Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Есть право на защиту и право - защищать (Ермек Жумабаев, председатель Комитета Сената Парламента по государственному строительству и правовой политике)

Фото : 6 июля 2006, 10:18

Дальнейшее становление гражданского общества, формирование правового государства и укрепление законности неосуществимы без реального механизма обеспечения прав и свобод личности, гражданина, гарантированных Конституцией страны. В данной статье речь пойдет о важнейшем сегменте последовательной политики в этом направлении - повышении роли адвокатов в рамках уголовного судопроизводства на стадии исполнения судебных решений и развитии казахстанского института адвокатуры.

В рамках гармонизации национального законодательства с требованиями международных правовых стандартов Казахстан ратифицировал десять международных конвенций и присоединился к тринадцати конвенциям ООН. Присоединение нашей страны к Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, ратификация в ноябре 2005 года международных пактов об экономических, социальных и культурных правах, а также о гражданских и политических правах 1966 года подтверждают последовательный курс по обеспечению уважения всех прав и основных свобод человека.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, государства обязаны обеспечить право на свободу, личную неприкосновенность и соответствующие гарантии в ходе уголовного процесса (статьи 9 и 10), а также презумпцию невиновности, право на защиту и другие гарантии в ходе уголовного процесса (статья 14).

Во исполнение принятых на себя международных обязательств, на протяжении последних лет в нашей стране последовательно реализуется программа правовой реформы, нацеленная на укрепление законности, соблюдение прав личности и гражданина. Так, Глава государства в своем Послании народу Казахстана от 18 февраля 2005 года «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» среди множества задач, стоящих перед обществом, отметил необходимость повышения роли адвокатов в рамках уголовного судопроизводства на стадии исполнения судебных решений.

Предназначение адвокатуры определено в статье 13 Конституции республики - обеспечение квалифицированной юридической помощи каждому в ней нуждающемуся. Это означает, что государство, для которого адвокатура становится важнейшим средством правовых взаимоотношений с гражданами, берет на себя обязательство развивать как сам институт адвокатуры, так и максимально расширять доступность адвокатских услуг.

Полагаю, что разработка проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатуры» является своевременным, актуальным и логично вписывающимся в программу правовой реформы мероприятием.

Концепция представленного законопроекта основана на признании адвокатуры неотъемлемой частью судопроизводства и предусматривает расширение прав и полномочий защитника, введение механизма процессуального закрепления добытых стороной защиты доказательств, а также установление обязательности участия защитника в апелляционной и надзорной инстанциях, уравнивающих с прокурором.

Главной задачей законопроекта является повышение роли адвокатов в рамках уголовного судопроизводства и исполнения судебных решений. Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, Гражданский процессуальный кодексы, законы Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности», «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», а также «О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Указанные изменения и дополнения детализируют и приводят в соответствие с международным опытом нормы, предусматривающие обязанности адвокатов по осуществлению своей деятельности, их ответственность за нарушение требований, предусмотренных законодательными актами. К примеру, в соответствии с новой редакцией части 7 статьи 68 УПК РК, подозреваемый вправе пригласить защитника самостоятельно либо через законных представителей, а также, по их поручению, через других лиц.

Аналогичная ситуация и в отношении права подозреваемого давать объяснения и показания только в присутствии защитника, иметь свидание с избранным или назначенным защитником наедине и конфиденциально до начала допроса. Законопроект предусматривает расширение круга полномочий защитника. Так, внесенное дополнение в часть 2 статьи 74 УПК РК - слово «процессуальных» - дает право адвокатам участвовать не только в следственных, но и процессуальных действиях, что, в конечном счете, отразится на качестве оказываемых защитником услуг.

Норма, предусматривающая удостоверение подписью защитника каждой страницы при ознакомлении с протоколом судебного заседания, обеспечивает недопущение фальсификации материалов. Право защитника задавать вопросы в ходе допроса без разрешения следователя либо дознавателя дает возможность защитнику активно проводить линию защиты.

Вместе с тем в новой редакции части 3 статьи 101 УПК председательствующий судья не имеет права удалить из зала судебного заседания защитника. Вносятся изменения в статью 125 УПК РК, согласно которой защитник, допущенный к участию в деле, вправе представлять доказательства и собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе опрашивать лиц с их согласия. То есть защитнику вместе с подзащитным предоставляется возможность приобщать к делу те данные, указывающие на фактические обстоятельства дела, которые не были учтены или были упущены следователем или дознавателем.

Прогрессивным шагом в развитии института защиты является право осужденного на свидания с адвокатом без ограничения их количества, продолжительности и в условиях, обеспечивающих их конфиденциальность, что предусматривается законопроектом в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Казахстан. Новеллой законопроекта является норма, предусматривающая административную ответственность адвокатов за разглашение сведений, составляющих адвокатскую тайну.

В соответствии с изменениями, вносимыми в статью 14 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности», адвокат наделяется правом запрашивать справки, характеристики и иные документы из организаций, которые обязаны в установленные сроки бесплатно выдавать эти документы или их копии. В данном случае право адвоката бесплатно получать необходимые для оказания юридической помощи сведения, которые впоследствии по его заявленному ходатайству могут быть приобщены к материалам уголовного дела в качестве доказательств, уравнивает его права с органами, ведущими уголовный процесс. Кроме того, в целях определения порядка оплаты труда адвокатов, осуществляющих дежурство в органах уголовного преследования, законопроектом в статье 5 Закона «Об адвокатской деятельности» предусмотрен новый пункт.

Несомненно, перечисленные и другие новшества, на мой взгляд, напрямую направлены на обеспечение принципа равноправия и состязательности сторон в процессе, закрепленного в действующем законодательстве, и реализуют право граждан на защиту, предусмотренную статьей 13 Конституции республики.

Хочу отметить, что рассмотрению законопроекта в Сенате Парламента предшествовала большая работа по сбору и обработке предложений государственных органов, адвокатов и неправительственных правозащитных организаций. Учитывая актуальность обсуждаемых вопросов, Комитет по государственному строительству и правовой политике в мае этого года провел выездное заседание в городе Таразе с участием судей, адвокатов, следователей, прокуроров, представителей органов юстиции, общественных, неправительственных организаций Жамбылской области. В ходе работы заседания поступило много замечаний и предложений, которые затем стали предметом обсуждения в комитете. Отмечу наиболее актуальные моменты.

Много предложений, в особенности от адвокатского корпуса, поступило по отмене лицензирования адвокатской деятельности или же введения упрощенного порядка его получения. По их мнению, государственное лицензирование адвокатской деятельности является в определенной степени барьером на пути увеличения численности адвокатов и представляет собой неэффективный механизм регулирования качества оказываемой адвокатской помощи. В противовес этому некоторые участники заседания настаивали на сохранении действующего порядка лицензирования. Даже предлагалось предусмотреть обязательное условие: после получения лицензии проработать определенное время по этой специальности в сельской местности.

Не секрет, что в настоящее время существует проблема непропорционального адвокатского обслуживания населения. На селе, например, работает почти в 4 раза меньше адвокатов, чем в городах. Соглашаясь с отдельными, на наш взгляд, наиболее ценными предложениями, хочу отметить, что при всей неоднозначности мнений участников заседания вектор всех предложений «сошелся» в одном направлении - необходимости расширить полномочия адвоката и его возможности для оказания правовой помощи населению. И потом: позитивен сам факт того, что дискуссии по этим вопросам охватывают практически все слои общества. Обществом осознанно воспринимаются вопросы расширения правозащитных функций адвоката, играющего немаловажную роль в судьбах людей, в жизни страны, в реализации государством механизма обеспечения прав и свобод человека, гарантированных Основным законом.

Без преувеличения можно сказать, что вопросы дальнейшего совершенствования законодательства в сфере предоставления и оказания квалифицированной юридической помощи - дело ближайшей перспективы.

Ермек ЖУМАБАЕВ,

председатель Комитета Сената Парламента

по государственному строительству и правовой политике


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии