Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Книжный рынок: основные проблемы и тенденции

Фото : 1 июля 2006, 15:35

Объемы выпуска книг в России снижаются, но книжная торговля, особенно сетевая, активно развивается, открываются новые магазины. Что же касается продажи книг через интернет, то здесь наша страна «впереди планеты всей». О проблемах, тенденциях и перспективах книжного рынка России читайте в материалах исследования РБК .

В конце прошлого года РБК выпустил отчет по российскому книжному рынку. Вы можете скачать Демо-версию отчета.

Основные проблемы и тенденции российского книжного рынка

Российский книжный рынок остается сильно фрагментированным, с явно выраженным лидерством пяти издательств, которым принадлежит менее 50 % общего объема рынка в стоимостном выражении. В последние годы наметилась явная тенденция к укрупнению игроков рынка, что происходит за счет слияний и поглощений более мелких компаний, как и в других отраслях российской экономики. Также можно отметить начавшийся процесс создания многопрофильных объединений, включающих в себя издательские, книготорговые, полиграфические и другие структуры (ИГ «АСТ», «Эксмо», «Олма-пресс»).

Негативные тенденции

Одна из негативных тенденций - снижение объемов выпускаемых тиражей на фоне растущего ассортимента выпускаемых книг. Российским издательствам приходится выпускать меньше книг потому, что торгово-розничная сеть не в состоянии пропустить через себя такой объем наименований. На основании этого можно говорить о наступающем кризисе перепроизводства, который угрожает книжному рынку.

Факторы, негативно влияющие на развитие книжного рынка России

Фактор

Последствия

Низкая рентабельность рынка - 8-10%, что свидетельствует о нестабильном финансовом положении отрасли; медленная оборачиваемость средств.

Высокие риски для потенциальных инвесторов, в результате - отсутствие предложений от западных и российских инвестиционных компаний.

Несовершенная система налогообложения издательств.

Рост издержек у издательских компаний, уменьшение прибыли, вынужденное занижение фактических тиражей.

Ярко выраженная концентрация издательского и книготоргового бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге на фоне сильнейшего дефицита книготорговых и издательских компаний в остальных регионах.

Кризис перепроизводства, вызванный отсутствием региональных рынков сбыта, уменьшение продаж из-за сокращения количества покупателей, общее падение интереса к чтению.

Плохо развитая торгово-розничная сеть, сильно отстающая в развитии от издательского рынка.

Ограничение пропускной способности каналов сбыта, уменьшение объема рынка в стоимостном выражении.

Неудовлетворительное состояние отечественной полиграфической базы, неясные перспективы государственных типографий; высокие цены на бумагу.

Стоимость книг растет, в результате они становятся недоступны значительной группе потребителей с низким доходом.

Низкие (по сравнению с европейскими странами) цены на книги при сравнимых ценах на полиграфию и бумагу.

Ухудшение качества книг из-за экономии на оплате квалифицированного персонала, уменьшение доходов издательств.

Сокращение населения России и падение интереса к чтению у россиян, особенно у молодой части читательской аудитории.

Сокращение числа потребителей книг, пессимистические перспективы книжного рынка из-за резкого уменьшения целевой аудитории.

Недостаточное государственное регулирование книжной отрасли, отсутствие помощи государства издателям и книготорговым компаниям.

Медленное развитие книжного бизнеса, высокие риски для потенциальных инвесторов.

Непрозрачность рынка - нет единой системы учета выпущенной и проданной книжной продукции, нет открытых данных по оборотам компаний.

Отсутствует официальная статистика продаж, невозможно точно подсчитать объем и потенциальную емкость рынка. Высокие риски для потенциальных инвесторов.

Практически полное отсутствие маркетинговой стратегии, направленной на продвижение конкретной продукции к конкретному покупателю.

Издательства теряют потребителей, поскольку отсутствует рекламная стратегия продвижения. Происходит необоснованное расширение ассортимента за счет повторяющихся позиций, что приводит к снижению объемов продаж.

Острый дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях управления компанией.

Ухудшение качества продукции, в результате - уменьшение доходов издательств.

Источник: РБК

Состояние российской полиграфической базы

Сегодня более 80% российских книг печатаются на государственных типографиях, где сейчас начата приватизация. Полиграфическое оборудование устарело, поскольку на большинстве предприятий производственные мощности не обновлялись с 90-х годов прошлого века или были заменены бывшим в употреблении оборудованием из Западной Европы, произведенным до 1990-го года, рассчитанным на большие тиражи (около 50-70 тыс. экз.). Необходимо отметить, что полиграфическое оборудование в России практически не производится.

Производители современного полиграфического оборудования стремятся к тому, чтобы выпускать переплетные машины, которые можно быстро перестроить под выпуск разных тиражей, а также способные выпускать так называемые «короткие» тиражи в 5-7 тыс. экз. Готовящаяся приватизация типографий вызывает неоднозначные оценки издателей.

По мнению Олега Бартенева, возможны два сценария развития событий на полиграфическом рынке.

Первый - если полиграфические предприятия, которые уже почти полностью акционированы, будут в течение 2006-2007 гг. проданы государством на свободном рынке. Это приведет через три года к серьезному дефициту производства, а также сокращению полиграфических мощностей. В этом случае через три года можно ожидать рост себестоимости книг по черно-белой полиграфии примерно на 60-70%, при этом цены на книги достигнут европейского уровня. При отсутствии активных действий государства значительные объемы полиграфического производства будут перенесены в Европу, как это уже произошло с цветными книгами и журналами.

Второй сценарий развития событий предполагает активное участие государства в контроле над приватизацией, когда преимущество будет отдано профильным системным инвесторам (издательствам). В этом случае издатели в течение двух лет переоснастят полиграфические мощности в объеме, достаточном для увеличения объемов рынка. При таком варианте развития событий также будет рост цен, но всего лишь на 20-30%, не будет столь быстрого подорожания книги, соответственно, более медленными темпами будет падать объем потребления книжной продукции в натуральном выражении.

Позитивные тенденции

Все еще низкими темпами растет торговая сеть, однако здесь отмечаются позитивные тенденции по сравнению с ситуацией предыдущих лет, когда прироста книжных магазинов не было. Активно развивается сетевая книжная торговля, открываются магазины, совмещающие в себе культурно-досуговый центр и место покупки книг («Буквоед»); книжные магазины в торговых центрах («Новый книжный», «Букбери»). В книжных магазинах нового формата и крупных магазинах («Библио-Глобус», ТД «Москва», «Молодая гвардия») проводятся PR-акции, встречи с писателями. Подобные процессы свидетельствуют о начавшейся перестройке книготорговой сети, что закономерно, поскольку торговая сеть более мобильна по сравнению с издательскими структурами и быстрее реагируют на снижение спроса.

Факторы, позитивно влияющие на развитие книжного рынка России

Фактор

Возможные последствия

Переход к более дорогим изданиям, уменьшение интереса к книгам в мягкой обложке.

Увеличение оборотов книжного рынка и, соответственно, доходов издательств.

Активное развитие сетевой книжной торговли, появление современных форматов торговли, распределительных центров.

Увеличение пропускной способности торговой сети, в будущем возможно освоение регионов.

Развитие интернет-торговли книгами, появление книжных интернет-магазинов.

Привлечение более молодой части аудитории, появление дополнительного канала сбыта.

Создание ассоциаций издателей и книгораспространителей (РКС, АСКИ, АСКР).

Потенциальная консолидация отрасли, возможность отстаивать интересы участников рынка на государственном уровне, а также возможность проводить масштабные исследования рынка, которые необходимы для перспективного планирования.

Увеличение доходов населения.

Потенциальное увеличение оборотов книжного рынка.

Успешные проекты сотрудничества издателей и киноиндустрии («Ночной дозор», «Мастер и Маргарита»).

Дополнительные возможности рекламы книг, в результате - увеличение объемов продаж.

Разработка эффективных маркетинговых стратегий отдельными крупными издательствами.

Более детальное изучение потребительских предпочтений, повышение уровня информированности потребителей о новинках книжного рынка.

Ожидаемая приватизация государственных издательств и полиграфических предприятий.

Возможность реорганизации полиграфических предприятий за счет сторонних инвестиций.

Привлечение инвестиций в книжную торговлю и издательский бизнес («Топ-книга», «Олма Медиа Групп»).

Развитие региональной книжной торговли.

Источник: РБК

Выводы

По нашему мнению, неизбежной является дальнейшая консолидация отрасли, особенно больших и средних издательств. В среднесрочной перспективе возрастут инвестиции, как иностранные, так и российские. Следует ожидать дальнейшего появления больших издательских объединений, таких как ИГ «АСТ», «Эксмо» и холдинг «Олма Медиа Групп», которые будут действовать в различных сегментах рынка.

Постепенно эти компании либо структурируют существующую дистрибуцию, либо создадут свои каналы продаж. В результате этого на рынке появится несколько групп издательств с разными по величине оборотами, при этом будет сокращаться количество мелких и средних издательств, завершится приватизация оставшихся государственных издательств.

В среднесрочной перспективе можно ожидать привлечения инвестиций в книготорговые компании, что позволит расширить региональную торговую сеть. Тенденция к уменьшению общего тиража сохранится в течение 2-3 лет, вполне вероятно сокращение количества издаваемых наименований. Возрастет количество малотиражных узкоспециальных публикаций в связи с большей доступностью недорогих цифровых технологий печати.

Следует ожидать концентрации прав на издание наиболее популярных авторов в нескольких издательствах, которые смогут предложить более высокие гонорары и широкомасштабные рекламные кампании.

Ожидается дальнейший прирост продаж через Интернет и сетевые магазины, возрастут и продажи в супермаркетах. Следует также ожидать увеличение числа компаний, оказывающих услуги в сфере дистрибуции, логистики, управления запасами.

Розничная книжная торговля в России

Одним из важных факторов, тормозящих рост рынка, все эксперты назвали плохо развитую торгово-розничную сеть.

Доли каналов продаж книжной продукции в России по торговому обороту, 2005 г., %

Источник: Оценка FEP, данные справочных изданий, оценка РБК

Текущие объемы розничной сети недостаточны для освоения того количества книжной продукции, которое ежегодно производят издательства. По оценкам экспертов, в розничную сеть попало лишь 62,5% от общего объема литературы, находящейся в обращении в 2005 г. Техническое оснащение книжных магазинов зачастую отсутствует или его недостаточно для обработки данных.

Стационарная книжная торговля на данный момент обеспечивает основную часть (70,0%) торгового оборота отрасли, поэтому тенденция сокращения книжных магазинов ведет к убыткам издателей. К сожалению, во многих регионах наблюдается одна и та же картина - книжные магазины не могут выдержать конкуренции с не книжными (продуктовыми, парфюмерными, магазинами одежды и пр.), поскольку их прибыль меньше и для них тяжело платить арендную плату наравне с другими магазинами.

По мнению экспертов, издательский рынок на текущий момент обгоняет книготорговый рынок.

Сегодня на рынке единовременно представлено примерно 60-80 тыс. наименований литературы - это выпущенные в 2005 г. наименования, пользующиеся спросом, и часть наименований предыдущих лет. По оценке экспертов, общий ассортимент, который проходит через ведущие книжные магазины в течение года, уже достигает 100-150 тыс. наименований, а единовременный ассортимент, который мог бы быть представлен - около 75-80 тыс. наименований. Однако магазинов, которые могли бы представить такой ассортимент, в российских регионах практически нет, за исключением магазинов «Литера» и крупных магазинов типа «Дом Книги» в городах-миллионниках. Имеющиеся крупные книжные магазины находятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Российский книжный ритейл находится на пороге активного развития, можно прогнозировать рост количества сетевых книжных магазинов на 35-40% в год, это по самой скромной оценке. Вполне вероятно начало развития сетевой книжной торговли в регионах, где возможности для роста весьма велики.

По нашему мнению, наиболее перспективные регионы для освоения находятся в Центральном и Приволжском ФО, поскольку стоимость транспортных расходов будет не столь велика, как при работе с, например, Дальневосточным ФО, а доходы населения в этих регионах увеличиваются. Кроме того, в этих регионах ощущается дефицит современных книжных магазинов с хорошим ассортиментом. Эти регионы будут осваиваться как за счет создания стационарных книжных магазинов, так и за счет других каналов распространения книг - интернет-магазинов, почтовой торговли, книжных отделов в сетевых продуктовых магазинах, развитие которых в регионах идет опережающими темпами.

Бурно идет строительство развлекательных и торгово-развлекательных центров, где также можно открывать книжные магазины, как это делается в Москве. Поэтому возможности роста весьма и весьма значительны.

Структура розничной сети по форматам в % к общему количеству торговых точек, 2005 г.

Книжный рынок: основные проблемы и тенденции

Источник: Данные ФСГС РФ, специализированных СМИ, компаний, оценка РБК

Мы не включили сюда такие типы торговых точек, как лотки и рынки, а также книжные отделы в непрофильных магазинах, поскольку адекватной информации по количеству этих типов точек нет. На основании опубликованных компанией «Топ-книга» данных мы можем сказать, что количество лотков на открытых рынках и уличных лотков в России - 10-20 тыс. точек.

Количество книжных отделов в непрофильных магазинах в Москве оценивается в 450-500 торговых точек.

Основная доля оборота книготорговых компаний по-прежнему приходится на стационарную книжную торговлю - около 70%, что объясняется медленным развитием других каналов продаж (интернет-магазины, почтовая торговля и торговля по каталогам и др.).

Если сравнить с мировым рынком, то мы увидим, что в большинстве развитых стран развитие книжной розницы осуществляется главным образом независимыми компаниями и крупными оптовиками. Розничный канал полностью структурирован, там действуют единые стандарты торговли, во многих странах введены фиксированные цены на книги. На Западе розничная торговля и издательский бизнес диверсифицированы. Издательства не формируют собственных розничных сетей, а лишь выстраивают систему взаимоотношений с розницей и оптовиками.

В России розничная торговля строится совершенно по другой схеме: издательства активно создают собственные розничные сети, куда поставляют в основном свой ассортимент. При этом ассортимент конкурентов ставится с большей торговой наценкой, чем на остальную часть книг. Есть и примеры стратегических партнерств, когда издательства не диктуют розничным сетям, какой ассортимент продавать, но таких случаев меньше. Подобная политика издательств негативно влияет на обороты торговли, поскольку потребителю интересен магазин с максимально большим ассортиментом литературы.

Специалисты считают, что у нас вряд ли стоит ожидать появления новых розничных или оптово-розничных компаний из-за невысокой рентабельности и низкой инвестиционной привлекательности этого бизнеса.

Привлекательность розничной книжной торговли может вырасти за счет изменения структуры спроса в сторону более дорогих изданий, тем более что такая тенденция явно наметилась в последние два-три года, однако процесс этот идет слишком медленно, чтобы ожидать быстрого и массового притока инвестиций.

Независимые книжные магазины

В 1990 г. книжных магазинов в России насчитывалось примерно 16,5 тыс., после начала реформ и перестройки их количество стало резко сокращаться, и к 2000 г. в России насчитывалось 1,8 тыс. специализированных магазинов, а примерно 70% книжной продукции реализовывали через лотки, киоски и ярмарки.

В последующие годы их количество сокращалось, закрывались или перепрофилировались магазины, которые не могли выдержать конкуренции с непрофильными магазинами. В результате, на сегодняшний день в России работает более 2 тыс. независимых книжных магазинов. Однако в формате магазинов произошли за эти годы значительные изменения: начали открываться книжные супермаркеты, организованные по принципу самообслуживания; магазины в формате cash&carry, магазины, в которых покупателям предлагаются различные формы проведения досуга. Таким образом, привычный формат книжной торговли стал резко меняться в сторону западных стандартов книжного ритейла.

Крупные книжные магазины, оставшиеся еще с советских времен и сохранившие свою специализацию, также многое изменили в способах торговли: увеличены часы работы, в магазинах есть система компьютерного поиска книг, проводятся рекламные акции, действуют дисконтные программы, при многих магазинах действуют и интернет-магазины.

При этом, по мнению экспертов, крупнейшим магазинам некуда расширяться, поскольку почти все они испытывают дефицит торговых площадей. Кроме того, их ассортимент включает в себя сопутствующие товары, поэтому расширять книжный ассортимент магазины не могут, что на фоне растущего количества наименований, выпускаемых издательствами России, приводит к весьма жесткому отбору литературы в таких магазинах.

Географически такие магазины расположены обычно в центре города, поэтому есть опасность конкуренции за торговые площади с непрофильными магазинами.

Однако подобные изменения в формате независимых книжных магазинов происходят пока что только в Москве, Санкт-Петербурге и в некоторых городах с населением более 1 млн чел.

Лидером среди регионов после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству книжных магазинов является Самара и Самарская область - здесь насчитывается всего около 120 магазинов, из которых 89 - независимые книжные магазины. Неплохо развита розничная сеть в Челябинской области - 55 магазинов. Необходимо отметить и Новосибирскую область, где достаточно много книжных магазинов за счет того, что этот регион - родина компании «Топ-книга». Однако проблема еще и в том, что большинство книжных магазинов сосредоточено в областном центре, а на долю мелких городов приходится максимум 10-15% от всего количества магазинов области.

Розничные книготорговые сети

На текущий момент в России работает более 800 магазинов, принадлежащих к тем или иным книготорговым сетям.

Российские книготорговые сети, 2005 г.

Название сети

Кол-во точек

Тип сети

Год создания

Площадь магазинов

Владелец

1

Книгомир

212

Федеральная

2000

100-500

ООО «Топ-книга»

2

Буква

134

Международная

1997

200-300

ИГ «АСТ»

3

МДК

38

Локальная

1998

300-1000

ГУП «Объединенный центр «Московский дом книги»

4

Библиосфера

31

Федеральная

2000

Н/д

ООО «ИД «Инфра-М»

5

Новый книжный

30

Локальная

1994

100-500

ООО «Эксмо»

6

Буквоед

28

Локальная

2000

300-1000

ООО «Эксмо»

7

Снарк

25

Локальная

1998

300

ИГ «Азбука»

8

Литера

15

Федеральная

2002

1200-1500

ООО «Топ-книга»

9

Санкт-Петербупгский Дом книги

15

Локальная

Н/д

Н/д

ОАО «Санкт-петербургский дом книги»

10

Лабиринт

14

Локальная

2005

50-100

ООО «Лабиринт-Пресс»

11

ПродаЛитЪ

12

Федеральная

1999

Н/д

ООО «ПродаЛитЪ»

12

Литэкс

12

Локальная

1996

Н/д

ООО «Литэкс»

13

Букбери

11

Локальная

2003

300-1300

По неподтвержденным данным, контрольный пакет акций принадлежит Александру Мамуту

14

Пиши-Читай

10

Федеральная

2003

200

ООО «Топ-книга»

15

Книгомания

9

Локальная

Н/д

100-200

ООО «Центральный Книжный Двор»

16

Азбука - Книжный салон

8

Локальная

Н/д

Н/д

ИГ «Азбука»

17

Книжный Лабиринт

7

Локальная

2005

150-500

ООО «Лабиринт-Пресс»

18

Книжный мир

7

Федеральная

2003

200-300

ООО «Топ-книга»

19

Читай-город

4

Локальная

2002

300-500

ООО «Топ-книга»

20

Лас-Книгас

4

Федеральная

2004

800-2500

ООО «Топ-книга»

Источник: Данные компаний, СМИ, оценка РБК

Как видно из таблицы, крупнейшие сети принадлежат либо издательским, либо книготорговым компаниям. Из всех существующих на данный момент сетей лишь «Букбери» принадлежит непрофильному инвестору. Все остальные созданы крупными издательствами (ИГ «АСТ», «Эксмо») или оптовыми книготорговыми компаниями («Топ-книга», «ПродаЛитЪ»). Стоит подчеркнуть, что в таблице не перечислены региональные сети, принадлежащие одному владельцу, но работающие под разными названиями. Также следует отметить, что общее количество магазинов, принадлежащих ИГ «АСТ» - более 250, однако под маркой «Буква» работают 134 торговых точки. Аналогичная ситуация у магазинов компании «Топ-книга» - всего компания управляет 285 магазинами в 124 городах России, однако под торговыми марками компании («Лас-Книгас», «Литера», «Книгомир» и др.) работает 237 магазинов.

Необходимо чтобы равновесие между книгоиздательской и книготорговой деятельностью устоялось, только тогда каждый из них будет располагать необходимыми ресурсами для того, чтобы развивать параллельные стратегии. Такие примеры есть на европейских рынках - итальянская издательско-книготорговая группа Feltrinelli, в которую входит собственно издательство и книжная сеть из 88 магазинов разного формата.

Присутствие книготорговых сетей в регионах

На текущий момент на российском книжном рынке работает более 20 книготорговых сетей, локальные сети, работающие в пределах одного города или региона, составляют более 55% среди общего количества книжных сетей.

Лидеры по присутствию в регионах в 2005 г.

Сеть

Количество регионов

Владелец

Книгомир

51

ООО «Топ-книга»

Буква

40

ИГ «АСТ»

Библиосфера

14

ООО «ИД «Инфра-М»

Литера

12

ООО «Топ-книга»

Книжный мир

6

ООО «Топ-книга»

Лас-Книгас

3

ООО «Топ-книга»

Пиши-Читай

3

ООО «Топ-книга»

Источник: РБК

Способы расширения книжных сетей

В Москве и Санкт-Петербурге книжные сети расширяют свое присутствие за счет открытия новых торговых точек, то есть органического роста. Новые книжные магазины открываются как в торговых центрах, так и в отдельно стоящих зданиях.

Региональные книжные сети осваивают бывшие государственные магазины и открывают новые торговые точки. География магазинов определяется наличием представительства компании в том или ином регионе. Тенденция открывать книжные магазины в торговых центрах начинает получать распространение и в регионах. В качестве примера можно привести компанию «Царь-книга» в Екатеринбурге, открывшую в октябре первый магазин в ТЦ «КиТ».

Франчайзинг

На текущий момент этот способ мало распространен среди книготорговых компаний. Однако в среднесрочной перспективе этот способ освоения рынка может оказаться весьма прибыльным.

Преимущества для франчайзера:

· возможность интенсивно развиваться при минимальном вложении средств (компании не вкладывают деньги в объекты недвижимости и оборудование),

· франчайзи лучше всех знает местный рынок,

· у местных предпринимателей уже налажены взаимоотношения с властями

Преимущества для франчайзи:

· это один из способов выжить в острой конкурентной борьбе,

· возможность вложить деньги в прибыльный бизнес.

Франчайзинг пользуется большой популярностью в мире, поскольку позволяет организовать свое дело с наименьшей степенью риска. По данным Администрации малого бизнеса США, более 65% вновь созданных малых предприятий заканчивают свое существование в пятилетний срок. Среди малых предприятий, работающих по системе франчайзинга, этот показатель составляет всего 14%.

В России основные проблемы развития франчайзинга связаны с законодательным регулированием.

В России франчайзинговую модель в книжной торговле развивает компания «Топ-книга». Пока эксперименты проводятся с брэндом «Книгомир», в дальнейшем компания планирует развивать по франчайзинговой модели магазины прессы «Сорока», также входящие в розничную сеть «Топ-книги». На текущий момент около 20 магазинов «Книгомир» уже работают по этой схеме, а специалисты «Топ-книги» совершенствуют фрачайзинговую модель для последующего предложения потенциальным франчайзи. «Топ-книга» планирует осуществлять ассортиментное наполнение и поддержку брэнда на федеральном уровне.

Ранее по франчайзингу развивалась сеть «Библиосфера», однако на текущий момент многие магазины сети отказались от франшизы.

Еще одна компания - самарская «Метида» - открыла недавно франчайзинговый магазин в Оренбургской области.

По нашему мнению, франчайзинг - довольно перспективный путь развития для книжных сетей, поскольку позволит развиваться одиночным книжным магазинам за счет известного брэнда, оптимального ассортимента и отработанных технологий торговли.

Способы привлечения покупателей

Особо следует отметить наметившийся альянс кафе и книжных магазинов («Буквоед», «Буква»-«Кофе-Хауз», «Букбери»-«Шоколадница»), когда на территории книжного магазина открывается кофейня для посетителей. Такой прием часто используется в иностранных книжных сетях и отдельных магазинах, он давно и хорошо зарекомендовал себя.

Еще один способ - совмещение книг и аудио- и видеопродукции. В сентябре 2005 г. компания «Снарк» открыла первый магазин своей новой сети «От буквы до цифры», чей ассортимент будет состоять поровну из аудио- и книжной продукции. Компания «Топ-книга» развивает сеть гипермаркетов «Лас-Книгас», где есть интернет-кафе, кафе и детская площадка.

Используются и другие способы привлечения покупателей - в сети «Буквоед», например, есть также детская игровая комната, сценическая площадка, кинопоказы.

Совмещение различных на первый взгляд форматов торговли и услуг на одной площадке в последнее время часто практикуют компании, работающие на рынках, где уже нет стремительного роста, а конкуренция только усиливается. В этом случае важно значительно повысить лояльность клиентов.

Однако здесь есть опасность - затраты на организацию дополнительных сервисов для покупателей значительны, а окупаются они медленно, иногда принося убытки. Несмотря на это участники рынка положительно оценивают такие инновации, полагая, что в будущем затраты окупятся за счет увеличения потока покупателей.

Во многих сетях существует компьютерный поиск книг, помогающий покупателям быстро найти нужный товар, эта услуга уже стала нормой в современных книжных магазинах. Следует отметить также, что некоторые сетевые книготорговые компании начали активно использовать рекламу на радио и телевидении.

Интернет-торговля

Эксперты оценивают долю продаж через Интернет в 2-4% от общего оборота книжной торговли. Доля книжных интернет-магазинов в общем количестве торговых точек - около 3%. Однако участники рынка предсказывают этому сегменту книжной торговли рост до 10,0% объема книжных продаж к 2010 г.

В других странах интернет-торговля книгами пока что достигла такого уровня лишь в США.

Наиболее известные книжные интернет-магазины России

Название магазина

Адрес в Интернет

Владелец

Год создания

Озон

www.ozon.ru

PPE Group

1998

Болеро

www.bolero.ru

Интернет-холдинг eHouse

1999

24x7

www.24x7.ru

Интернет-холдинг eHouse

2000

Библио-глобус

www.bgshop.ru

Холдинг «Библио-глобус»

2000

Библион

www.biblion.ru

ЗАО «Библион - Русская книга»

1999

Books.ru

www.books.ru

Н/д

1996

Колибри

www.colibri.ru

«Внебиржевые системы»

1999

Бумеранг

www.bumerang.ru

«Внебиржевые системы»

Н/д

Источник: Данные компаний, РБК

Интернет-магазины используют различные способы доставки заказов клиентам: курьерская доставка, экспресс-почта, наложенный платеж. У книжной интернет-торговли есть некоторые особенности, которые присущи не только России, но и другим странам, где применяется такой тип торговли. По сравнению с другими товарами, реализующимися через Интернет, книга - достаточно дешевый товар, хотя и очень удобный с точки зрения логистики.

Количество ассортиментных позиций и покупателей книжного интернет-магазина и, например, магазина «Библио-Глобус» сравнимо, поэтому первоочередной задачей становится автоматизированный учет продаж и оформление накладных.

Анализ продаж магазина «Библион» показывает, что среди клиентов магазина существует высокий спрос на деловую и учебную литературу. Особо можно выделить учебники, пособия и словари по иностранным языкам, как европейским, так и восточным. Растет спрос на хорошо изданные художественные книги, возник определенный интерес к собраниям сочинений. Перед праздниками происходит всплеск интереса к подарочным изданиям и художественным альбомам. В 2005 году значительно увеличились продажи аудио-книг.

Проблемы российской интернет-торговли

По мнению экспертов, основная проблема книжной (и не только книжной) торговли в России через Интернет - это логистика. Нередки сбои в работе почты, что приводит к снижению качества сервиса доставки.

Еще одна проблема - информационная. При наличии огромного ассортимента и повторяющихся позиций отсутствие единого формата обмена данными и неоднозначность применяемых штрих-кодов приводят к тому, что многие интернет-магазины вынуждены самостоятельно заниматься описанием и идентификацией книг.

По мнению Екатерины Ворониной, среди тенденций развития книжной интернет-торговли можно выделить две основные. Первая - интернет-магазины становятся все более заметными игроками на книжном рынке. Это подтверждается фактами - например, «Озон» продал 1 млн экз. книг в 2004 г. Вторая - сейчас все крупные магазины уже отладили логистические цепочки, насколько позволяет ситуация, и активно занимаются повышением качества предлагаемых услуг и поиском новых сервисов.

Отличий в работе западных и российских магазинов много, из ключевых можно выделить качественную почтовую службу, отлаженную систему безналичных платежей, массовое использование штрих-кодирования (каждая книга имеет уникальный ISBN и EAN), активно функционирующие системы электронного документооборота. Это позволяет мировому лидеру книжной интернет-торговли Amazon.com принимать заказы только с предварительной оплатой, благодаря чему упрощается обработка платежей и значительно снижается риск возврата заказов.

Основные игроки рынка

Самый крупный игрок на рынке - книжный магазин «Озон», с 2002 г. входящий в холдинг PPE Group. По данным компании, совокупный оборот компании вырос в первом полугодии 2005 г. на 40,0% и превысил $15 млн без учета НДС. По результатам 2004 г. оборот магазина составил $26,5 млн, а количество заказов равнялось 1,5 млн.

В октябре 2005 г. «Озон» анонсировал открытие сразу трех новых товарных разделов. В разделе «ozon.Electronics» предлагаются компьютеры, игровые приставки, видеокамеры и домашние кинотеатры от компаний Apple и HP. В «ozon.Photo» продаются фотокамеры и аксессуары к ним, а также услуги по печати цифровых фотографий. В «ozon.Mobile» представлены мобильные телефоны, смартфоны и тому подобное.

Однако основную долю ассортимента и объема продаж магазина «Озон» по-прежнему занимают книги.

Кроме того, «Озон» анонсировал два новых сервиса: экспресс-доставку (на следующий день после заказа) по Москве в пределах МКАД, и возможность оплатить покупку при помощи потребительских займов, предоставляемых компанией «Русфинанс».

Еще одним крупным игроком является книжный магазин «Болеро», входящий в интернет-холдинг eHouse. По данным статистики, «Болеро» входит в тройку лидеров по доставке книжной и мультимедийной продукции. Магазин осуществляет доставку заказов в страны ближнего (СНГ и страны Балтии) и дальнего зарубежья международной наземной почтой и авиапочтой, а также специальными службами доставки UPS и TNT. В 2005 г. на платформе «Болеро» был запущен еще один проект - тематический книжный магазин «Iordan.ru», занимающийся продажей православной литературы.

Книжный интернет-магазин «Библион» в настоящий момент имеет в ассортименте около 100 тысяч наименований. В 2006 г. руководство магазина планирует увеличить этот показатель на 30-50%.

Перспективы книжной интернет-торговли

По статистике в России число пользователей интернет-магазинов уже превысило 10 млн человек, и эта цифра продолжает расти. Ежедневно онлайновые магазины привлекают около 80 тысяч посетителей. Следует, однако, отметить, что пока региональные покупатели не так активно, как жители Москвы и Санкт-Петербурга, пользуются услугами интернет-магазинов.

Динамика роста числа пользователей услугами интернет-магазина незначительна, но тенденция, как говорят эксперты в этой сфере, устойчива на протяжении последних двух лет. Если на Урале еще в 2001 году рынок Интернет-торговли был практически пустым, сейчас общее число интернет-магазинов составляет порядка тысячи, не считая электронных каталогов, витрин, прайс-листов, которых уже десятки тысяч.

Но говорить о стремительном увеличении во всех регионах страны пока преждевременно, поскольку пользуются услугами Интернет-торговли, в основном, только в крупных городах.

По мнению экспертов, книжная торговля через Интернет будет развиваться быстро, для этого очень много предпосылок. Растет аудитория пользователей Интернет, развиваются службы доставки и платежные системы, многие книготорговые компании и издательства активно занимаются автоматизацией. Все это позволит интернет-магазинам повысить качество обслуживания клиентов. Чем лучше будут работать магазины, чем шире будет спектр предлагаемых ими услуг, тем больше людей станет совершать в них покупки.

Как уже было сказано выше, эксперты издательств предсказывают книжной интернет-торговле значительный рост, предполагая, что в 2010 г. доля интернет-продаж книг достигнет 10,0% от общего объема продаж книг в России.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии