Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Достучаться до небес. Внесет ли иркутская трагедия поправки в казахстанские законы?

Фото : 20 июля 2006, 13:34


Внесет ли иркутская трагедия поправки в казахстанские законы?

№ 28 (292) от 17.07.2006
Эльдар ЛЕСКОВСКИЙ, Астана

Разбившийся на прошлой неделе в Иркутске А-310 показал всю несостоятельность российской страховой системы. Компенсации оказались столь мизерными, что не дотягивают даже до египетских. Когда над Красным морем случались авиакатастрофы, за жизнь пассажира платили около 300 тыс. долларов. А как обстоят дела в Казахстане?

Справка «Мегаполиса»

В соответствии с российским законодательством, пассажиры и члены экипажа были застрахованы по следующим видам страхования:

- Гражданская ответственность ОАО «Авиакомпания «Сибирь» перед третьими лицами, пассажирами, за груз, багаж в соответствии со статьями 131, 133, 134 Воздушного кодекса РФ. Лимит ответственности 300 миллионов долларов США. Страховщик - ОСАО «Ингосстрах».

- Обязательное страхование пассажиров в соответствии с Указом Президента РФ N№ 750 от 07.07.1992 г. Страховая сумма - 12000 рублей на каждого пассажира. Страховщик - «Страховая группа «Уралсиб».

- Страхование лётного состава, в соответствии со статьёй 132 Воздушного кодекса РФ. Страховщик - «Страховая группа «Уралсиб».

- Самолёт также был застрахован (добровольное имущественное страхование КАСКО воздушного судна), страховщик - ОСАО «Ингосстрах».

Никто не падает - никто не отвечает?

Конечно, человеческая жизнь бесценна, и так просто рассуждать о том, сколько она стоит, было бы циничным и не совсем корректным. Однако время диктует нам свои законы, да и авиаперевозчики, похоже, не всегда способны гарантировать безопасность. Конечно, в третьих странах, а мы пока что такими являемся, это, наверное, нормальное явление, когда падает самолет, а в небе кружит еще один неисправный. Но когда за последствия никто не отвечает или не желает этого делать - это уже беспредел. То есть авиакомпания расплачивается за свои старые 20-25- летние самолеты жизнями собственных клиентов.

Наверное, в идеале были бы выплаты сродни тем, что обеспечивались в Европе, когда разбился «Конкорд» авиакомпании Air France. Тогда компенсации составили 1000000 долларов на одного погибшего. Было бы смешным надеяться на то, что наше государство начнет подтягиваться до этого уровня, да и бюджет отечественных страховых компаний может пошатнуться вплоть до тотального банкротства. Если, конечно, случатся прецеденты, подобные российским. Впрочем, это уже отдельная тема для разговора.

Комментарии специалиста

Куаныш Калижанов, управляющий директор страховой компании «Юни-финанс» (группа компаний БТА):

- Компенсации в нашей стране выплачиваются в соответствии с Законом РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности», в данном случае перевозчика перед пассажиром. В документе, принятом в 2003 году, за гибель пассажира на воздушном транспорте выплачивается 2000 МРП, при получении инвалидности - 1600 МРП (1 гр.), 1200 МРП (2 гр.), 800 МРП (3 гр.). Один МРП на сегодняшний день составляет 1030 тенге. Таким образом, в случае трагедии ответственность авиакомпании будет около 2 млн тенге за погибшего пассажира. По текущему курсу это порядка 16 тыс. долларов. Кроме того, компенсируется вред здоровью - покрывается медицинское обслуживание в лечебных учреждениях, а также урон, нанесенный имуществу.

Для страховщика фактом наступления страхового случая является решение авиационной или государственной комиссии. По результатам их работы выясняется количество потерпевших, степень потерь имущества и т. д. Эти показатели и являются основанием для выплат.

На мой взгляд, закон работает нормально, хотя у нас не было крупномасштабных авиационных прецедентов. Но даже если это случится, то страховые компании готовы обеспечить финансовую поддержку клиентов, тем более что по обязательным видам страхования они все являются участниками Фонда гарантирования страховых выплат. Таким образом, государство также участвует в обеспечении страховой зашиты всех пассажиров.

Конечно, многих не устраивает сумма компенсаций, но чтобы пересмотреть тарифы, должна быть законодательная инициатива. Мы, как страховщики, в свою очередь будем готовить денежные средства. Однако следует отметить, что обязательные виды страхования экономически непривлекательны. По сути дела, это неприбыльный бизнес, поскольку премии, которые собираются агентами, - изначально мизерные и неадекватны предполагаемым выплатам. Тем более если речь идет о крушении огромного дорогостоящего лайнера с большим количеством пассажиров на борту. И дело не в том, что мы не созрели до европейского уровня. Технологии страховых услуг в Казахстане достаточно высокие, и по многим параметрам мы опережаем российскую практику. Но речь идет в первую очередь лишь о защите интересов граждан: государство заставляет страховщиков брать маленькие премии и при этом обеспечивать большую ответственность. При наступлении страхового случая компании будут обязаны исходя из законодательства выплачивать огромные суммы. В условиях рыночной экономики мы поставлены в тяжелое положение по обязательным видам страхования. Чтобы сделать это направление финансово привлекательным и эффективным, страховые фирмы должны диверсифицировать свою экономическую деятельность и покрывать убытки за счет добровольных видов страхования.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии