Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Борьба с коррупцией на дорогах. Гость программы «Бетпе бет» - Омурзак Тусумов - начальник Департамента дорожной полиции МВД

Фото : 20 июля 2006, 12:03

Гость программы: Омурзак Тусумов - начальник Департамента дорожной полиции МВД
Ведущий: журналист Данил Москаленко


Ведущий:
- На канале «Хабар» время программы «Бетпе бет». Добрый вечер, в студии работает Данил Москаленко, я сразу представлю нашего гостя: Омурзак Тусумов - начальник Департамента дорожной полиции МВД. Добро пожаловать! Спасибо, что пришли, теперь несколько слов о сегодняшней теме: Уже более месяца дорожная полиция Казахстана работает в новом режиме, инспекторам запрещено без причины тормозить автомобили на дорогах города, список нарушений, за которые автомобили можно останавливать, определен указанием министра внутренних дел, о каждом факте остановки транспорта инспекторы обязаны сообщать в дежурную часть. Все это делается для того, чтобы снизить уровень коррупции на дорогах. Вопрос, который мы будем обсуждать: на какие еще меры готовы пойти в МВД, чтобы искоренить полностью поборы на трассах. 23-08-10 наш телефон, 3172 - код Астаны, есть также электронная почта - звоните, пишите, нам важно знать вашу точку зрения. Мы будем в эфире более 20 минут. Омурзак Толеуович, после коллегии МВД, на которой дорожную полицию министр прямо назвал самым коррумпированным структурным подразделением Министерства, был введен ряд запретов, я сейчас о них говорил. Но в том числе я еще скажу - ночное патрулирование запрещено в городах теперь. Довольно радикальные меры предприняты; насколько они оправданы, и вы какие - то промежуточные итоги уже подводили, да?

Гость:
- Прежде всего я должен сказать, что радикальные меры будут для законопослушных водителей, а для злостных хулиганов на дорогах будут применяться самые жесткие меры.

Ведущий:
- То есть как останавливали, так и будете останавливать?

Гость:
- Да. Причем я скажу, что это инспектору запрещено останавливать за исключением 5-ти нарушений, и в то же время его никто не лишал прав, и он обязан будет пресекать явное, очевидное нарушение. Для всех водителей один закон есть - это правила дорожного движения, которые он должен соблюдать. Если инспектор видит явное очевидное другое нарушение за исключением 5-ти, он обязан его остановить и принять меры в рамках закона.

Ведущий:
- Есть у нас первый телефонный звонок, я предлагаю его послушать. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста, Вы в эфире.

Телезритель:
- Здравствуйте, меня зовут Александр. Омурзак Толеуович, одним из главных доводов, которые Вы употребляете, говоря о запрете праворульных автомобилей - это большая аварийность и смертность при управлении ими. Почему не публикуются эти статистические данные по сравнению с леворульными автомашинами? Думаю, это нужно хотя бы для того, чтобы не создавать впечатления об игре «в одни ворота» и лоббирования интересов определенных компаний.

Ведущий:
- Спасибо.

Гость:
- Вопрос понятен, но я здесь, Александр, с Вами не согласен. Мы эти сведения о дорожно-транспортных происшествиях, как с обычными автомашинами, так и с праворульными регулярно даем в средствах массовой информации.

Ведущий:
- Вы сейчас можете их привести?

Гость:
- И сейчас могу. На сегодня могу сказать, что за первое полугодие текущего года свыше 300 ДТП совершено. Автопарк праворульных машин на сегодня превысил уже 100 000 единиц, и рост аварийности по вине праворульных автомашин составил более 100%. Более того - в июле была самая, наверное, страшная трагедия в этом году и за последние 5 лет в Карагандинской области. Праворульный «МАН» выехал на встречную полосу движения, совершил столкновение с автобусом, обгон был, в ДТП погибло 14 человек, 12 получили травмы. Такого происшествия, насколько я знаю, за последние 5-10 лет не было

Ведущий:
- Но все- таки 300 нарушений правил дорожного движения на более чем, сколько Вы сказали авто?…

Гость:
- Данил, я согласен с Вами - на 100 000 автомобилей 300 ДТП,
может быть, и не много. Но в то же время в стране парк автомашин превышает 2 миллиона, ими совершено 6 тысяч 127 ДТП за это полугодие - есть, наверное, разница? При этом анализ мы регулярно проводим - тяжесть последствий с праворульными намного выше.

Ведущий:
- Вот сразу вопрос в продолжение темы по электронной почте поступил от Виктора из Алматы. Он хочет узнать Ваше мнение по поводу перспектив запрета ввоза праворульных вообще в целом в Казахстан. Насколько это правомерно?

Гость:
-В этом отношении позиция не только моя, но и позиция МВД однозначная: все - таки надо запрещать ввоз праворульных автомашин в нашу страну и предоставить возможность эксплуатировать ранее ввезенный транспорт до полного физического износа.

Ведущий:
- А как же права человека? Может, я хочу «праворукой» машиной управлять, а не леворульной, как - то надо ведь это учитывать….

Гость:
- Мы изучали мировой опыт - в разных странах по - разному. Вот все говорят, что нет стран, где бы, допустим….

Ведущий:
- …был бы такой запрет, это действительно так.

Гость:
- Я знаю, что и в Германии, где с левосторонним расположением руля движение, люди имеют возможность завести праворульную автомашину, но при этом они облагаются очень большим налогом, В той же Англии, где правостороннее расположение руля разрешается иностранным гражданам, которые по каким - то обстоятельствам временно прибывают на территорию Англии, до 3-х или до 6-ти месяцев можно управлять своим транспортным средством. После этого эксплуатация запрещена, даже надо вывозить обратно.

Ведущий:
- Понятно. Давайте закроем эту тему, вроде бы все ясно - и Ваша точка зрения, и точка зрения МВД, послушаем нашего телезрителя из Шымкента. Здравствуйте, Вы в эфире.

Телезритель:
- У нас в Шымкенте есть озеро «Базар», там со всех сторон ГАИ поставили знаки или с собой возят, главное - въезд запрещен, движение запрещено. Но внутри находятся тысячи машин, платные стоянки, которые не оборудованы, просто машины стоят на дороге, люди обходят их стороной, Я понимаю, стоянка должна быть оборудованной, правильно? А не на трассе машины должны стоять, мы за трассу платим налоги. Почему с нас берут деньги, и гашники стоят в «засаде» и знаки с собою возят «въезд запрещен». А как запрещен, если там тысячи машин стоит?

Гость:
- Вопрос ясен, спасибо. По данному факту мы разберемся, Вам дополнительно сообщим.

Ведущий:
- Я телезрителю скажу только, чтобы он еще раз после эфира позвонил, чтобы мы сообщили координаты, где Вы можете ответ получить. Вот еще момент: в указании министра сказано, в каких случаях можно останавливать транспорт: проезд на красный, создание аварийной ситуации, неподчинение требованию полиции, управление в нетрезвом виде, превышение скорости, выезд на встречную. А вот тонировка, например? Сейчас распространены остановки за тонировку. В этом случае должен тормозить?

Гость:
- Я в начале, по-моему, нашего диалога сказал, что инспектор обязан за явно очевидное правонарушение предпринять меры, чтобы пресечь его. Есть условия у нас по эксплуатации тонированных автомашин. Во-первых, согласно последнему изменению правил дорожного движения в Казахстане, тонировать разрешается задние стекла только. Передние боковые и передние лобовые не допускаются ни тонировка, ни нанесение других каких - либо покрытий. С места водителя прозрачность должна быть 180 градусов, в противном случае это является нарушением, если таковое есть, инспектор обязан остановить и составить административный протокол.

Ведущий:
- Понятно. Как дела обстоят сейчас в целом с аварийностью? Вы сейчас начали по праворульным говорить, а, скажем, с традиционными машинами как с начала года? Не связан ли рост аварийности, который мы наблюдаем, с этими запретительными мерами?

Гость:
- У нас рост аварийности по итогам 6 месяцев составил 5,7% по количеству происшествий, по погибшим - 24%, по раненым на 3,1%. Этот рост у нас идет стабильно, начиная с января. Сейчас увязывать, что именно наши ограничения привели к этому, я не могу. Единственное, что последний месяц мы анализировали состояние аварийности в ночное время в городах, в связи с тем, что мы отменили ночное автопатрулирование силами дорожной полиции. Этот анализ мы проводили. Здесь увеличения происшествий в ночное время у нас нет, а в целом рост аварийности как и с начала года, так и в июне произошел в связи с тем, что у нас большой рост идет на дорогах республиканского значения и на сельских дорогах

Ведущий:
- Лучше становятся дороги - больше аварий?

Гость:
- Да.

Ведущий:
- Давайте послушаем нашего телезрителя.

Телезритель:
- Здравствуйте, меня зовут Самат, я из Уральска. Омурзак Толеуович, у меня к Вам вопрос: в своем приказе министр отразил несколько ограничений, одно из них касается того, что сотрудникам дорожной полиции запрещено ставить на штраф стоянки машины, не прошедшие гостехосмотр и вообще неисправный автомобиль. Я считаю, что такие ограничения нарушают мои права как участника дорожного движения, то есть если водитель едет на неисправном автомобиле, он подвергает не только свою жизнь, но и мою жизнь как другого участника движения, или даже как пешехода, опасности. Как Вы считаете, насколько это правомерно?

Гость:
-Прежде чем такой запрет с указанием министра вводить, конечно, мы думали. Но с другой стороны, мне кажется, какой-то правовой пробел здесь у нас. Административным кодексом предусмотрено, что транспорт, не прошедший техосмотр и неисправный ставится на штраф - стоянку, но в то же время как он может пройти техосмотр или устранить ту неисправность, чтобы прийти и предъявить транспорт исправный или прошедший техосмотр и получить документы? Какой то нонсенс получается. В связи с этим мы временно до особого распоряжения ввели такую норму ограничения. Я думаю, что это со временем в связи с тем, что мы сейчас подготовили проект закона изменений в Административный кодекс, этот правовой пробел устраним

Ведущий:
-Давайте подробнее непосредственно об этом проекте закона. Я знаю, что одних ограничительных мер, понятно, не достаточно, надо реформировать законодательство, чтобы устранить тот уровень коррупции, который имеется. Вот подробнее об этом: что Вы предлагаете?

Гость:
- У нас специальным приказом министра внутренних дел создана специальная рабочая группа во главе с вице-министром, куратором генералом Ускембаевым по разработке внесения изменений и дополнений в действующий Закон «О безопасности дорожного движения», Закон «Об органах внутренних дел», кодекс «Об административных правонарушениях» и ряд нормативно - правовых актов, то есть внутренних приказов МВД. Чтобы привести в соответствие эти документы, нормативно-правовые акты с законом и так далее. Во-первых, мы хотим в Административный кодекс внести такие изменения, как « ответственность права собственника транспортного средства «. Далее мы хотим - это одна из мер сужения коррупции или устранение коррупции в рядах дорожной полиции - чтобы у инспектора не было права выбора вынесения наказания. Допустим, за определенное нарушение должна быть одна мера наказания, а не как сейчас: или предупреждение, или штраф, если штраф, то в размере от 2 до 5…..

Ведущий:
-То есть торгов на дороге не должно быть…

Гость:
- Да, чтобы инспектор не имел права выбора. Если он зафиксировал нарушение и водитель согласен с этим, инспектор может вынести только одно нарушение, а не какое - нибудь на его усмотрение, чтобы не было сговора между инспектором и нарушителем правопорядка. Вот одно из них. Другое, вот я сказал, право собственности, неотвратимости наказания ввести хотим. Потом ряд таких мер, чтобы упростить процедуру оформления того же административного протокола. На сегодня согласно действующему Административному кодексу инспектор в случае даже признания водителем, что он виноват, признает правонарушение, он должен составить административный протокол, протокол о языке производства администрирования, протокол по выносимому постановлению. Ряд таких документов, что нарушитель теряет большое время, понимаете? Упростить все. Водитель согласен, какая то упрощенная форма должна быть протокола, он согласен, пишет «согласен», инспектор пишет в пункт правил дорожного движения статью кодекса, согласно которой он подлежит ответственности - то есть это должно происходить быстро.

Ведущий:
-И он платит на месте или платит в банк?

Гость:
- И при этом мы хотим вернуть все - таки, чтобы инспектор мог взыскивать штраф на месте. На сегодня инспектор может налагать административное взыскание, водитель согласен уплатить ему, получить квитанцию «дай квитанцию, я тебе оплачу штраф как положено», инспектор не может взыскать, даже водитель не может сбегать в ближайшую сберкассу, принести квитанцию, что он уплатил штраф. Инспектор на сегодня не может взять у него квитанцию и возвратить ему права, законом это запрещено. Вот эти пробелы мы сегодня хотим устранить, упростить процедуру и вообще, чтобы наш инспектор меньше имел контактов с водителем.

Ведущий:
- Об этом чуть позже поговорим, а сейчас давайте послушаем нашего телезрителя из Шымкента, представьтесь пожалуйста.

Телезритель:
-Мы приехали из России, я лично приезжаю в год четыре раза.

Ведущий:
- Как вас зовут?

Телезритель:
- Меня зовут Игорь. Приезжаем по дороге, как южную сторону проезжаешь - это ужас вообще, невозможно проехать. В Чу, Джамбуле, Чимкенте российскую машину видят - шмонают, как хотят. Заезжаешь, там в автовокзал привезут, там разденут - что хотят, то и делают. По городу проезжаешь на автомобилях «Мерседес» или на любых, палкой останавливают, провезут там, говоришь, что ничего не везешь, там одна одежда …

Гость:
- Конкретно скажите.

Ведущий:
- Надо было обращаться в полицию.

Телезритель:
- Конкретно - Чимкент, Джамбул.

Гость:
- Сотрудники дорожной полиции?

Телезритель:
- Да. Там не поймешь, все подряд, никто не представляется.

Ведущий:
- Нужно требовать, во - первых, имя и отчество, во-вторых, удостоверение. Записывайте и сообщайте об этом в дорожную полицию.

Гость:

- Можно я дополню Вас. Во-первых, у нас в Казахстане с прошлого года инспектор дорожной полиции даже по форме одежды отличается от других сотрудников полиции. У него должен быть нагрудной знак «Жол полициясы», там должен быть номер с литером региона. Во-вторых, у него светоотражающая должна быть одежда, даже на брюках светоотражающие полосы, чтобы далеко его опознавали. Конечно, есть такие факты и с этим мы боремся, но даже если вы не знаете кто, у нас есть телефоны доверия или в ближайший орган милиции напишите заявление. Мы любого установим и примем меры, такой не будет работать.

Ведущий:
- Это понятно. Наверное, боятся, если он, например, едет через Джамбул из России, не хочет лишний раз терять время.

Гость:
- У нас существуют телефоны доверия, они везде есть.

Ведущий:
- То есть вы будете даже по таким анонимным звонкам проверять?

Гость:
- Все проверяется.

Ведущий:
Хорошо. Есть вопрос, который поступил по электронной почте: когда введут в действие работу радары с видеозаписью?

Гость:
- Мы не собираемся когда- либо вводить, они уже работают. Некоторые думают, что мы скоростимеры убрали и сдали на склады. Это в корне неправильно. У нас есть определенные скоростомеры у инспекторов для применения. Есть скоростомеры разны, мы запретили использовать скоростомеры, не имеющие фиксирующего устройства, то есть если он зафиксировал нарушение, он должен иметь возможность распечатать нарушение и сказать: «Вот, пожалуйста, дорогой. Это ваше нарушение, это ваш автомобиль».

Ведущий:
- Сколько таких аппаратов есть и как часто они применяются?

Гость:
- Даже вот в июне министр запретил эксплуатацию этих скоростомеров без видеофиксаций, у нас находилось порядка 30 скоростомеров, которые уже имелись у нас. Это скоростомеры типа «Кадр», «Сокол», «Виза» и так далее.

Ведущий:
-Если можно сейчас ответим на вопрос нашего телезрителя, потом продолжим диалог, который мы сейчас начали. Говорите, пожалуйста.

Телезритель:
- Здравствуйте, я из Астаны, Искаков Ерлан. Я владелец магазина по проспекту Республики, там везде стоят знаки запрещения, стоянки, но на протяжении всего дня сотрудники дорожной полиции запрещают остановку и из-за этого мы испытываем некоторые неудобства. Вопрос: почему и как долго это будет продолжаться?

Гость:
- Это делается потому, что у нас по проспекту Республики очень много торговых заведений, офисов, у нас даже начали в два ряда парковаться транспортные средства. Это способствует затору, особенно в часы пик, это в целях устранения заторовых ситуаций. Эти меры, я думаю, временные. Со временем, когда откроют другие пути по проспекту Республики и транспортная интенсивность упадет, я думаю, эти ограничения будут сняты.

Ведущий:
- Вопрос, поступивший по электронной почте: какие меры предпринимаются по упорядочению выдачи прав и номеров?

Гость:
-Специальным приказом министра №262 от 8-го июня этого года мы упорядочили, привели в порядок присвоения государственных номерных знаков на транспортное средство. Если раньше заявитель сдавал документы, все процедуры проходил, ему оставалось присвоить номер, то это право предоставлялось сотрудникам дорожной полиции. У сотрудника было право выбора, по желанию заявителя он мог выдавать тот номер, который ему хочется. Сейчас мы это отменили, потому что право выбора, я считаю, связано с коррупционным правонарушением. Сейчас бланки заявления у нас номерные идут, присваиваем номер строго по возрастанию. Если предыдущему десятому заявлению присваивался номер «005», то следующему, одиннадцатому должен присваиваться «006»

Ведущий:
- Сейчас послушаем мнение вице-министра Алика Шпекбаева. На коллегии МВД было впервые официально заявлено, что все - таки есть некая финансовая пирамида в структуре дорожной полиции. Берет рядовой инспектор, потому, что его заставляют начальники.


Точка зрения: Алик Шпекбаев, вице-министр внутренних дел РК:
- Многие рядовые сотрудники дорожной полиции оправдывают свои коррупционные действия существованием так называемых финансовых пирамид. Когда инспектор собирает деньги на дороге, а потом через младших командиров направляется по ступени к руководящему составу управления дорожной полиций области. Ни для кого не секрет, что подобная схема успешно реализуется в управлении дорожной полиции Алматы, Жамбылской, Кызылординской, Южно- Казахстанской областей

Гость:
- Действительно, такое было у нас. Мы еще до коллегии освободили от должности начальника УДП, поменяли в Южно-Казахстанской области, Атырауской области, Кызылординской и на этой коллегии были освобождены три начальника УДП - это Алматинская, Жамбыльская и Карагандинская области. Тут скрывать нечего, факты были, и я думаю - это надо в корне рубить.

Ведущий:
- Это значит, что таких фактов теперь больше нет? Вы освободили ряд начальников от занимаемых должностей, финансовые пирамиды уже не существуют?

Гость:
- Если вновь назначенные руководители пойдут на это, их ждет то же самое.

Ведущий:
-А в тех областях, в которых еще не сняли?

Гость:
- Мы приняли меры только там, где это подтвердилось, где это действительно имело место.

Ведущий:
- Хорошо. Давайте послушаем нашего телезрителя. Алматы на проводе, говорите.

Телезритель:
-Свичинов Сергей Сергеевич. У меня забрали машину на штраф - стоянку. Из-за того, что у меня не было страхового полиса, а хотя был пройден техосмотр. При прохождении техосмотра я не могу пройти, если нет у меня страхового полиса. Почему у меня забрали машину на штраф - стоянку и оштрафовали?

Ведущий:
-А когда это было, Сергей Сергеевич?

Гость:
- Согласно закону об обязательной гражданской правовой ответственности, если водитель транспортного средства не имеет страховой полис, то в отношении этого транспорта должна применяться мера по недопущению к эксплуатации. Я считаю, что здесь все законно.

Ведущий:
- Еще вопрос меня интересует по поводу ротаций. Вот еще одна из мер, которую вы предлагаете по борьбе с коррупцией, это ротация командиров взводов, батальонов. Три года отработал - спасибо, уступи место другому. Где это будет применяться и когда начнется такая практика?

Гость:
- Про командиров строевых подразделений вопрос этот не стоит. У нас на сегодняшний день произведена ротация работников подразделения регистрационно-экзаменационного подразделения. Это повсеместно проведено, то есть мы считаем, что если там человек работает свыше 5-ти или 10 лет в этом подразделении, то надо ему менять место. Мы провели ротацию не только от стажа, но и в аттестационном порядке, потому что очень много было жалоб. Я не согласен с тем, когда на должности капитана или майора сидит полковник или подполковник. Я считаю, что за количество звезд на погонах ты должен соответствовать той должности, которую занимаешь.

Ведущий:
- Омурзак Толеуович, к сожалению, у нас осталось совсем мало времени не более трех минут, если можно, подробнее расскажите о карагандинском эксперименте. Это тоже интересное плановое мероприятие, которое вы будете проводить. Суть его коротко в том, что дорожные участки будут закреплены за определенным инспектором, по американскому варианту, и каждый водитель будет знать, кто на этом участке следит за дорожной безопасностью. Какие критерии оценки работы будут введены?

Гость:
- Я бы не сказал, что мы в Караганде американский метод внедряем, или грузинский, или какой - то еще. Вот, например, метод закрепления дорожных инспекторов на конкретных участках у нас в Казахстане существует с 2000 года на дорогах республиканского значения. Теперь мы хотим это провести в условиях города. Для эксперимента выбрали Караганду, потому что это один из больших городов Казахстана. Мы хотим, чтобы и в городе инспектор не стоял, не прятался за кустами и вылавливал отдельных нарушителей. Я считаю, что инспектор должен быть на машине, он должен быть закреплен на определенном маршруте, он также должен следить не только за порядком передвижения, но и за общественным порядком. Допустим, где- то преступление - он должен пресечь это преступление, где- то нарушение правил дорожного движения - должен пресекать. Он должен постоянно присутствовать на своем маршруте. А то у нас согласно дислокации пеший наряд, им в городе даются 3-4 км дороги. Пройти это расстояние туда и назад - время нужно, в то же время, когда у нас все люди передвигаются на машинах, пеший инспектор никакого эффекта не имеет.

Ведущий:
- Давайте послушаем последний вопрос нашего телезрителя, к сожалению, время нашей программы вышло. Довольно интересной получилась беседа, но не хватает нам времени. Последний вопрос телезрителя. Мы вас слушаем, Алматы на проводе.

Телезритель:
-Здравствуйте, это говорит Игорь Кузьмин из Алматы. В Алматы очень мало дорожной разметки, стрелок. Например, Сатпаева - Фурманова, и в многих местах скопления машин.

Ведущий:
- Игорь, спасибо, к сожалению, кончается у нас время...

Гость:
- Вопросами организации движения, тем же изучением транспортных потоков на постоянной основе занимаемся, в данном вопросе Сатпаева - Фурманова мы изучим, при этом надо изучить направленность потока транспорта, а потом только посмотреть. Не всегда, когда выделяешь один поток - для остальных это неудобно. Если это приемлемо, конечно, мы внедрим, а если нет - видимо, не будем внедрять.

Ведущий:
-Это был последний ответ на вопрос телезрителя. К сожалению, время программы нашей вышло, хотя вопросы до сих пор по электронной почте поступают и мне даже подсказывают, что есть телефонные звонки. Тема актуальная, надеюсь что мы еще встретимся в эфире, и обязательно поговорим о коррупции, может быть, встретимся, когда будут хорошие результаты. В гостях у нас сегодня был начальник департамента дорожной полиций МВД Казахстана Омурзак Тусумов. Всего доброго. До встречи!


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии