Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Сделаем сами. Строительные базары потеснят специализированные магазины, а также гипермаркеты формата DIY

Фото : 19 июля 2006, 10:48

На казахстанском розничном рынке строительных и отделочных материалов грядут перемены: строительные базары потеснят специализированные магазины, а также гипермаркеты формата DIY

В данное время на долю строительных базаров приходится примерно половина от общего объема рынка строительных и отделочных материалов. Хотя в последние несколько лет покупательские предпочтения смещаются в пользу приобретения товаров в специализированных магазинах, конкуренция между магазинами и базарами все еще велика. «Так было с рынком продуктовых товаров несколько лет назад. Однако теперь нельзя представить покупки без продовольственных супермаркетов», - считает руководитель проекта сети DIY-гипермаркетов MAXI Рустам Исаев.

DIY-нашествие

Во всем мире уже давно, с 60-х годов прошлого столетия, существуют гипермаркеты формата DIY (Do-It-Yourself - «сделай сам»). В России подобные гипермаркеты появились еще в конце 1990-х годов. До Казахстана эта тенденция дошла только сейчас - недавно в Алматы открылся первый DIY-гипермаркет MAXI. «Данный формат и в Восточной Европе, и в России все больше и больше набирает популярность у широкого слоя населения, - рассказывает г-н Исаев. - Концепция магазина DIY предусматривает объединение под одной крышей непродовольственных товаров народного потребления».

Идеология нового формата очень проста: предоставить больше товара по лучшим ценам и лучшего качества. Сейчас в Алматы и в Казахстане в целом существует следующая тенденция: все магазины начинают профессионализироваться: если это строительный магазин, там продаются только строительные, отделочные материалы и некоторая мебель для ванной комнаты. Другие же товары, также связанные с обустройством квартиры - корпусная мебель, домашний текстиль, шторы, кухонная утварь, посуда, - в специализированных магазинах. Рустам Исаев называет несколько минусов подобных магазинов. Они рассчитаны только на профессиональных потребителей, но есть и другая группа покупателей, ценящих свое время и деньги. Сейчас им приходится тратить целый день, объезжая эти магазины, чтобы наполнить одну тележку. «Мы же в большей степени завозим аксессуары, т.е. ориентируемся на конечный продукт. Что касается строительных материалов, то не хотим полностью выходить на этот рынок. Сейчас потребители все-таки предпочитают делать покупки на базаре по более низким ценам и более низкого качества, потому конкурировать с базарами мы даже не планировали. Мы ставим перед собой задачу выйти на первые позиции по предоставлению сопутствующих услуг, по предпродажному и послепродажному обслуживанию клиентов», - говорит он.

Формат DIY-гипермаркетов достаточно успешно прижился на российском рынке, где сейчас работает около 7-8 операторов, как, собственно, российских, так и западных. Аналитики полагают, что рынок еще недостаточно насыщен и у него много перспектив для роста. Сейчас темпы роста этого рынка составляют примерно 20-30% в год. Причем позиции на рынке России у сетей DIY-гипермаркетов достаточно сильны, они уже отвоевали большую долю у строительных базаров и небольших магазинов. Однако приживется ли данный формат у нас, говорить пока рано, все будет зависеть от того, насколько правильно MAXI определит свою нишу на рынке. Сейчас планы хозяев MAXI достаточно амбициозны. «По существующим экспертным оценкам, на каждые 250-300 тыс. человек должен быть один DIY-гипермаркет, то есть в Алматы их должно быть по меньшей мере 6. До конца 2007 года мы планируем открыть еще один гипермаркет MAXI. Кроме того, совместно с немецкими архитекторами готовим проект строительства большого гипермаркета (сейчас MAXI делит торговые площади с другими продавцами, арендуя лишь часть территории бывшего производственного цеха. - «ЭК»). Он может быть открыт через три года. Для нас главное, чтобы наши магазины между собой не конкурировали. В целом стратегия развития компании заключается в открытии DIY-гипермаркетов площадью не менее 4 тыс. квадратных метров в каждом областном центре Казахстана. Пока мы смотрим, куда можно зайти, в каких городах нас воспримут. Возможно, в будущем будем развивать сеть и в приграничных с Казахстаном государствах», - говорит Рустам Исаев.

Do-It-Yourself по-казахстански

В строительство первого гипермаркета MAXI, концепция которого разрабатывалась немецкими партнерами, инвестировано порядка 7 млн долларов. «Никто бы не смог открыть такой магазин, если бы не было производителей, поддержавших этот бизнес на первых порах. Нам, к примеру, сказали: “Хотите открывать, открывайте, мы вам поможем, предоставим сервис”. Десять из семидесяти производителей, с которыми мы работаем, являются нашими стратегическими партнерами по бизнесу. Они приезжают к нам раз в два месяца, преодолевают расстояние в 4-5 тыс. километров, чтобы просто посмотреть, правильно ли уложен товар на полках. Это свидетельствует о достаточно больших инвестициях компаний, желающих начать свой бизнес в Казахстане с нашей помощью, - заявляет руководитель проекта MAXI. - Работа напрямую с производителями дает нам возможность продавать товар по конкурентным ценам. Кроме того, мы берем на себя ответственность в случае поломки, например, электротоваров в течение гарантийного срока менять их на новые, а не ремонтировать, т.е. предоставляем новый сервис. У нас есть товары, которых раньше на казахстанском рынке не было, можно сказать, что мы привносим некую новую культуру потребления. Например, продаем почтовые ящики. Этот товар хорошо продается в Европе, но у нас пока только начинает пользоваться спросом. Раньше, строя собственный дом, мало кто задумывался, а как же ему будет приходить почта. Мы также налаживаем контакты и с казахстанскими производителями и по мере увеличения конкурентоспособности казахстанских товаров будем уменьшать импортные поставки».

Рустам Исаев считает, что концепция магазина будет дорабатываться еще в течение 6-8 месяцев. «За это время мы поймем, какие из 40 тыс. наименований товаров ближе нашему потребителю, так как сейчас у нас предложены товары, ориентированные на предпочтения потребителей Восточной Европы и России, но их менталитет немного отличается от нашего. А казахстанские потребители имеют собственный вкус, предпочтения и традиции».

Если опыт MAXI окажется удачным, то, скорее всего, в будущем стоит ожидать прихода на этот рынок новых глобальных игроков, таких, например, как OBI и Castorama (принадлежит британской сети Kingfisher, которая является крупнейшим европейским DIY-ритейлором). Однако к тому времени, как эти бренды завоюют бескрайние российские просторы и обратят внимание на Казахстан, у MAXI будет шанс достаточно прочно укрепиться на рынке. Правда, российским сетям с приходом западных конкурентов все-таки пришлось несколько потесниться. Некоторым даже пришлось осваивать новые форматы. Так, сеть гипермаркетов «Старик Хоттабыч» заявила о своем намерении открывать новые гипермаркеты, рассчитанные лишь на профессионалов. «Мы не планируем выделять какую-либо отдельную сеть для профессионалов, - говорит руководитель проекта MAXI. - Формат DIY предусматривает наличие товаров эконом- и люкс-класса как раз исходя из степени их профессионального использования. Например, электроинструменты у нас представлены как для домашнего использования, так и для профессионалов».

Анастасия Моторина


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии