Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

В Казахстане предстоит законодательное оформление электронных услуг

Фото : 27 июня 2006, 18:47

АСТАНА. 27 июня. КАЗИНФОРМ /Жигер Байтелесов/ - Мажилису казахстанского Парламента предстоит дать законодательное определение таким понятиям, как «электронное правительство», «электронный акимат» и «электронная услуга». Как сообщает корреспондент Казинформа, формулировки нововведений предложены этой Палате Правительством, представившим в связи с этим проект закона «Об информатизации».

Законопроект устанавливает права граждан на свободный доступ к информационным ресурсам и информационным системам. При этом предусматриваются гарантии прав и свобод, а также неприкосновенности частной жизни граждан, обязанности государственных органов по оказанию электронных услуг физическим и юридическим лицам.

Структура проекта новой редакции значительно расширена. В текст включены дополнительные главы: «Электронные информационные ресурсы, порядок их формирования и использования»; «Информационные системы, технологии и средства их обеспечения». Есть и такие позиции, как «Подтверждение соответствия в сфере информатизации и аудит информационных систем»; «Порядок взаимодействия информационных систем при формировании «электронного правительства». Имеется норма «Права физических и юридических лиц на доступ к электронным информационным ресурсам и порядок их предоставления».

В целом идейный концепт предлагаемого Правительством документа нацелен на создание условий формирования национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан. Предполагается построение четкой разграниченной вертикали управления в отрасли информатизации на всех уровнях. Делается регламентация деятельности субъектов в сфере информатизации при формировании информационных ресурсов и информационных систем. Законопроектом даются права соответствующим государственным органам предоставлять электронные услуги с использованием информационных систем.

В соответствии с новой редакцией вводится новое понятие «электронные услуги», которые по видам оказания подразделяются на информационные, интерактивные и транзакционные. Помимо того. предполагается норма о том. что оказание электронных услуг осуществляется в соответствии с правилами оказания электронных услуг, утверждаемыми государственными органами по согласованию с уполномоченным органом по каждому виду электронных услуг.

Необходимость подготовки нового закона «Об информатизации» вызвана тем, поясняет Правительство, что положения действующего закона не в полной мере соответствуют сложившимся социально-экономическим реалиям и недостаточно регулируют процессы информатизации. При его подготовке учтен модельный закон «Об информатизации, информации и защите информации». Он был принят Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ в ноябре 2005 года.

В основных понятиях содержится норма о веб-портале «электронного правительства». Согласно данному пункту это информационная система, предоставляющая единую точку доступа ко всем электронным услугам и электронным информационным ресурсам «электронного правительства». В свою очередь, веб-сайт - совокупность данных и программно-технических средств, объединенных под одним доменным именем в информационно -телекоммуникационной сети и имеющих общую навигацию. Доменное имя - символьное (буквенно-цифровое) обозначение, сформированное в соответствии с правилами адресации сети Интернет предназначенное для поименованного обращения к субъекту сети и соответствующее определенному сетевому адресу.

Законодательное понятие информатизации - организационный, социально -экономический и научно-технический процесс, направленный на формирование и развитие электронных информационных ресурсов, информационных систем на основе использования информационных технологий в целях удовлетворения информационных потребностей физических и юридических лиц. Информационная потребность - потребность физического или юридического лица в информации, а также в электронных услугах для осуществления своей деятельности.

Понятия, используемые в проекте закона, включают определение «информационные услуги». Оно означает деятельность по предоставлению информационных ресурсов пользователям для удовлетворения информационной потребности физических и юридических лиц, деятельность по предоставлению электронных информационных ресурсов пользователям по их запросам или по соглашению сторон, требующая взаимного обмена информацией. Все это - интерактивные услуги. Транзакционные услуги - деятельность по предоставлению электронных информационных ресурсов пользователям по их запросам или по соглашению сторон, требующая взаимного обмена информацией, проведения платежей и иных действий с применением электронной цифровой подписи.

Конфиденциальные электронные информационные ресурсы, национальный оператор в сфере информатизации, уполномоченный орган в названной отрасли, собственник электронных информационных ресурсов, программный продукт, пользователь. Таков далее неполный перечень основных понятий проекта будущего закона. Персональные данные, в соответствии с ними, имеются в виду электронные информационные ресурсы персонального характера - это сведения о фактах, событиях, обстоятельствах жизни физического лица и/или данные, позволяющие идентифицировать его личность. Есть формулировка об электронных услугах, подразумевающая предоставление физическим и юридическим лицам информационных, интерактивных и транзакционных услуг с применением информационных технологий.

Объектами, согласно законопроекту, информатизации являются: электронные информационные ресурсы, информационные системы, информационные работы и электронные услуги. А субъектами - государственные органы, физические и юридические лица, осуществляющие деятельность или вступающие в правоотношения в сфере информатизации на территории Казахстана. Отдельным пунктом излагается, что будущий закон не регулирует отношения, регулируемые казахстанским законодательством. Под этим подразумеваются: об авторском праве и смежных правах, об объектах промышленной собственности, селекционных достижениях, топологиях интегральных микросхем, В сферу действия акта не входят отношения, регулируемые законодательством о средствах индивидуализации участников гражданского оборота, работ, товаров и услуг, а также о средствах массовой информации. Действие нового закона не касается содержания и способов распространения информации.

Правительственный законопроект подразделяется в последующем на такие главы, как государственное регулирование и контроль в сфере информатизации. В нем есть норма, где провозглашается, что государственное регулирование основано, в частности, на принципе свободного доступа и обязательного предоставления электронных информационных ресурсов (презумпции открытости), содержащих информацию о деятельности государственных органов. Кроме, однако, электронных информационных ресурсов, доступ к которым ограничен в соответствии с казахстанским законодательством.

Эксперты, наряду с другими замечаниями, предлагают свою формулировку электронного правительства. С их точки зрения, это один из способов функционирования государственных органов, ориентированный на предоставление электронных услуг физическим и юридическим лицам путем применения информационных технологий. То же самое говорится учеными и в отношении электронного акимата - как одного из способов функционирования госорганов, но только местных.

Основной законопроект подкреплен сопутствующими поправками. Они затрагивают пакет действующих актов, таких как Таможенный кодекс, законы о лицензировании, об органах юстиции, об охране здоровья граждан, о занятости населения, о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Подправляются также законы о местном государственном управлении, о государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение, государственных закупках. Вносятся дополнения и в имеющий силу закона указ Главы государства «О порядке рассмотрения обращений граждан».

От имени разработчика докладывать о законопроекте будет председатель Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи Аскар Жумагалиев. По профилю вопроса им займется в Мажилисе комитет по экономической реформе и региональному развитию.

Справка Казинформа. Проект закона «Об информатизации» разработан Правительством в соответствии с Посланием от 1 марта 2006 года Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира».


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии