Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Информационная пустыня… интересны ли мы своим соседям?

Фото : 28 июня 2006, 10:52

Лет двадцать назад по советскому ТВ показывали цикл телемостов СССР-США, тема была - «Мифы друг о друге»… Сейчас в пору делать тоже самое, только уже между бывшими союзными республиками…

* * *

Кто ищет информацию в российском Интернете? Как правило, люди с высшим образованием, имеющие доход средний и выше среднего, специалисты и руководители, а также студенты и школьники старших классов…

* * *

Последние два года мне приходилось часто общаться с казахстанцами, как в Москве, так и непосредственно в РК. И поразил меня факт, присутствовавший в нашем общении, а именно, по-детски чистая уверенность в том, что живут мои собеседники в стране, о событиях в которой известно не только соседям, но и всем остальным народам мира. Уверенность, что о событиях в Казахстане ежедневно выходят информационные блоки на всех ведущих телеканалах и в центральных газетах. Повсюду.

Поначалу, пока общались в Росиии, меня очень сильно удивлял этот факт, но после командировки в Астану все встало на свои места. Разгадка была проста - это телевидение Казахстана.
На казахстанском ТВ можно увидеть все популярные российские программы, фильмы и новости (как в прямом эфире через спутник, так и ретрансляции на местных каналах). В стране все известно о происходящих событиях в России и в мире…
Видимо, поэтому у казахстанцев сформировалась уверенность, что и их стране посвящается также много эфирного времени в российских СМИ.

На самом же деле информации о Казахстане доходит для россиян столько же, сколько и информации об уездном городе где-нибудь за Уралом. Или просто за Московской кольцевой автодорогой. Отсюда такая же информированность о событиях. Например, что россияне знают о Туле? Город-оружейник, самовары и пряники… А о событиях в Туле за последний год? Большинство - ни-че-го…
Тоже самое и с Казахстаном. Но, почему-то, когда я об этом явлении рассказал казахстанцам, они мне так и не поверили…

Мне стала интересна описанная тенденция, и я решил обратиться к статистическим данным, инициировав опрос в российском сегменте Интернета, а также проанализировав статистику запросов в самой популярной поисковой системе России «Яндекс».

Вопрос был таким: «Назовите 10 слов (если столько наберется), которые для вас ассоциируются со словом Казахстан».
Большинство (!) опрошенных не смогли назвать 10 ассоциированных со страной слов.
Респонденты помоложе чаще называли наркотики и нефть, а постарше - степь, целину, Байконур и Назарбаева.
Интересным фактом является то, что в России нет некоторых слов, привычных для жителей Казахстана, таких, как Алматы, (большинство знают только Алма-Ату) или казахстанец, которое в России используется только в поолиткорректной прессе, но никак не в бытовой речи. (Впрочем, и ведущие российские издания, такие, как «КоммерсантЪ» пишут:
«…торжественно проводили в первый и последний путь ракету-носитель «Протон» с казахским спутником»).

Обратившись к статистическим и фактическим данным, мне также удалось узнать, что более 75% казахстанцев пользуется, в основном, только интернет-сайтами, расположенными в доменной зоне .ru и лишь четверть регулярно заходит на местные сайты в зоне .kz, сказывается неинформативность и в целом невысокое качество казахстанских интернет-ресурсов.

Общие же результаты опроса были следующими (см. Диаграмму с 10 самыми популярными словами): Байконур, Назарбаев, нефть, степь, наркотики, Алма-Ата, Астана, Каспий, целина, Семипалатинск.

Результаты обработки поисковых запросов были следующими (% ежемесячных запросов от ежемесячной численности российского сегмента интернет):

Казахстан - 0,36% (около 90 000 запросов в месяц, в два раза меньше, чем слово холодильник или фотоаппарат)

Алматы - 0,066%

Астана - 0,058%

Байконур - 0,03%

Назарбаев - 0, 004% (около 1 000 запросов в месяц, для сравнения Ющенко - 16 000 запросов, а Путин - более 100 000 запросов в месяц)

Новости Казахстана - 0, 0016% (около 400 запросов в месяц, для сравнения новости Украины - 15 500 запросов в месяц)

Таким образом, получается, что о большом соседе с эффективно развивающейся экономикой (о чем большинство россиян даже не догадывается) информации в СМИ практически нет.

Материалы, появляющиеся в российских СМИ содержат, как правило, лишь несколько основных тем. Официальные визиты Назарбаева в Россию, участие в ШОС, ЕврАзЕС освещается обычно из-за присутствия в событиях, связанных с этими организациями президента России.
Периодически возникает тема коррупционых или политических скандалов, убийств, наркотиков, пожаров (в основном, «желтый» негатив, который портит репутацию стране).
Ну, и, пожалуй, тема коммерческих сырьевых или финансовых структур (обычно это заказные статьи в деловых изданиях, которые и воспринимаются соответственно).
Кто-то из казахстанских (так и хочется по привычке сказать казахских) политиков может сослаться на год Казахстана в России, открытие памятника Абаю…
Но последнее событие прошло в российских СМИ с явным негативным оттенком, а год Казахстана и вообще был формальным очковтирательством, сделанным для дипломатической галочки, так как это событие практически никак не освещалось в российских СМИ и 99% россиян ничего о нем не знали.

Кто же в проигрыше от такой «информационной политики», а, точнее, от ее полного отсутствия? Конечно же, Казахстан, прежде всего, в лице его политической и бизнес элиты.

Деловые партнеры в России часто игнорируют эту «растущую» страну просто потому, что не имеют достаточной информации о многих сферах, начиная от туризма и заканчивая промышленными холдингами. Не рассматривают не из-за непривлекательности, а именно от отсутствия полноценной информации в российской медиа-среде, начиная с Интернета и заканчивая телевидением.

У страны нет сформированного позитивного имиджа в российской среде, и над этим надо серьезно работать, иначе очень скоро в России о восточном соседе будут мыслить исключительно непривлекательными стереотипами, как в США, где до сих пор считают, что в России по улицам гуляют медведи… Миф о Казахстане может выглядеть так - в стране добывают нефть и отправляют ее во «вражеский» нефтепровод БТД, люди живут в бескрайних степях и передвигаются по ним на лошадях и верблюдах (видимо, кочуют до сих пор от скважины к скважине), выращивают коноплю, а в свободное от этих занятий время жестоко расправляются с неугодными оппозиционерами...

Кстати, регулярной программой (выходит во вторник, среду и четверг в прайм-тайм) на российском телеканале MTV (после Англии и США) стала скандальная получасовая передача английского комика Саши Бэрона Коэна «Ali G Шоу», которая от лица «как бы казахского журналиста» Бората Сагдиева в самом неприглядном свете формирует представление молодого поколения россиян о Казахстане.
Мнения людей видевших эти передачи делятся пополам. Первая часть желает встать в очередь, что бы в зависимости от темперамента и воспитания либо «лично разобраться с Боратом», либо направить ноту протеста и закрыть клеветнические передачи, вторая же часть аудитории предлагает не обращать внимания на тупые шутки хамоватого шоумена, делающего на эпатаже и скандалах большие деньги.

Конечно, «джентльменский» набор знаний о любой стране всегда будет отличаться от «плебейского». Для кого-то Россия - это «водка, Ванька, валенки и черная икра», для кого-то «Толстой, Чайковский и Большой Театр».
Но, стоит оговориться, это для тех, кому Россия всегда была чужой страной. У жителей постсоветских стран совсем другие вводные. Да и цели, объявленные официальной пропагандой, прямо скажем, иные...

Теряя знания друг о друге, усиливая информационную и культурную разобщенность среднестатистических граждан, наши страны вряд ли достигнут тех совместных высот, что планируют наши президенты.

Нам уже подложили «тупого казаха Сашу Коэна». Это, кстати, грамотный пиар-ход - высмеять, унизить, смешать (известно с чем) целый народ, использовав для этого наипопулярнейший молодежный канал - для многих тинэйджеров, увы! - единственный источник информации о мире.

Таких тупых «Боратов», «Ваней», «Панасов», «Гиви» можно назапускать много…

Кому выгодно, чтобы мнение о его стране у ближайшего соседа и друга формировал, скажем так, «субъект, имеющий собственные интересы в регионе»?
Я, побывав в этой прекрасной и процветающей стане по имени Казахстан, познакомившись с его гостеприимным спокойным народом, не хочу этого… А Вы?

П. Николаев, Предприниматель, Россия
Специально для Dumaem.ru 27.06.06


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии