежедневно пользуются 3000 сотрудников «Майкрософта», и точность предсказаний достигает 75%.

Несколько дальше пошли в Калифорнии, где подобная система еще и подсказывает водителю по Интернету или с помощью СМС-сообщений, как доехать до нужного места, минуя заторы. А в городе Сакраменто начиная с прошлого года местный телеканал дает с помощью этой службы прогнозы состояния дорог на будущую неделю.

Во многих современных автомобилях имеется функция круиз-контроля. Это нечто вроде несложного автопилота, поддерживающего заданную скорость машины. Конструкторы уже несколько лет назад смогли усовершенствовать круиз-контроль, добавив к нему радар, который следит за расстоянием до предыдущего автомобиля в дорожном потоке. Если расстояние становится опасно малым для данной скорости, она снижается. Подсчитано, если бы все машины на дорогах США были оборудованы этим так называемым адаптивным, или активным, круиз-контролем, число ежегодных столкновений на дорогах страны уменьшилось бы на 12 000.

Оказалось, что у адаптивного круиз-контроля есть дополнительный эффект: он делает движение потока машин более плавным. Там, где человек резко останавливает машину, ударяя по тормозам, автомат снижает скорость постепенно и до точно рассчитанного предела. Компьютерная модель показала, что достаточно снабдить адаптивным круиз-контролем 20% автомобилей, чтобы полностью устранить некоторые типы пробок. И даже если только 13% машин будут иметь эту систему, положение существенно улучшится. Пока круиз-контроль с радаром имеется в основном на дорогих и представительских моделях, но уже начинает появляться на автомобилях среднего класса.

Возможны и организационные меры борьбы с пробками. Например, в Лондоне ввели плату за въезд в центр города. А в Стокгольме с помощью американской фирмы ИБМ такая система автоматизирована. Водитель может установить на своей машине «радиометку», которая при въезде в центр сообщит о себе одной из 16 станций контроля, окружающих центр города. Плата списывается с банковского счета водителя. Автомобили, не снабженные «радиометкой», учитываются видеокамерами с программой распознавания регистрационных номеров.

О решении проблемы автомобильных пробок в Казахстане данными методами пока говорить не приходится. По количеству паркингов и транспортных развязок Астана и Алматы не сравнятся с развитыми городами.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии