Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Конечная цель одна - формирование более рациональной и успешной модели государственного управления в стране - председатель ЦИК

Фото : 18 июля 2006, 12:58

АСТАНА. 18 июля. КАЗИНФОРМ /Марат Манаспаев/ - Как известно, согласно Указу Главы государства, в октябре текущего года в 30-ти процентах административно-территориальных единиц республики состоятся выборы акимов районов и городов областного значения. В связи с этим событием Казинформ обратился с вопросами к председателю Центральной избирательной комиссии республики Оналсыну Жумабекову.

- Оналсын Исламович, как будет проходить отбор 49 районов и 10 городов, в которых планируется провести выборы? Какие меры планируется принять Центризбиркомом для успешной организации и проведения выборов?

- 9 июня этого года Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан принято постановление об утверждении Плана мероприятий по реализации Указа «О проведении выборов акимов районов и городов областного значения Республики Казахстан», подписанного Президентом Республики Казахстан 6 июня 2006 года.

Принятие данного Указа означает фактическое введение в стране выборности органов исполнительной власти на уровне районов и городов областного значения республики. Указом Главы государства Центральной избирательной комиссии поручено принять меры по обеспечению подготовки и проведения выборов глав местных органов исполнительной власти в соответствии с требованиями выборного законодательства страны, а также с утвержденными Указом Правилами проведения выборов акимов районов, городов областного значения Республики Казахстан.

Реализуя поручение, Центральная избирательная комиссия в настоящее время проводит работу по подготовке и принятию нормативных правовых актов, необходимых для обеспечения организационных мероприятий, связанных с проведением выборов, своевременному и полноценному финансированию выборных мероприятий, оперативному решению вопросов, возникающих в ходе подготовки и проведения выборов акимов районов и городов областного значения.

Большая ответственность, безусловно, лежит на территориальных избирательных комиссиях районов и городов областного значения, которые являются избирательными органами, непосредственно организующими проведение предстоящих выборов.

Согласно Правилам проведения выборов акимов районов, городов областного значения Республики Казахстан, территориальные избирательные комиссии призваны решить в рамках закона такие организационные вопросы, как регистрация выдвинутых кандидатов в акимы, их доверенных лиц, утверждение текста бюллетеня для голосования, подготовить пункты для голосования, организовать и провести процедуру голосования и подведения итогов голосования и многие другие.

Определенный опыт организации выборов акимов у нас уже есть: ведь в 2005 году в порядке эксперимента были избраны акимы четырех районов республики, а в 2004 году - акимы 28-ми сельских округов.

На заседании Центральной избирательной комиссии в августе текущего года будет рассмотрен и утвержден перечень 49 районов и 10 городов областного значения, в которых будут проходить выборы. В настоящее время этот перечень составляется нами по согласованию с акимами областей.

- Будет ли Центризбирком инициировать подготовку новых законопроектов или вносить изменения и дополнения в действующие законодательные акты?

- Совершенствование выборного законодательства - процесс, можно сказать, непрерывный. Даже страны с многовековым опытом демократических выборов постоянно вносят коррективы в нормативно-правовые акты, регулирующие выборные механизмы. Центральная избирательная комиссия ведет эту работу системно. После завершения очередного избирательного цикла или избирательной кампании мы анализируем правоприменительную практику, выявляем нормы, требующие уточнения, а также вопросы, не урегулированные или недостаточно четко урегулированные действующим избирательным законодательством, рассматриваем возможность внедрения новых избирательных механизмов, хорошо зарекомендовавших себя в правоприменительной практике других государств.

Цель этой работы - обеспечение соблюдения основополагающих избирательных принципов, свободы волеизъявления граждан, их конституционных прав избирать и быть избранными, сделать выборный процесс максимально открытым и демократическим.

При этом нами учитываются мнения и предложения всех заинтересованных сторон: государственных органов, политических партий и общественных объединений республики, международных организаций. С этой целью, к примеру, совместно с Центром ОБСЕ в городе Алматы в мае текущего года проведен «круглый стол» по вопросам совершенствования выборного законодательства Республики Казахстан.

Согласно плану работы Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Республике Казахстан в декабре 2006 года планируется обсуждение законопроекта на ее заседании.

Центральная избирательная комиссия проводит работу по подготовке проекта Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный Закон «О выборах в Республике Казахстан».

Работа по совершенствованию избирательного законодательства является результатом анализа правоприменительной практики.

Считал бы необходимым подчеркнуть, что казахстанский закон о выборах в основном соответствует требованиям международных стандартов демократических выборов, закрепленным в Копенгагенском документе ОБСЕ 1990 года.

Что касается предстоящих в октябре выборов акимов районов и городов областного значения, то действующая законодательная база обеспечивает их успешное проведение.

- Известно, что о целесообразности введения системы выборности руководителей местных исполнительных органов в Республике Казахстан, говорится уже давно. В отдельных регионах уже проводились экспериментальные выборы акимов. Считаете ли Вы, что сейчас наступил тот самый момент, когда можно начать поэтапное введение системы выборности акимов. Не скажется ли это на эффективности всей исполнительной вертикали управления, когда часть акимов избирается, а другая - назначается?

- Целесообразность введения выборности руководителей местных исполнительных органов неоспорима. Выборы акимов должны стать важным этапом в проведении демократических реформ в стране.

Хотел бы обратить внимание на то, что общепризнанные международные нормы и стандарты предусматривают выборность законодательной власти, но не содержат обязательств и рекомендаций о выборности исполнительной власти. В то же время, в мире накоплена богатая практика избрания глав исполнительной власти различных уровней.

Конституция Республики Казахстан 1995 года предусматривала назначаемость руководителей местных исполнительных органов - акимов всех уровней. Сохранение такого положения не противоречило бы международным обязательствам Республики Казахстан.

Тем не менее, в целях дальнейшей демократизации казахстанского общества Главой нашего государства в 1998 году были инициированы и затем приняты Парламентом поправки в Конституцию, предусматривающие, что акимы иных административно-территориальных единиц, кроме акимов областей, городов республиканского значения и столицы, назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан. Это явилось правовой основой введения института выборности акимов.

Проведенные в порядке эксперимента выборы акимов сельских округов и отдельных районов были успешными и позволили наработать соответствующую практику.

Выборность акимов 59-ти административно-территориальных единиц республики будет способствовать повышению эффективности и прозрачности управления на местах. Как подчеркнул Глава государства на заседании Госкомиссии, это очень серьезная новация с точки зрения расширения демократического принципа выборности.

Ведение выборности акимов районов и городов значительно расширяет полномочия местных представительных органов, повышает их авторитет.

На местах будет более эффективно действовать присущая демократическим государствам система сдержек и противовесов.

- В настоящее время в общественном сознании бытует мнение, что уровень демократических преобразований в стране и степень политической модернизации напрямую зависят от введения системы выборности руководителей местных исполнительных органов. Так ли это на самом деле? Нужна ли Казахстану система выборности акимов, ведь действующий механизм назначения руководителей районов показал свою эффективность, а самое главное, надежность?

- Ваш вопрос связан с предыдущим, и частично на него ответ дан. Выборы акимов районов и городов необходимо рассматривать как новый этап масштабных политических реформ, направленных на повышение эффективности политической системы и государственного управления.

Уверен, что эффективность всей исполнительной вертикали управления только повысится. Вследствие повышения прозрачности управления на местах, усиления рычагов влияния населения через избранные им маслихаты на органы исполнительной власти, а также увеличение ответственности избранных акимов перед местными представительными органами власти и своими согражданами будет оказано позитивное влияние на общий уровень политической культуры общества, гражданской ответственности каждого. Конечная цель одна - формирование более рациональной и успешной модели государственного управления в стране.

- Как известно, намеченные на октябрь выборы акимов районов будут проводиться через систему косвенных выборов, то есть через маслихаты. Насколько это целесообразно и оправданно, ведь проведение прямых выборов акимов населением - это наиболее демократический способ выражения волеизъявления граждан?

- Действительно, акимы будут избраны депутатами маслихатов, представляющими интересы населения конкретной административно-территориальной единицы. Выборы будут проходить на заседании выборщиков - депутатов маслихатов с обязательным соблюдением принципа тайного голосования.

В связи с этим необходимо пояснить, что в мире широко используются две системы голосования: путем применения прямого избирательного права и путем применения косвенного избирательного права. Анализ юридической литературы и избирательного права зарубежных стран позволяет сделать вывод о том, что проведение косвенных выборов за рубежом является распространенной практикой. Например, в Соединенных Штатах Америки с XVIII века действует избирательная система, которой предусмотрены косвенные выборы. В Австрийской Республике губернаторы земель избираются ландтагами (региональными парламентами), президент Италии избирается путем косвенного голосования. Таких примеров можно привести множество.

Что касается нашей страны, то практика всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, у нас в республике широко используется. По этой системе проходят выборы Президента страны, депутатов Мажилиса Парламента, депутатов местных представительных органов - маслихатов.

Модель избрания акимов путем косвенного голосования в Казахстане показала свою эффективность и жизнеспособность в процессе проведения предыдущих выборов в порядке эксперимента акимов сельских округов и выборов акимов четырех районов.

Кроме того, не надо забывать, что действующие депутаты маслихатов, избраны населением путем прямого, всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании.

В международной практике нет разделения на то, что выборы путем применения прямого избирательного права более демократичны, а выборы путем применения косвенного избирательного права - менее демократичны.

В Казахстане широко применяются как прямое, так и косвенное избирательное право и такой подход в полной мере соответствует международным стандартам.

- Спасибо за интервью.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии