Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Атака правозащитника

Фото : 3 июля 2006, 15:10

№ 26 (290) от 03.07.2006
Елена НЕФЕДОВА, Астана

Казахстанский омбудсмен решил включиться в процесс усовершенствования единого национального тестирования. Он намерен провести мониторинг основных нарушений, допущенных во время проведения ЕНТ, и направить соответствующее заключение в Министерство образования.

Справка «Мегаполиса»

Более половины претендентов на получение знака отличия «Алтын белгi» не смогли подтвердить свои знания на ЕНТ - из 3028 выпускников отличные знания показали только 1205. Что уж говорить об остальных, рядовых учениках?

25% абитуриентов не набрали даже минимума - 50-и баллов (в прошлом году такой результат показали 13,5%). От 71 до 100 баллов набрали 28% выпускников (в прошлом году - 25%). Свыше ста баллов получили только 4% абитуриентов (в 2005 - 2,8%). И только два выпускника - из Алматы и Западно-Казахстанской области - показали наивысший результат, набрав 120 баллов (в прошлом году таких выпускников было 43). Средний балл результатов ЕНТ по республике составил 63,3 балла - слабая тройка (в прошлом году этот показатель был равен 60,4 балла). Всего в тестировании участвовали 160 516 абитуриентов (86,8% от общего количества выпускников).

Серьезные нарушения прав выпускников омбудсмен обнаружил на страницах «Мегаполиса» («Единый национальный стресс?», №25 от 26.06.2006 и «ЕНТ им долго будет сниться», № 24 (288) от 19.06.2006). Напомню, в день тестирования практически во всех регионах наблюдались многочисленные технические неполадки оргтехники, к тому же многие листы ответов оказались бракованными. В одном случае машина перепутала варианты, и в результате насчитала девочке-хорошистке всего14 баллов. В другом - листы ответов начали забирать на полчаса раньше срока. А в Алматинском технологическом университете перепутали листы ответов: сначала их раздали, а когда первые кружки были уже закрашены, - забрали. В результате выпускники потеряли по несколько баллов. Оставшись под впечатлением, Болат Байкадамов прокомментировал:

- Однозначно, для детей это нарушение стартовых условий, которые зафиксированы в инструкциях Министерства образования. Это ситуации типичные. Нельзя сказать, что было заведомо спланированное нарушение прав этих детей. Но это случилось, нарушено право этих выпускников на объективную оценку их знаний, и после этого они должны иметь возможность апеллировать с тем, чтобы заново пройти тестирование и чтобы их знания были оценены объективно. Без всяких оговорок мы можем зафиксировать эти факты, как нарушившие права детей.

- Болат Кенжекешевич, как вы оцениваете состоявшееся тестирование?

- Все, что произошло в системе ЕНТ в этом году, - это нарушения, связанные с тем, что государство не обеспечивает достаточных условий для того, чтобы люди могли нормально пройти положенное тестирование в системе узаконенных правил, которые, кстати, выпущены самим же Министерством образования. А коль условия в ряде регионов не были созданы, то и произошли такие ошибки, пошли жалобы, по которым мы сейчас и разговариваем.

- В Южно-Казахстанской области девочку с переломом ноги принесли в пункт проведения ЕНТ на носилках. По вашему мнению, имеют ли право дети, получившие травму накануне тестирования, на дополнительный шанс пройти тестирование?

- Безусловно. Ребенок может поломать ногу, у него может случиться воспаление легких, он может вообще попасть в больницу. Мы не должны температурящего ребенка или ребенка с травмой позвоночника заставлять присутствовать на ЕНТ. Наше законодательство предусматривает, что ребенок вне ЕНТ может сдать комплексное тестирование, получить необходимые документы и претендовать на поступление в вуз в индивидуальном порядке. Поэтому для заболевших детей нужно найти возможность провести тестирование отдельно от того, что проводится с 10 по 15 июня. Это забота государства, от которой оно, к сожалению, уходит в таких конкретных случаях. Скажите, ну какая была необходимость девочку с поломанной ногой нести на тестирование на носилках? В таких случаях можно это сделать и на дому. Государству нужно проявить максимум организационных усилий, чтобы все дети были охвачены ЕНТ. Оно обязано выполнять те требования, которые заложены в законе о ребенке, в Конвенции о правах ребенка, во всем пакете нормативно-правовых актов, которые касаются наших детей. А пока это вопиющий факт, и, однозначно, нарушение прав этого ребенка, которому не создали надлежащих условий.

- Дети с ограниченными возможностями сегодня сдают ЕНТ наравне со здоровыми выпускниками. Так, в Шымкенте девочке - инвалиду с детства, которая не имеет обеих кистей рук, пришлось заполнять лист ответов, держа ручку в зубах. Все бы ничего, но в листах очень маленькие кружочки для закрашивания, и закрасить их так, чтобы прочитал сканер, было очень сложно. По вашему мнению, должны ли такие дети сдавать тестирование отдельно?

- Определенно это нарушение прав ребенка с ограниченными возможностями. Получается, что у таких детей проверяют не знания, а способность преодолеть те препятствия, с которыми они физически не могут справиться из-за своих ограниченных возможностей. Это может быть и ребенок, не имеющий рук, и колясочник, и незрячий, и плохослышащий. И каждому из этих детей государство обязано создать условия, которые позволяют выявить знания, а не силу. Мы ратифицировали Конвенцию о правах ребенка, где четко сказано, что государство должно обеспечить все условия для нормального развития, воспитания и образования ребенка. И ЕНТ, как итог обучения в школе, тоже должно соответствовать требованиям Конвенции, подписанной Казахстаном. Наше законодательство об образовании тоже предполагает нормальное отношение к детям с ограниченными возможностями. Когда мы говорим: «Надо создать надлежащие условия», речь идет не о привилегированном отношении к этим выпускникам, а лишь о создании условий, которые позволяют выявить их знания. А пока для них создаются условия, препятствующие выявлению знаний через ЕНТ надлежащим образом.

Что касается требований к уровню знаний здоровых и больных детей, то они должны быть равными. Люди с ограниченными возможностями тоже должны быть профессионалами, иначе в будущем при приеме на работу инвалид будет иметь меньше шансов по сравнению со своим здоровым конкурентом. Но чтобы больной человек мог этими знаниями овладеть, ему, конечно, государство должно создавать условия еще в школе. А у нас до сих пор ребенок-надомник не может получить от системы образования необходимые учебники, методические пособия, компьютер, калькулятор. Это - пробел в системе образования, который может сказаться в будущих ЕНТ. А пока мы констатируем, что система образования не уделяет этому большого внимания.

Все эти факты, конечно, дискриминируют людей по признаку неравного отношения государства к разным детям, имеющим, кстати, одинаковое право на образование. Тем самым нарушаются их права. Чтобы этого не было, государственный уполномоченный орган должен создать всем равные права. Но этих условий создано не было.

- Что вы намерены предпринять?

- Хорошо, что ваша газета к нам обратилась. Мы занимаемся многими правовыми вопросами, но теперь в наше поле зрения попали и вопросы образования, вопросы проведения ЕНТ, вопросы, связанные с обучением детей на дому. Теперь мы займемся и этими проблемами. Посмотрим, как учатся наши дети, как сдают экзамены, как тестируются, как поступают в вузы - все это мы теперь будем отслеживать. Проведем мониторинг, и уже тогда, имея на руках не отдельные факты, а полную картину, напишем в Министерство образования запрос. Это нужно, чтобы исправить промахи, допущенные во время тестирования. Весь процесс образования должен проходить в нормальных условиях, учитывая опыт этого года и соблюдая права наших школьников.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии