Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Ассимиляция русскоязычных как условие самоидентификации казахов

Фото : 21 июля 2006, 11:28

Валерий Купцов

Один из ортодоксальных идеологов строительства национального государства в Казахстане Азембай Гали «выдал на гора» очередные идеи о перспективах нац. строительства. За долгими рассуждениями о казахском духе и традиции, и многом другом, что, по его мнению, стоит отнести к современному казахскому неоконсерватизму, прячется довольно банальная идейка. «Я полагаю, что необходимо, - утверждает Гали, - в рамках основополагающих демократических принципов создать возможность для добровольной ассимиляции и интеграции представителей неказахских этносов в единую казахскую нацию. Назрела необходимость в создании общенациональной концепции, без партикулиризации (вероятно, партикуляризации - авт.) отдельных этнических начал, с выраженной интеграционистской формой, без сегрегации и деления людей на нации и религии».

«Добровольная ассимиляция» - на первый взгляд симпатичное словосочетание, используемое Гали. Только уж почему-то оно сильно напоминает «добровольную сдачу в плен». Науке известно два основных типа ассимиляции - естественная и насильственная. Все остальное от лукавого. Какую из них имеет в виду Гали? Разумеется насильственную. Мягонькую такую - «без сегрегации и деления людей…», но насильственную. Для естественной - не нужно создавать концепции. А концепция - это неизбежно набор средств понуждающих к такой ассимиляции.

Далее Гали и рисует основы такой концепции - сделать государственный язык основным языком обучения и преподавать на нем 60% учебного материала, а 40% на языке меньшинств.

«Это необходимо, - по его мнению, - для того, чтобы национальные меньшинства не теряли свою самоидентификацию, не забывали свой язык, культуру, традиции и т.д.». Какая потрясающая забота! Но то обстоятельство, что это противоречит Конституции, не волнует нашего ортодокса.

Печальный опыт Литвы и Украины на этом скользком пути для нашего экспериментатора тоже не помеха. У них ведь не было идеолога такого масштаба, как Гали, поэтому и не получилось. Главное попробовать соединить несоединимое и создать русоказахского гомункулуса, «добровольно» избравшего вместо «великого и могучего» казахскую «мову».

Или другой аспект. Ассимиляция - растворение одного народа в другом. Интеграция - взаимопроникновение народов друг в друга, их соединение, но на качественно новом уровне. Идея создания новой общности - казахстанцев - действительно интеграционная идея. Интеграция идет от равенства. Ассимиляция от неравенства. Упоминание этих понятий через запятую, как это делает Гали, проистекает или от безграмотности, что маловероятно, или от стремления смягчить негативный смысл понятия ассимиляция. В любом случае в высшей степени безнравственно - с одной стороны истово заботиться о том, чтобы не закончилась казахская история, не ущемлялось национальное достоинство, а с другой - столь же истово призывать к ассимиляции других народов.

Как утверждал один из великих - в мире было все. «Добровольная» ассимиляция тоже была и не раз. Вот малоизвестный пример из 50-х годов 20 века. Рассказывают, Тодор Живков - руководитель Народной Республики Болгарии в ходе своего первого визита в Турцию пожелал встретиться со своими соотечественниками - болгарами. Ему в ответ: «У нас кроме турков никого нет».

Приехав на родину, Живков решил ответить зеркально «османам-поработителям». И началось по всей Болгарии невообразимое - турки, целыми деревнями «стали добровольно записываться» в болгары. И не просто как-то там потихоньку, а с музыкой, песнями и плясками, торжественной выдачей новых документов на площади под всеобщее ликование. В общем, настоящий праздник по случаю перехода из одной нации в другую. Все это снималось, показывалось, тиражировалось и для тех, кто еще пока не осознал торжества мудрой национальной политики местной компартии.

Может такой «праздник» и хочет устроить Гали для половины населения Казахстана? Только все это еще рановато. Со времени обретения болгарами независимости и до «праздника» для турков, о котором мы рассказали, прошло более 70 лет. Впрочем, для полёта мысли учёного, с циркулем в руках, время - категория абстрактная.

Гали зовет всех неказахов «… в единую казахскую нацию». Что ж, давайте посмотрим, что им предлагается.

Нас иногда называют «государством племянников», подразумевая всеобщее стремление «порадеть родному человечку». Как писали ещё в 1996 г. А. Н Нысанбаев, Е.М. Арынов и Е.Ж. Бабакумаров в статье «Социально-политический облик на пороге XXI века»: «Особенностью страны является то, что различные требования к политической системе предъявляются и посредством организационно неоформленных групп интересов, к числу которых можно отнести элиту родоплеменных групп. Казахский «трайбализм» в настоящее время является и в ближайшем будущем, возможно, будет оставаться достаточно серьезным фактором влияния во внутриполитической жизни».

С тех пор мало что изменилось. Напротив, как и предупреждали учёные, латентный трайбализм стал основой «институализации политических кланов». Ярким свидетельством этому явилось убийство экс-министра Сарсенбаева, ставшего жертвой укоренившихся во власти клановых группировок. Коррупция же на всех государственных уровнях стала неистребимой, поскольку зиждется на скрытых неформальных связях и контактах, въевшихся в плоть и кровь всей кланово-властной системы.

Русские, если бы они даже очень захотели стать русоказахами, никогда бы не вписались в казахскую родоплеменную элиту и остались в качестве квалифицированной обслуги. Уже сейчас 6 млн. русскоязычное население не представлено в органах власти и де-факто не участвует в управлении государством. Поэтому трудно представить себе, что ассимилированные «гомункулусы» будут пользоваться большим уважением со стороны казахских ариев и органично впишутся в казахские жузы.

Понятно также, какая роль им уготована в этом традиционалистском обществе. Безнаказанно воровать и брать взятки русоказахи не смогут - трайбалистской «крыши» нет, сдадут сразу. А честно зарабатывать кусок хлеба - означает фиксированный по минимуму уровень жизни и отсутствие каких-либо карьерных возможностей, поскольку на хлебные должности просто не пустят - «племянников» надо устраивать.

«Актуальнейшая задача на сегодня - внедрение государственного языка в качестве языка межнационального общения. Решим этот фундаментальный вопрос - легко и свободно решим и остальные», - пишет Азимбай Гали.

Под этим подразумевается, что препятствием для решения этого «фундаментального вопроса», является русский язык. И тогда-то, по мысли Гали, будет запущен механизм принудительной ассимиляции. Эволюционно - последовательно развивая казахский государственный язык - выдавить многофункциональный русский язык из общественного употребления никак не удаётся, и потому его надо «кончить» административно.

По большому счёту, весь этот опус написан с единственной целью - исключить любое упоминание русского языка в казахстанском законодательстве. И тогда не надо будет прибегать к инструментам сегрегации, так как у русскоязычного населения Казахстана не останется выбора. С ликвидацией конституционного «официального» статуса русского языка Казахстан становится моноэтническим государством, а нацменьшинства обречены на ассимиляцию и существование на уровне местечковых общин. Разумеется, при этом часть «нацменов» из страны выедет, а другая часть, в основной массе своей, пополнит ряды «самозанятых» и безработных.

Национал-патриоты любят рассказывать айтматовскую легенду про манкуртов, особенно казахам, не знающим казахского языка. Но оказывается то, что для одних (казахов) является процессом «манкуртизации» - страшное и неприемлемое явление, для других (всех неказахов) «добровольная ассимиляция» - благое и нужно дело.

В многонациональном государстве не обойтись без партикуляции этнических начал. Желает этого Гали или не желает. В современном, взаимосвязанном мире, где невозможно выстраивать политику без учёта мнений соседей, вот так, запросто, «перемолоть» русских в казахском этносе - не удастся. По крайней мере, взамен им надо предложить нечто равноценное и равновеликое. А коль этого нет, надо научиться созидать, используя для этого все имеющиеся возможности, включая русский цивилизационный фактор.

«Многонациональность - это богатство казахстанского народа», - не раз заявлял Н. Назарбаев. Но Азимбай Гали, видимо, настолько стал состоятелен, что решил пренебречь таким богатством и, более того, увидел в этом некую угрозу.

«Геополитические устремления казахского и русского этносов разнонаправлены, разновекторны и малоприемлемы друг для друга в силу объективных обстоятельств», - не смущаясь, и безо всяких обоснований и доказательств заявляет идеолог казахского национализма. Тем не менее, эти идейки находят своё распространение. Более того, «научные взгляды» Гали имеют отражение в государственной политике Казахстана, в которой всё больше и больше прослеживаются этноцентристские тенденции и элементы русофобии.

А как же тогда евразийство, общность культур и мост цивилизаций, и прочее, прочее, о чем не единожды говорил Президент? Что это за объективные обстоятельства, которые мешают русским и казахам быть приемлемыми геополитическими партнерами? Разве Россия перестала быть ведущим экономическим партнером Казахстана, разве единое экономическое пространство предложено не Назарбаевым?

Все эти вопросы пока повисают в воздухе.

По Азимбаю Гали «неоконсерватизм» - это закамуфлированный в наукообразность радикальный национализм и органическое неприятие всего русского. В этом-то и заключается самоидентификация казахов. А чтобы «русским духом» в республике и не пахло - нужна его «добровольная» ассимиляция. Всего-то и нужно - с завтрашнего дня обязать всё русскоязычное население Казахстана говорить по-казахски.

Наверное, уместным будет привести в этом контексте слова Азата Дорженова из материала, опубликованного на geo.kz: «Казахский язык без освобожденного народа - жирный перегной, в котором возятся черви».

Азимбай ГАЛИ 

Я хочу сказать несколько слов об исторической судьбе казахов и о казахском неоконсерватизме. Казахский неоконсерватизм - это стремление жить по священным книгам и Корану. Суть казахского неоконсерватизма - казахский язык, казахское государство, ислам, казахская нация и казахская территория. Казахи - читающая нация, народ книги. А именно, какие книги для казахов наиболее смыслозначимые и целеполагаемые? Коран, интерпретатор Кожа Ахмет Яссави и родоначальник казахской мудрости Асан Кайгы - это идеологическая основа первой группы книг. Вторая группа - это первое степное право “Қасым ханның қасқа жолы”, затем “Есимханнын ески жолы”, затем - “Тауке ханнын Жети Жаргысы” и, наконец, “Нурсултаннын нурлы жолы”. Когда казахи переступят свои книги и законы, они покинут свою Родину или будут изгнаны, потеряют язык, государство, нацию, наступит конец казахской истории. Концепция “Нурсултаннын нур жолы” предполагает: первое - воссоздание казахского языка как государственного, второе - воссоздание казахской нации как модернизированной и соответствующей вызовам XXI века. Н.Назарбаев доведет численность нации до 25 миллионов. Третье - воссоздание казахской государственности после колониального перерыва. Четвертое - релаксация ислама в Казахстане (уже построено и открыто свыше 1600 мечетей и медресе). Пятое - восстановление территориальной целостности Казахстана, делимитация и демаркация границ с соседними государствами. Таким образом, часть задач “Нурсултаннын нур жолы” решена, часть предстоит решить.

Одной из фундаментальных задач является задача национальной и политической модернизации, то есть, в течение ближайших 6-7 лет следует акцентированно решать проблемы национальной модернизации. Жизнь подсказывает, что политическая модернизация невозможна без решения национальной модернизации, поэтому стоит задача - воспользоваться потенциалом существующего авторитаризма для построения экономического либерального рынка, демократического политического устройства и консервативного, основанного на традиции, духа. Таким образом, предстоит в ближайшее время решить задачу национальной модернизации. Произойдет интеграция этнических масс в нацию современного типа. Необходимо создание таких условий, чтобы произошла переструктуризация казахского общества в современное общество двадцать первого века. То есть, до решения вопроса радикальной политической модернизации необходимо решить проблему национальной модернизации.

Одной из идеологических основ национальной модернизации и поиска казахской модели является “неоджадидистская” концепция. “Неоджадидистская” - является достаточно удачным сочетанием традиционного казахского начала (т.е., сохранение традиций и духовных ценностей казахов) с западными продвинутыми технологиями, при удовлетворительном политическом и демократическом трансформировании. “Неоджадидизм” в современном понимании - это реконструкция казахского государства, движение вперед без потери традиционных устоев нации. Существуют модели с игнорированием национальной модернизации, приверженность к которым может привести к катастрофическим последствиям. Нация может не принять политического реформирования. Необходимо, чтобы власть пошла на диалог и сотрудничество не с политическими оппонентами в виде оппозиции, а с национально мыслящей частью населения и национальной элитой, для решения вопроса национальной модернизации или решения национальной модернизации в рамках политической модернизации. В этом случае произойдет дальнейшее воспроизводство национальных традиций, языка, религии, воспроизводство духовных ценностей казахского народа, при достаточно эффективном экономическом развитии и реформировании экономического сектора.

Вообще, в настоящее время говорить серьезно о том, что не происходит демократизации политического устройства было бы неверно, поскольку существуют объективные внешние и внутренние факторы, которые будут подвигать государственную саморегуляцию в сторону демократизации. Конечно, процесс демократизации можно приостановить, но затем непременно последует рывок.

Задача национальной модернизации - это не только реализация статуса государственного языка, но и создание новой нации. Создание новой нации предполагает идентификацию, трансформацию национального пласта с включением инонациональных этнических групп. Я полагаю, что необходимо в рамках основополагающих демократических принципов создать возможность для добровольной ассимиляции и интеграции представителей неказахских этносов в единую казахскую нацию. Назрела необходимость в создании общенациональной концепции, без партикулиризации отдельных этнических начал, с выраженной интеграционистской формой, без сегрегации и деления людей на нации и религии.

Начинать нужно уже сейчас, с младшего поколения, со школьного и дошкольного обучения. Школьная программа должна быть унифицирована, с преподаванием на государственном языке. Хотя, вполне допустимо присутствие нескольких моделей с национальным языком преподавания (например, русские, уйгурские, узбекские школы), где на национальном языке давалось бы до 40% учебного материала, а 60 % - на государственном языке. Это необходимо для того, чтобы национальные меньшинства не теряли свою самоидентификацию, не забывали свой язык, культуру, традиции и т.д. Необходимо, чтобы выпускники национальных школ свободно говорили на государственном языке и могли бы конкурировать на рынке труда, могли бы занять любую государственную должность, вплоть до поста президента.

К сожалению, как отмечает В.Мироглов, русское население Казахстана в своем большинстве бойкотирует государственный язык, а казахская элита не предпринимает ничего значимого, с тем, чтобы преломить эту тенденцию. Объективно, нет стимулирования процесса ассимиляции и интеграции национальных меньшинств, а также не обеспечена лоялизация неказахского населения. Хотя лоялизация и языковая ассимиляция идет; это, скорее, спонтанный процесс, нежели целенаправленный. Например, в начале 90-х шел процесс политической лоялизации русского населения: тогда русские стояли перед выбором - гражданами какого государства они будут - России или Казахстана. Часть идентифицировала себя как россияне и уехала, большая часть посчитала своей Родиной - казахскую землю и осталась (с этническими немцами - обратный случай, они в большинстве покинули Казахстан).

Таким образом, национальная модернизация предполагает добровольную ассимиляцию и интеграцию неказахского населения в состав государствообразующего этноса. Следует отметить, что тюркским и мусульманским этносам интегрироваться значительно легче, чем, скажем, славянам, что объясняется языковой, религиозной и исторической общностью этих народов. Славянам же предстоит определиться с выбором: либо овладевать государственным языком, чтобы полноценно участвовать в жизни общества и государства, либо самоизолироваться в небольшие этнические общины без каких-либо перспектив на будущее. Это неизбежный исторический процесс. Часть неказахского населения будет адаптироваться к современным реалиям и постепенно ассимилируется. Незнание государственного языка, большей частью русскоязычного населения, способствует их вымыванию из общественно-политической жизни общества. Русский язык в качестве языка межнационального общения будет вытеснен государственным языком уже в ближайшем будущем. В настоящий момент русский язык является для государственного языка объективным препятствием, не позволяя полностью раскрыть потенциал казахского языка, сужая сферу его применения.

Государство должно направить свои усилия на расширение сфер применения казахского языка, стимулировать процессы языковой ассимиляции, в хорошем смысле слова. В унитарном Казахстане параллельно существуют три мира:

1) Казахскоязычный мир (казахи и казахскоязычные неказахи);

2) Русскоязычный мир (русские и русскоязычное население)

3) Тюркоязычное неказахское население.

Геополитические устремления казахского и русского этносов разнонаправлены, разновекторны и малоприемлемы друг для друга в силу объективных обстоятельств. Я полагаю, что уже происходит сближение казахского мира с тюркоязычным миром посредством овладевания последними государственным языком. Несомненно, что позиции казахского мира с каждым годом будут усиливаться, “отвоевывая” все новые и новые позиции у русскоязычного мира, причем без какого-либо силового варианта развития событий.

Казахскую толерантность, доброту и многотерпение нельзя принимать за слабость, казахскую интеллигентность нельзя принимать за отсутствие воли. Все государства и нации пекутся о своих национальных интересах, ставят эти интересы во главе угла. Поэтому они живут и процветают. Те же, кто махнул рукой на свое национальное достоинство - обречены на умирание как нация и сливаются с более сильными народами.

Казахи, как нация, развиваются очень динамично и в плане демографии, и в плане амбиций. Это - добрый знак. Актуальнейшая задача на сегодня - внедрение государственного языка в качестве языка межнационального общения. Решим этот фундаментальный вопрос - легко и свободно решим и остальные.

 


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии