Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Невеликий комбинатор. Цены на бензин растут по вине мелких компаний?

Фото : 14 июля 2006, 11:20

Почему цены повышаются, внятно ответить не может никто. Ассоциация АЗС Шымкента кивает на местный НПЗ, мол, тот остановился на ремонт, и сейчас из-за этого ощущается нехватка бензина. Руководство нефтеперерабатывающего в свою очередь заявляет, что оно ни при чем, так как завод и не думал останавливаться, а оптовая цена не повышалась. Мало того, руководство «ПетроКазахстан» уведомило своих клиентов о соблюдении корректной ценовой политики. В противном случае будет подниматься вопрос о расторжении договоров.

Владельцами бензина в республике являются фирмы-«давальцы». Именно они перерабатывают свою нефть на НПЗ, а потом реализуют бензин. Однако, что это за фирмы, где они находятся и как с ними связаться - являются самыми большими секретами. Попытки узнать на нескольких заправках, кто поставляет бензин, провалились. Единственное, что нам сообщили, так это то, что получают они топливо на ШНПЗ. Но, как уже известно, нефтеперерабатывающий работает на давальческой нефти. Сообщить же, кто является хозяином бензина, на опрошенных АЗС категорически отказались, ссылаясь на коммерческую тайну.

В пресс-службе «ПетроКазахстан ойл продактс» нам сообщили, что «основными компаниями, перерабатывающими нефть на Шымкентском НПЗ, являются компании, добывающие нефть в Кумкольском бассейне, а именно: «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз», «Тургай Петролеум» и «Казгермунай», а также «КазМунайГаз», входящий на переработку с нефью, полученной от выплаты роялти в натуральном выражении от нефтедобывающих компаний».

Однако вряд ли крупные компании после прошлогоднего скандала станут вновь лезть на рожон. Как удалось узнать, помимо этих четырех крупнейших компаний существует множество мелких фирмочек, которые перерабатывают малые объемы нефти. Возможно, именно они повысили отпускные цены. А возможно, здесь вина самих владельцев АЗС.

Протестная волна из-за очередного витка цен на высокооктановое горючее захлестнула огромную армию и мангистауских владельцев авто. Суть в том, что, повышаясь с 28 июня, тариф на этот вид топлива 12 июля 2006 года достиг здесь отметки в 75 тенге. Разумеется, это бьет по карману водителей и возмущает их, что называется, до глубины души. Чем на сей раз вызвано повышение стоимости ГСМ? С этим вопросом собкор «Литера» сначала обратилась к Гульжан Байжауновой, начальнику регионального управления по тарифам.

- Действительно, в последнее время отмечается рост цен на высокооктановые марки бензина, поставляемые в регион областным филиалом компании «Гелиос», которая получает горючее непосредственно с Павлодарского нефтеперерабатывающего завода, - заявила она.

После проведенного мониторинга цен на бензин о сложившейся ситуации было доложено премьер-министру Ахметову и руководству комитета по защите конкуренции при Министерстве индустрии и торговли. Надо пояснить, что в данное время местные управления не наделены полномочиями, поэтому влиять на ситуацию на рынке не могут. В скором времени положение будет исправлено, так как в регионах появятся территориальные управления, способные решать эти вопросы. Об этом сообщили в Министерстве индустрии и торговли РК.

Вместе с тем этим видом топлива торгуют и другие автозаправки (АЗСТ), принадлежащие ТОО «КазМунайГаз жайык». Руководитель региональной сети этих АЗСТ в телефонной беседе сообщил, что в данное время у них отмечаются перебои с поставкой марок АИ-93 и АИ-96, поступающих с Атырауского НПЗ. Однако, в отличие от конкурентов, они не повышают цены. Вместе с тем сегодня продают топливо лишь клиентам по ранее заключенным договорам, а в свободной продаже ГСМ нет. А руководство ТОО «КазМунайГаз жайык» (Атырау) перебои с ГСМ объясняет растущими потребностями, которые не могут удовлетворить мощности Атырауского НПЗ. Возить бензин из России сегодня не очень выгодно из-за высокой стоимости, которая выше, чем у отечественных производителей.

Цены на бензин в Павлодарской области за последний месяц поднимались два раза - 10 июня и 7 июля. В среднем за этот срок топливо подорожало на четыре тенге. Это коснулось лишь так называемых элитных марок. Бензин А-80 и дизтопливо на многих автозаправках почти не подорожали. Это объясняется тем, что АО «Павлодарский нефтехимический завод», несмотря на остановку на ремонт, продолжает отпускать АЗС эти виды топлива.

Объяснить причину роста цен не может никто. Одна из самых очевидных - закрытие в июне Павлодарского завода на капитальный ремонт. За месяц до того здесь произошла крупная авария, унесшая жизни пятерых человек. Однако неизвестно, насколько повлиял сей факт на повышение и повлиял ли вообще. Связаться с руководством завода практически невозможно. Предприятие не изменяет своей репутации самого закрытого учреждения в области. Данные не предоставляются даже в областной департамент предпринимательства и промышленности, что тут говорить о пишущей братии.

Все же кое-какую информацию удалось раскопать. Как выяснилось, в I квартале этого года Минэнергопром России в графике экспорта нефти на павлодарский завод резко ограничил либо исключил традиционных поставщиков - компании «Лукойл», «Сибнефть», «Сургутнефтегаз» и ТНК-ВР. В настоящее время на данном экспортном направлении работает новая компания ЗАО «Руснефтехим», которая установила цену одной тонны нефти на 30 долларов выше цены рынка. АО «ПНХЗ», посчитав предлагаемую стоимость нефти экономически нецелесообразной, отказалось от поставок со стороны ЗАО «Руснефтехим». С начала года АО «ПНХЗ» работает на нефти, поставляемой «Лукойл» по цене около 250 долларов за тонну. В апреле завод получил лишь 50 тысяч тонн нефти и недополучил 290 тысяч тонн (согласно российскому графику экспорта нефти). В результате в апреле завод был остановлен и переведен в режим рециркуляции. И, как утверждает руководство (по информации департамента предпринимательства и промышленности), им на 2006 год принят план переработки сырой нефти в объеме 4, 2 млн тонн, выполнение которого зависит от поставок российской нефти. При выполнении плана индекс физического объема производства нефтепродуктов составит около 105 процентов.

Плюс ко всему на заводе сегодня запускается проект строительства водородной установки. Его стоимость оценивается в миллионы долларов. Возможно, и этот факт стал дополняющей причиной повышения цен на топливо.

Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент, Гульнур МУКАЖАНОВА, Павлодар, Татьяна КАЗАНЦЕВА, Атырау - Актау


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии