Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Программа развития жилищно-коммунальной сферы

Фото : 30 июня 2006, 10:38

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 июня 2006 года № 553 утверждена Программа развития жилищно-коммунальной сферы в Республике Казахстан на 2006 - 2008 годы (далее - Программа, в соответствующих падежах).

Как подчеркивается в этом документе, в свое время в Республике Казахстан была проведена реформа жилищно-коммунального хозяйства, осуществлена массовая приватизация жилья, в результате чего сформировалась качественно новая сфера жилищных отношений. Вместе с тем, прошедший период выявил определенные диспропорции в развитии жилищных отношений, на решение которых направлена данная Программа.

Основными направлениями Программы являются обеспечение развития жилищно-коммунальной сферы, дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы жилищно-коммунальной сферы, привлечение в нее инвестиций и адресная социальная защита населения в сфере жилищных отношений. А ее реализация будет осуществляться по двум основным направлениям: системные преобразования в жилищно-коммунальной сфере и совершенствование отношений в сфере коммунальных услуг.

Программой устанавливается, что каждый объект кондоминиума (один многоквартирный дом) должен управляться своим органом управления. Это достигается при открытии отдельного банковского счета, на который должны перечисляться взносы (платежи) собственников помещений на содержание и ремонт общего имущества. Орган управления именно этого объекта кондоминиума будет иметь банковский счет на управляемый объект кондоминиума (включая жилой дом, придомовую территорию со строениями, инженерными сетями и иными объектами инфраструктуры, расположенными в пределах ее границ), на который перечисляются деньги жильцов для строгого целевого использования только на нужды их дома.

Орган управления объектом кондоминиума сможет открывать два вида банковских счетов: текущий и сберегательный. Деньги текущего счета будут направляться на общие расходы по эксплуатации общего имущества объекта кондоминиума, а деньги сберегательного счета будут направляться на ремонт общего имущества объекта кондоминиума. При открытии органами управлениями (управляющими) объектом кондоминиума банковского сберегательного счета сами собственники помещений будут решать на общем собрании вопрос о размере ежемесячного взноса.

Указывается, что в схеме с отдельным счетом каждый распорядитель счета представляет интересы отдельного дома, поэтому это предельно простая, объяснимая и контролируемая жителями схема. В свою очередь, жители домов могут открывать как индивидуальные сберегательные счета в жилищном строительном сберегательном банке с целью накопления денег для ремонта своей квартиры и общего имущества жилого дома в установленном размере, так и осуществлять взносы на сберегательный счет органа управления объектом кондоминиума.

В Программе подчеркивается, что общую заинтересованность, взаимную ответственность по безопасности проживания, как правило, имеют жильцы одного многоквартирного дома. С точки зрения ответственности за общее имущество дома жителей из разных многоквартирных домов ничто не объединяет. Поэтому, ситуация, когда собственники квартир объединяются, не желательна. Однако вопрос выбора органа для управления объектом кондоминиума предлагается решать собственниками квартир на общем собрании.

Для того, чтобы иметь свой банковский счет, заключать договора с управленческими фирмами, коммунальными службами или строительными компаниями и использовать свои юридические права в спорах с отдельными владельцами, а также третьими сторонами, орган управления объектом кондоминиума может быть некоммерческим юридическим лицом. Данное условие, в соответствии с Программой, требует регистрации органа управления объектом кондоминиума как некоммерческих юридических лиц с описанием границ и характеристик общего имущества. При этом форма некоммерческого юридического лица может быть любая, соответствующая действующему законодательству Республики Казахстан.

Согласно Программе, участие государства в дальнейшем развитии жилищно-коммунальной сферы и обновлении жилищного фонда будет осуществляться в финансировании за счет средств местного бюджета жилищной помощи малообеспеченным гражданам. В целях упорядочения предоставления жилищной помощи предлагается предусмотреть пошаговый механизм. То есть, компенсации через жилищную помощь будут подлежать поочередно отдельные виды капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума: фундамент, наружные стены и несущие конструкции; кровля; лестницы (площадки, марши) и внутренние стены; лифты; инженерные коммуникация и оборудование; прочие (подъездные двери, фрамуги и т.п.). Причем очередность проведения отдельных видов капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума будет устанавливаться собственниками квартир на общем собрании.

Отделы жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог при местных исполнительных органах районов (городов областного значения) в соответствии с Программой необходимо будет законодательно наделить правом: проводить инспекционные обследования состояния подконтрольных объектов, независимо от их принадлежности и форм собственности, а также выносить предупреждения собственникам жилых зданий (домов), а также отдельных жилых и нежилых помещений в зданиях и на придомовой территории об устранении выявленных нарушений и несоответствий нормативным требованиям. При этом вынесение предупреждений будет производится только в случаях, когда состояние конструкций и элементов жилого дома будут угрожать безопасности проживания граждан. В других случаях вынесение предупреждений не допускается, а предлагается принимать установленные законодательством меры по отношению к юридическим, должностным и физическим лицам, допустившим нарушения либо не устранившим в установленные сроки, допущенные нарушения: привлечение к административной ответственности.

Местные исполнительные органы должны будут провести широкомасштабную организационно-информационную и пропагандистскую работу с использованием средств массовой информации, организации семинаров и лекций с целью разъяснения действующего законодательства в сфере жилищных отношений.

В Программе подчеркивается, что очень важно провести пропагандистскую работу неформально для того, чтобы достигнуть основную цель - осознание собственниками своих прав, обязанностей и ответственности. Необходимо, чтобы в результате данной работы существующие КСК не получили формальных полномочий продолжать работать так, как они работают сейчас.

Информационно-разъяснительная и пропагандистская работа с жителями требует большого времени и усилий и эту работу предлагается провести в несколько этапов. В первую очередь, местным исполнительным органам будет необходимо организовать проведение общих сходов жителей по каждому многоквартирному дому (объекту кондоминиума) с целью разъяснения действующего законодательства и выбора жильцами каждого дома одной из форм управления объектом кондоминиума, определенной законодательством Республики Казахстан, для чего образовать соответствующие рабочие группы, которые будут выполнять указанную работу по утвержденному и опубликованному в средствах массовой информации графику. Действующие КСК объединяют целые кварталы, поэтому собрать всех жителей этого квартала на общий сход КСК невозможно, а проведение схода в отдельном жилом доме является вполне реальной задачей.

Во вторую очередь, местным исполнительным органам необходимо будет организовать обучение и переобучение профессиональных менеджеров по управлению объектом кондоминиума. При этом в полной мере предлагается использовать средства местного бюджета, направляемые на повышение занятости населения - организацию профессионального обучения.

В третью очередь, местным исполнительным органам необходимо будет организовать массовый правовой всеобуч населения по разъяснению законодательства о жилищных отношениях. Основной упор в этой работе будет делаться на изменение иждивенческой психологии собственников квартир, доведения до осмысления каждого собственника квартир его прав, и самое главное - обязанностей по содержанию общего имущества объекта кондоминиума, в том числе обратить особое внимание на возможность принудительного взимания обязательных взносов на указанные цели. В то же время, необходимо будет показать возможность решения данных проблем с участием государства - через систему жилищной помощи.

Согласно Программе, очень важно, чтобы орган управления объектом кондоминиума знал жилищное законодательство и через общее собрание собственников квартир провел решения по: выбору органа управления объектом кондоминиума или физического управляющего; своевременной регистрации объекта кондоминиума, как единого комплекса; организации и обеспечению доставки коммунальных услуг по инженерному жизнеобеспечению от точки границы дома до каждой квартиры (помещения) потребителей этих услуг (при этом орган управления или управляющий обязаны обеспечить заключение между поставщиком или производителем услуг с потребителем договоров об оказании коммунальных услуг по утвержденной Правительством Республики Казахстан типовой форме договора); утверждению финансового отчета за прошедший отчетный период; утверждению сметы на содержание дома в предстоящий период; заимствованию средств (при необходимости); разъяснению каждому жильцу (собственнику, доверенному лицу собственника, нанимателю, арендатору) норм законодательства, их прав, обязанностей и ответственности.

В соответствии с Программой, для улучшения качества оказываемых коммунальных услуг, повышения степени оснащенности потребителей приборами учета, а также снижения уровня износа внутридомовых сетей и коммуникаций необходима реализация ряда мер, направленных на дальнейшее совершенствование государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, предоставляющих регулируемые коммунальные услуги.

Так, в соответствии с подпунктом 8) статьи 7 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий обязаны заключать в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Республики Казахстан, индивидуальные договоры с потребителями на каждый вид предоставляемых регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), а также на каждый вид и (или) совокупность иных предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ). Вместе с тем, поставка услуг индивидуальному потребителю, проживающему в многоквартирном доме, производится по общедомовым сетям и коммуникациям, которые не входят в границы эксплуатационной ответственности ни поставщика услуг, ни индивидуального потребителя. Ответственность за содержание указанных сетей и коммуникаций возложена на орган управления объекта кондоминиума, который не участвует в договорных отношениях на поставку услуг.

Исходя из этого, Программой предлагается законодательно определить компетенцию Правительства Республики Казахстан по утверждению Типовых договоров сотрудничества между органом управления объектом кондоминиума и поставщиками коммунальных услуг, без которых их поставка конкретному многоквартирному дому не допускается. Причем эти договора не будут являться коммерческими договорами на поставку и потребление услуг, а только на прием, учет и передачу услуг потребителям.

Игорь ЛОСКУТОВ,

начальник юридического отдела компании «ЮрИнфо»


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии