Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Покорение полиса

Фото : 20 июля 2006, 13:32

№ 28 (292) от 17.07.2006
Ксения МИХАЙЛОВА, Алматы

Страховой полис может стать бомбой замедленного действия. Желающие обхитрить клиентов страховщики прибегают к уловкам, заметить которые иногда не в состоянии даже опытный юрист.

О развитии так называемого «страхового мошенничества» не устают твердить представители различных страховых компаний. Желающих обмануть и выйти сухим из воды находится все больше. Однако нередко претензии возникают и у самих граждан, вынужденных прибегнуть к процедуре страхования.

При этом винить остается разве что недобросовестных страховщиков, которые решают обмануть клиентов, исключив некоторые пункты в договоре страхования или вовсе продав один вариант полиса взамен другого.

«Мертвые» пункты

Так немало подводных камней кроется в договорах добровольного страхования. Например, желает человек помимо обязательного страхования гражданско-правовой ответственности составить еще один, но уже добровольный полис. В этом случае нанесенный ущерб будет восстановлен не только непосредственной жертве, но и другим участникам ДТП.

- Там предлагают различные виды страховых полисов, но достаточного времени на их изучение не дают, мотивируя нехваткой времени агентов и предлагая определиться сразу. При этом вскользь упоминают, что разницы особой нет, - рассказывает Наталья С., обратившаяся в страховую компанию.

В итоге ей был выдан полис. Но выяснилось, что договор был заключен только на условиях «нанесение ущерба имуществу третьих лиц». Казалось бы, вариант беспроигрышный в случае аварии на дороге: определенную сумму страховая компания возьмет на себя, тем самым несколько облегчив удар по кошельку страхователя.

- Но наступил страховой случай, в результате которого пострадал пешеход. И, обратившись в страховую компанию, мы были потрясены отказом! - продолжает рассказывать Наталья С. - Выяснилось, что страхование не распространяется на событие «ущерб жизни и здоровью третьих лиц». С этим и был связан более низкий тариф.

Разумеется, что нелепые попытки оправдания «А я не знал» никто всерьез не воспринимает. И не остается ничего другого, как оплачивать лечение пострадавшему.

- На самом деле исключение этого пункта очень выгодно для страховщиков. Потому как на выплату по пункту «ущерб здоровью» частенько приходится тратить немало средств. А это как раз то, от чего любая страховая компания хочет всеми силами уклониться, - говорят юристы. - Однако обвинять их сложно. Прежде всего потому, что все страхователи подписывают пункт «с правилами страхования ознакомлен».

Единственный вариант, который могут дать сотрудники сферы страхования, - это внимательно читать договор, который подписывают, и консультироваться с юристами.

Тайна франшизы

Еще одна уловка, к которой прибегают страховщики, - это договор страхования, заключаемый с применением «франшизы», - так называется невозмещаемая часть убытка. В момент заключения договора клиент просто не придает значения ни сумме франшизы, ни фактическому смыслу этого понятия.

Включенная в договор страхования «условная франшиза» подразумевает, что при наступлении страхового случая установленная франшизой сумма выплачивается только тогда, когда общий ущерб превышает эту сумму.

- Часто для привлечения большого числа клиентов страховые компании устанавливают минимальную франшизу, которая носит больше номинальный характер, - говорят представители страховых компаний.

Иногда в договорах фигурирует «безусловная франшиза». В этом случае установленная сумма не выплачивается вовсе.

- Страховой случай произошел, но сумма ущерба, которую выплатила компания, оказалась на порядок меньше ожидаемой, - говорят граждане, столкнувшиеся с хитростями страховщиков. - И даже несмотря на то, что сумма не превышала лимита ответственности страховой компании, выплатить ее отказались, сославшись на договор.

- Страховые компании кровно заинтересованы в том, чтобы не портить статистику по ущербам, которые незначительны. Более того, это позволяет сэкономить ресурсы, которые бы были затрачены на компенсацию убытков, - говорят специалисты в области страхования.

Однако все это закономерно лишь тогда, когда идет речь о приемлемой сумме франшизы. А не в том случае, когда страховщик будто случайно «ошибается» и установленная сумма становится непомерно завышенной.

Однако зачастую тариф с франшизой или прочими условиями, вроде дополнительной возможности включить риск «пожар», для потребителя оказывается чем-то вроде «цены без НДС», привлекающей посетителей магазинов.

Сгоревшая страховка

Нередко жертвами невнимательного отношения страховщиков становятся любители «горящих путевок». Сумев урвать себе путевку едва ли не за половину цены, человек предпочитает не обращать внимания на такие детали, как наличие медицинской страховки.

Чаще всего такие ситуации возникают, когда в последний момент в составе группы происходят изменения и вместо одного человека летит другой.

- И если визу ему успевают оформить, то о страховке чаще всего предпочитают забыть, - комментируют юристы.

И вот в ходе поездки происходит несчастный случай. Пострадавшим может оказаться как раз тот турист, который успел полететь в последний момент.

- Когда же он обращается за выплатой, то обнаруживает интересную деталь: в полис выезжающих туристов его включить попросту не успели. То ли в связи с отсутствием времени, то ли по другой причине, не проинформировав об изменении группы, - рассказывают граждане, сталкивающиеся с такими случаями.

В этом случае специалисты советуют полагаться исключительно на собственную внимательность. И, не поддаваясь эйфории по случаю удачно подвернувшегося путешествия, проверить все формальности, особенно такие, как наличие медицинской страховки.

- Конечно, риск в данном случае минимальный, но тем не менее эксцессы все же происходят. И лучше подумать об этом предварительно, - говорят специалисты.

Неслучайный страховой случай

№ 27 (291) от 10.07.2006
Ксения МИХАЙЛОВА, Алматы

Застраховать свой дом от пожара, а на следующий день случайно обронить спичку? Или застраховать ржавую машину, на которую случайно упадет сосулька? Мошенничество против страховых компаний называют поистине «народным» видом преступления.

Справка «Мегаполиса»

Ежегодные потери страховщиков в США оцениваются в сумму около 100 млрд долл., что составляет порядка 1000 долларов на семью. Самые частые преступления совершаются в автостраховании - 12,2 млрд долларов, при страховании коммерческой и производственной деятельности - в 13 млрд долларов, жилья - в 1,8 млрд долларов, жизни - в 1,5 млрд долларов. В Канаде потери составляют от 1,3 до 2 млрд долларов. Считается, что от 10 до 15 центов с каждого доллара премии идет на уплату по мошенническим претензиям.

Застраховать сегодня можно что угодно и от чего угодно. Правда, добропорядочные граждане пока не особо доверяют компаниям, а мошенники поняли, что развивающийся рынок страхования - «слабое звено».

- К страхованию жилья прибегают очень немногие категории людей, - говорят сотрудники специализированных компаний. - Чаще всего это действительно богатые люди, опасающиеся все потерять.

Впрочем, слабо верится, что в случае пожара или землетрясения страховая выплата станет для них достойным утешением. Вынуждены страховать квартиры и те, кто берет ипотечный кредит на покупку жилья. Но это не инициатива будущих хозяев, а требование банка-заемщика, желающего сократить свой риск до минимума.

- Те, кто еще не расплатился по ипотечному кредиту, трясутся над своей квартирой. Пылинки сдувают, чтобы ничего не случилось. Потому что, если наступит страховой случай, то всю компенсацию получает банк. До полного погашения кредита квартира считается собственностью банка, - говорят страховщики.

Он сам сгорел

Правда, и среди уже реальных собственников жилья находятся желающие обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств. Тут и появляются на сцене мошенники.

Желание застраховать свой дом на сумму в несколько миллионов - не вызвало никаких подозрений у агента. Прежде всего потому, что по всем документам выходило, что по указанному адресу расположен большой особняк, недавно отремонтированный и отделанный по последним модным тенденциям.

Однако сомнения появились, когда всего спустя неделю после получения страхового полиса, дом неожиданно сгорел! На месте якобы-особняка остались лишь угли. Сгорело все подчистую.

Впавшие в отчаяние владельцы сразу же обратились в страховую компанию и получили немалые деньги. Страховщикам не оставалось ничего другого, имелись все доказательства - и факт пожара, и сгоревшее имущество, и показания свидетелей, отрицающих возможность намеренного поджога. Хозяева, оказавшиеся мошенниками, получили компенсацию и подписали бумаги о том, что больше никаких претензий к страховой компании не имеют.

Лишь спустя некоторое время при инвентаризации документов неожиданно выяснилось, что на самом деле на месте якобы-особняка стояло полуразвалившееся строение. И (вот ведь случайное совпадение!) буквально за несколько дней до пожара, из дома были вывезены вся мебель и ценные вещи. Связано это было с якобы приближающимся ремонтом.

- Однако когда страховая выплата уже сделана, поздно что-либо менять, - говорят страховщики.

Впрочем, причина успеха таких махинаций кроется в сговоре с сотрудниками.

- Они просто закрывают глаза на несоответствие документов тому, что имеется в действительности. И без труда оформляют страховой полис, - утверждают страховщики.

Новая машина взамен старой

Каждый третий страховой случай - мошенничество. Изобретательность людская не знает границ, а потому сотрудникам страховых компаний остается только за голову хвататься.

- Иногда приходят застраховать свой автомобиль. Но при этом предпочитают не обычное страхование гражданско-правовой ответственности, а именно страхуют риски, связанные с состоянием автомобиля, - рассказывают агенты компаний.

Теоретически отказать в таких случаях страховщики не могут. Особенно учитывая тот факт, что человек без колебаний соглашается оплатить необходимый взнос.

- А потом этот старенький автомобиль окончательно ломается и перестает ездить. Понимая, что ремонтировать его себе дороже, владелец решает подстроить страховой случай, - говорят о своей практике сотрудники компаний.

Способов у мошенников находится множество. Зимой «случайно» оставляют автомобиль под крышей, с которой свисают большие сосульки, или ставят машину около накренившегося дерева. А потом с круглыми глазами бегут в страховую компанию, заламывая руки и причитая, что «машина - это последнее, что было». Казалось бы, факт наступления страхового случая - налицо. Более того, профессиональные мошенники еще и приведут свидетелей, которые подтвердят, что еще вчера на той же крыше ни одной сосульки не было, а дерево стояло совершенно ровно.

- Иногда выясняется, что злополучный автомобиль был застрахован в нескольких компаниях. И после получения выплат, мошенник не только покрыл расходы на страховку, но и получил деньги на другую машину, - рассказывают страховщики.

Травмы своими руками

Взяли мошенники в оборот и медицинское страхование, которое еще только начинает развиваться. Так представители страховых компаний уже не раз фиксировали случаи, когда так называемые «производственные травмы», были подстроены нарочно.

Особо отчаянные и жадные до денег страховой компании мошенники решаются даже на добровольное причинение вреда себе.

Женщина, пришедшая в страховую компанию, уверяла, что в результате ДТП был причинен вред ее здоровью. Жаловалась на боль в ступне и требовала выплаты компенсации. Спустя несколько дней принесла справку из больницы, где хирург подтверждал факт перелома.

Однако, когда представители страховой компании начали выяснять, обнаружилось, что причина перелома вовсе не сдавливание, а падение сверху тяжелого предмета. Чего, разумеется, при ДТП быть не могло.

- Причина распространения страхового мошенничества еще и в том, что такие случаи не вызывают осуждения у народа, - говорят эксперты. - Люди считают, что страховые компании «навариваются» на своих клиентах, и внутренне ликуют, когда слышат, что кому-то удалось получить незаконную выплату. Страховое мошенничество еще называют «народным» видом преступления. Большая часть решившихся на такой поступок - никогда ранее не совершала никаких преступлений.

Впрочем, не все агенты страховых компаний - жертвы обстоятельств. Среди них тоже встречаются «темные лошадки», решающие обмануть клиента в обход закона. И тогда в мошенничестве уже обвиняют самих страховщиков. Об этом читайте в следующем номере.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии