Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Граница на грани

Фото : 22 июля 2006, 12:08

Правительство приняло решение выделить на обустройство казахстанско-узбекской границы 437 млн. тенге. Кроме того, в месячный срок будут выделены деньги на снос 60 домов, расположенных вдоль границы. Все это - итог серьезной аналитической работы, проделанной прокуратурой ЮКО.

По данным регионального управления “Онтустик” пограничной службы КНБ РК, в период с 1999 по май 2006 года на южной границе было зарегистрировано 25 конфликтов, в том числе 13 с применением оружия. Только в этом году произошли два громких инцидента, первый с задержанием узбекскими пограничниками местного жителя Б. Ахметова, следом скандальная история с казахстанским школьником, отправившимся через границу за питьевой водой и избитым там военнослужащими.

По распоряжению прокурора ЮКО М. Ахметжанова была создана временная межведомственная рабочая группа, которая выезжала на границу, проверяла соблюдение миграционного и таможенного законодательства, исследовала ситуацию за 2005-й и пять месяцев текущего года. В итоге были подняты приграничные проблемы, о которых прежде предпочитали молчать.

Приграничными в ЮКО являются Сарыагашский, Мактааральский, Чардаринский, Толебийский, Казыгуртский, а также Отырарский районы. Но конфликты случались в основном только в Сарыагашском. Почему? Ответ на этот вопрос кроется, как оказалось, в социально-экономической сфере. Из-за отсутствия школ в ряде населенных пунктов, попавших под делимитацию, четверо девятиклассников из казахстанского села Ынтымак обучались в СШ № 3 Ташкентского района РУ. Аналогичные факты были выявлены в селах Достык, Жузимдик. И, наоборот, 63 ученика из Узбекистана ходили в сарыагашскую школу № 16 им. Панфилова, 25 - “Кызыл-Кум” Мактааральского района. Эти дети ежедневно на свой страх и риск дважды в день пересекали государственную границу, чтобы получить знания. Об этом знали местные власти, но бездействовали. Сегодня по представлению прокуратуры местные исполнительные органы изыскивают резервы и возможности для решения этого вопроса.

Другая проблема - отсутствие водопроводной питьевой воды. По этой причине жители села Достык-2 вынуждены брать воду из приграничного канала, а села Жанаталап - пользоваться колодцем на узбекской территории. Сегодня население 15 сарыагашских сел имеет серьезные проблемы с водообеспечением.

Еще одна проблема, провоцирующая нарушения государственной границы, - энергетическая. Администрация СШ им. Сатпаева и владельцы 300 жилых домов с. Достык-2 без какого-либо разрешения таможенных органов продолжали, как и прежде, пользоваться узбекской электроэнергией, оплату вносили в соседнее государство. За период с 2003 по 2006 годы она составила более 1,3 миллиона тенге. После вмешательства надзорного органа, вскрывшего и огласившего эти факты, таможенное управление по ЮКО обратилось к своим коллегам из РУ. В итоге узбекская сторона прекратила подачу электроэнергии в Достык-2 и другие приграничные казахстанские села. Сегодня на восстановление электроснабжения обесточенных сел необходимо более 20 миллионов тенге. Но ведь эта проблема возникла не в одночасье, ее нужно было решать одновременно с делимитацией и демаркацией приграничных сел, а местные исполнительные органы закрыли на нее глаза. Поэтому прокурором области внесено акиму ЮКО представление о незамедлительных мерах по решению проблем жителей приграничных районов.

Но, надо сказать, что близость границы приносит жителям приграничных сел не только неудобства. Как ни странно, благосостояние жителей приграничных районов много выше других регионов. И это при том, что, по официальным данным, в Сарыагашском районе на учете в качестве безработных состоят 1002 человека, в Мактааральском - 1184, но на самом деле их много больше. Парадокс этот объясняется одним словом - контрабанда. “Неустроенность, государственные дотации и пособия порождают иждивенческие настроения и безразличие к национальным интересам государства. Нередко родители, занимающиеся контрабандой и незаконной миграцией, приобщают к ней детей”, - говорит Канат Мамаев, начальник управления по надзору за законностью в деятельности государственных органов прокуратуры ЮКО. Незаконная миграция - еще одна серьезная проблема юга.

По данным регионального управления “Онтустик” пограничной службы КНБ РК, в 2005 году задержаны 5 303 нарушителя государственной границы, за пять месяцев текущего - 2 054. Это один из самых высоких показателей в пограничной службе РК. Однако и они не отражают реальной картины на границе. По сведениям управления миграционной полиции ДВД области, в 2005 году за незаконный въезд и пребывание в РК к административной ответственности привлечены и выдворены 718 граждан Узбекистана, за пять месяцев этого - 488. В то же время, по данным МВД РК, в 2005-м за незаконное пребывание на территории страны задержаны и выдворены 5 297 граждан Узбекистана, за пять месяцев текущего - 3 392. Это на 1 332 нарушителя больше, чем было задержано пограничниками на южной границе. Как они оказались вне их поля зрения?

По сведениям департамента координации занятости населения и социальных программ, официально работодателям в области выдано разрешение (квота) на привлечение всего девяти граждан Узбекистана. Однако ни для кого не секрет, что практически на большинстве строек в ЮКО работают граждане из этой страны. Ситуацию усугубляют и многочисленные частные агентства занятости, имеющие лицензии. ТОО “СТ и К” и “Ерлан”, имеющие квоту 600 человек на 2006-й год, в прошлом и пять месяцев текущего года дали “добро” на трудоустройство в нашей стране 2 151 гражданину РУ. Другими словами, число иностранцев, прибывающих к нам из соседнего государства, много больше официальных данных, а их дальнейшее пребывание никем не контролируется. А это таит угрозу национальной безопасности страны, ухудшает и без того сложную ситуацию на рынке труда.

«Анализ показал: в 2005 году в Сарыагашский район было завезено более 197 тысяч тонн муки, при этом потребность местного населения (230 тысяч человек) за это время составила всего 37,2 тысячи тонн. Понятно, что практически вся мука контрабандным путем ушла в Узбекистан. Ее отгрузили в склады частных домов, расположенных рядом с границей», - говорит первый заместитель прокурора области Берик Асылов. По официальным данным территориального управления Министерства сельского хозяйства РК по ЮКО, в 2005 году в Узбекистан из Сарыагашского района ушло 87,2 тысячи тонн муки, из них 19,8 тысячи тонн с оформлением таможенных процедур, остальное - контрабанда.

Аналогичная ситуация складывается и с реализацией древесины и пиломатериалов, поступающих в основном из России, Восточного Казахстана, Павлодарской области. Сейчас военно-следственное управление МВД РК по Шымкентскому гарнизону возбудило уголовное дело в отношении ряда лиц, которые под покровительством высокопоставленных должностных чиновников из ДКНБ по ЮКО осуществляли контрабандный вывоз муки крупными партиями в Узбекистан. Сейчас этот подпольный канал ликвидирован.

“Анализ действующего законодательства показал, что нормы КоАП РК содержат ряд пробелов и недоработок, не позволяющих, либо препятствующих органам пограничной службы в реализации служебных полномочий”, - говорит Жамбыл Ерназаров, прокурор управления прокуратуры области. В соответствии со статьей 575 ч. 1 КоАП РК в компетенцию пограничной службы включены дела, предусмотренные ст. 396 ч. 1, о нарушении правил привлечения и использования в РК иностранной рабочей силы, что, по мнению прокуроров, подлежит исключению. Согласно ст. 575 ч. 2 КоАП РК начальники пограничных отрядов, командиры воинских частей пограничного контроля наделены правом наложения штрафа до пяти месячных расчетных показателей (МРП). В то же время статьи 390, 391-1 (части 1, 2) КоАП РК предусматривают штрафы от пяти до десяти МРП, все это необходимо привести в соответствие. Статьи с 355 по 388 Ко АП РК устанавливают административную ответственность за неправомерные действия в отношении органов пограничных служб. Однако ст. 636 ч. 1 КоАП РК не дает права пограничной службе составлять протоколы об административных правонарушениях. Прокуратура области направила Генеральному прокурору представление о внесении изменений и дополнений в Административный кодекс РК.

Чтобы закрыть границу нелегалам, также требуются корректировки действующего законодательства. Статья 10 п. 4 Закона РК “О занятости населения” предоставляет право частным агентствам при наличии лицензии заниматься ввозом и вывозом рабочей силы. Квоту, разрешение работодателю по ст. 11 п. 3 этого закона определяет Правительство. Обязанности по выдаче разрешения в соответствии с “Правилами определения квоты, условий и порядка выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан” возложены на местные исполнительные органы при наличии свободных мест в пределах квоты. Действующим законодательством работодателям предоставляется возможность привлекать иностранцев на работу через фирмы, имеющие лицензии без разрешения уполномоченного органа, а самим фирмам - неограниченное число граждан из других стран. Исключение из ст. 10 Закона РК “О занятости населения” пункта 4 позволит навести порядок в этом вопросе. Повысит ответственность уполномоченных госорганов, лишит их возможности ссылаться на неконтролируемые действия частных юридических лиц. В конечном итоге будет больше порядка на неуправляемом сегодня рынке труда.

Лариса Новицкая Шымкент


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии