Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

ДорОги непомерно дОроги

Фото : 21 июля 2006, 11:44

ДорОги  непомерно дОроги

№ 27 (101) от 20 июля 2006 года

Наша газета уже неоднократно писала о проблеме увеличения стоимости перевозки строительных материалов по территории республики, что повлекло за собой удорожание строительства. Основной причиной такого повышения является унификация тарифа на услуги магистральной железнодорожной сети, что является одним из обязательных условий для вступления  Казахстана в ВТО. Справедливости ради отметим, что наша республика в этом не одинока, с такой же проблемой сейчас пришлось столкнуться и России. Однако наши северные соседи предпочитают не рубить с плеча…

Медленно, но верно

Начать, пожалуй, стоит с того, что расчет российских железнодорожных тарифов по сей день производится по принятому еще в 1990 году Прейскуранту №10-01, в котором содержатся основные требования к тарифной политике. Безусловно, этот старый советский документ нельзя назвать эталоном, однако пересматривать его нормы россияне не спешат. Ведь чтобы переход к новым тарифам был более мягким и безболезненным, необходимо в первую очередь подготовить правовую базу, обозначить новые приоритеты и провести ряд маркетинговых исследований. О подобном подходе к решению этой проблемы еще в прошлом году говорил заместитель генерального директора ЦФТО ОАО «Российские железные дороги» Александр Донькин. По его мнению, в первую очередь нужно провести совершенствование государственной тарифной политики в области железнодорожного транспорта. Основными путями решения этой задачи могут стать: унификация методологических подходов к регулированию цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий (принятие постановления Правительства Российской Федерации «О ценообразовании на железнодорожном транспорте в Российской Федерации») и переход от государственного регулирования в сфере железнодорожных перевозок к регулированию в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. То есть, другими словами, провести реструктуризацию железнодорожной отрасли, которая у нас в Казахстане уже подходит к концу.

Что касается самой унификации тарифов, то сейчас российская Федеральная служба по тарифам взялась за переработку действующего Прейскуранта. Так, наиболее предпочтительным вариантом сближения тарифных ставок, предусматривающим их поэтапное выравнивание в течение переходного периода (2006-2008 гг.), для россиян является сохранение уровня тарифов на грузоперевозки в международном сообщении и ежегодная индексация тарифов на перевозки во внутригосударственном и международном сообщении в пределах показателей целевой инфляции. Такой вариант, по мнению экспертов, позволит промышленности России более плавно адаптироваться к экономическим требованиям, необходимым для вступления страны в ВТО и обеспечит прогнозируемость изменения транспортных затрат на долгосрочный период.

Таким образом, россияне выбирают более мягкий, поэтапный подход к проблеме унификации тарифа и не спешат вводить новый европейский подход к формированию тарифной политики.

Быстрее - не значит лучше

В то же время в отличие от своего северного соседа, Казахстан пытается как можно скорее провести реформирование железнодорожной отрасли и перейти к новой тарифной сетке, которую диктует нам ВТО. Так, по новым тарифам, утвержденным республиканским Агентством по регулированию естественных монополий (АРЕМ) 26 апреля этого года и введенным в действие с 1 июня, стоимость услуг магистральной железнодорожной сети в отношении перевозки сырья, материалов и строительных изделий в межобластном сообщении повышена на 69% и доведена до уровня экспортных тарифов. Также по данным АО «НК «Казахстан темир жолы» подобные изменения коснулись перевозок цветных и черных металлов (повышение на 89%) и сырой нефти (на 132%). Таким образом, получается, что по достаточно неясным причинам и без того не дешевые для Казахстана строительные материалы, были приравнены к наиболее конкурентоспособным товарам (нефть, цветные и черные металлы). Однако ни для кого не секрет, что производственная база строительных материалов у нас далеко не самая лучшая, а развивать ее в условиях, когда транспортировка сырья или изделий будет обходиться строительным компаниям в 2-3 раза дороже самого перевозимого груза, будет достаточно сложно. Вполне возможно, что при столь желанном вступлении нашей республики в ВТО строительный рынок очень быстро наполнят дешевые товары российского или китайского  производства, а наша промышленность строительных материалов опять останется за бортом.

Но пока «окно в ВТО» нами еще не прорублено, остается только принять как данность новые тарифы и забыть о снижении стоимости строительства (в том числе и за счет удешевления стройматериалов), которое нам пророчила Государственная программа развития жилищного строительства.

Арина Семенова, Астана

№ 26 (100) от 13.07.06 г.

В номере 21(95) от 8 июня 2006 года наша газета уже писала о проблеме резкого повышения железнодорожных тарифов, а следовательно, и удорожания основных строительных материалов. Также мы сообщали, что от лица Ассоциации Застройщиков Казахстана было направлено письмо в республиканское Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию. Вот что нам ответили…

- В настоящее время тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом формируются из четырех составляющих: тарифов на услуги МЖС (магистральной железнодорожной сети - авт.), локомотивной тяги, грузовой и коммерческой работы и работы по предоставлению вагонов и контейнеров в пользование. При этом ценовому государственному регулированию в соответствии с законодательством о естественных монополиях подлежит только плата, вносимая перевозчиками за пользование услугами МЖС. Остальные составляющие железнодорожных тарифов относятся к конкурентному сектору и контролируются со стороны государства антимонопольным законодательством (цены на услуги субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке), - поясняет АРЕМ.

Однако именно тариф на услуги магистральной железнодорожной сети (регулируемый государством) резко подскочил вверх с 1 июня текущего года. Связано это с так называемой унификацией железнодорожных тарифов в направлениях «импорт», «экспорт», «транзит». Необходимость такого шага АРЕМ объясняет стремлением Казахстана войти в ВТО, но вот что интересно: чтобы последствия унификации тарифов (т. е. «устранения практики применения различных тарифных ставок на внутренние и экспортные перевозки») были более безболезненными, работа в этом направлении должна была проходить в два этапа.

В связи с изменениями, внесенными в законодательство о естественных монополиях, первый этап унификации тарифов на услуги МЖС было решено осуществить с 1 июня 2006 года. И по «счастливой случайности» строительные материалы оказались именно в числе тех четырех видов грузов, которых коснулось это новое веяние.

Как сообщает АРЕМ, «выработку предложений по унификации тарифов на услуги МЖС, а также анализ и расчет влияния унифицированных тарифов на каждый вид груза производила рабочая группа, утвержденная приказом председателя Агентства от 19 января 2006 года, в состав которой вошли заинтересованные государственные органы, промышленные организации и крупные перевозчики».

Именно по результатам работы этой группы было принято решение на первом этапе провести унификацию тарифов по 4 товарным группам (лом черных металлов, цветные и черные металлы, а также строительные материалы).

Таким образом, тарифы на услуги МЖС в межобластном и импортном сообщении были доведены до уровня тарифов «экспортных». Это неминуемо повлекло увеличение транспортных расходов на перевозку, в частности, строительных материалов (вне зависимости от направления их перевозки) и не могло не сказаться на конечной стоимости этого вида продукции.

Также интересно, что во избежание «негативных социально-экономических последствий» сроки второго этапа унификации тарифов (куда должны попасть такие виды грузов, как нефть, уголь, продовольственные товары и т.д.) Агентство решило пока отложить и реализовать его уже непосредственно к моменту вступления Казахстана в ВТО (данный вопрос, как сообщает АРЕМ, будет обсуждаться на очередных переговорах в Женеве). То есть первый этап данной программы оказался своеобразным «пробным камнем», проверкой: выдержит ли наш рынок жесткие западные требования. Тот факт, что строительные материалы оказались первыми на очереди к унификации, кажется достаточно странным, особенно если учесть, что сейчас в республике активно идет реализация Государственной программы развития жилищного строительства, одним из важнейших пунктов которой является снижение стоимости строительства жилья, в частности, развитие промышленности стройматериалов на территории республики. Но если по новой тарифной сетке АО «НК «КТЖ» тариф на перевозку грузов внутри Казахстана сегодня приравнен к экспортному, то стоимость стройматериалов отечественного производства (перевозимых из одного региона республики в другой) вряд ли окажется ниже аналогичных товаров из-за рубежа.

Объясняя подобный подход, Агентство по регулированию естественных монополий ссылается на исследования, проведенные консалтинговой компанией ТОО «КЕРА», которая по итогам оценки возможных экономических последствий и влияния унификации тарифов на индекс цен производственно-промышленной продукции заключила, что по четырем указанным товарным группам влияние на экономику республики в целом будет «незначительным».

Да, возможно, эксперты и правы, оттого что себестоимость 1 квадратного метра поднимется еще на пару десятков долларов, экономика республики в целом не пострадает. Вот только забыли они, видимо, что на сегодняшний день развитие жилищного строительства и повышение доступности жилья для широких кругов населения является приоритетной задачей государства. Именно резкое повышение стоимости строительных материалов уже стало одной из основных причин простоев на тех строительных площадках, где за счет бюджетных средств возводятся государственное жилье (стоимостью 350 долл. за кв. м) и социально значимые объекты. Таким образом, с повышением стоимости перевозки основных строительных материалов во многих регионах республики Госпрограмма может оказаться под угрозой срыва.

Арина Семенова, Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии