Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Менеджер по жизни

Фото : 22 июля 2006, 12:48

Накладывает ли профессиональная деятельность отпечаток на поведение человека за пределами работы? Даже если речь не идет о «профессиональной деформации», безусловно, многие навыки, выработавшиеся за годы работы, могут успешно применяться и за ее пределами. Если у представителей некоторых профессий такие полезные навыки более или менее очевидны, то что помогает или, возможно, мешает профессиональным управленцам?

Полезные навыки настоящего менеджера

Практически все наши собеседники сходятся во мнении, что профессиональные навыки им помогают в их частной жизни. Однако мнения относительно того, какой из навыков является наиболее ценным, несколько расходятся. «Я думаю, что менеджеру за пределами работы помогает в первую очередь умение слушать и слышать, - считает Анастасия Зотеева, первый вице-президент ФК «Уралсиб». - Этот навык абсолютно необходим руководителю, занимающему высокий пост, чтобы правильно выстраивать стратегию работы с людьми и получать обратную связь. Помимо этого также важны терпение и умение учитывать интересы разных сторон, то есть отсутствие бескомпромиссности и «упертости». Когда управляешь большим количеством людей, умение совмещать интересы просто необходимо, но и в личной жизни это очень важно. Это сродни умению вести переговоры, то есть, в первую очередь, поставить себя на место оппонента, понять его интересы, приблизиться к нему, в то же время не отказываясь от собственных интересов. Переговорный процесс - это умение взаимодействовать, не идти напролом, а гибко маневрировать. Я думаю, женщины умеют делать это интуитивно, поэтому им, возможно, в этом смысле немного проще». «Вообще в бизнесе главное - это умение выигрывать, - говорит Михаил Хабаров, генеральный директор AllianzRosno Asset Management. - Когда ты научился выигрывать, тебе уже в известной мере все равно, в какую игру играть. У тебя есть этот навык, и ты его успешно используешь. Так же можно одни и те же коммуникационные качества использовать и для выступления на презентации, и в компании друзей, рассказывая анекдот. Формат разный, но навыки те же». «Во-первых, помогает навык планирования времени, - говорит Александр Идрисов, управляющий партнер компании «Стратегика». - Во-вторых, навык взаимодействия с другими людьми. Если вы - управленец, вам приходится взаимодействовать с большим количеством разных людей, и этотопытможет пригодиться и за пределами работы. В-третьих, это способность более рационально принимать решения, то есть способность формулировать альтернативы, определять критерии и делать на их основе выбор».

«Если говорить об управленческих навыках, которые помогают, то это, например, тайм-менеджмент, - рассказывает Борис Щербаков, вице-президент Oracle, генеральный директор Oracle СНГ. - Я считаю, что опаздывать нельзя, но иногда слышу от знакомых: «Ничего страшного, придем на час позже. Все же опаздывают». Я не могу понять и принять этого «все опаздывают». Я не могу опаздывать, мне это неприятно. В результате опоздания смещается все мероприятие, теряется время. Я считаю, что даже 5 минут имеют значение. И если ты опаздываешь даже на 5 минут, обязательно предупреди, ведь это вопрос уважения. Второй важный навык - это умение не отвлекаться на мелочи, видеть за деталями главное. Люди зачастую тратят свое время и энергию на мелочи. Есть такая «трамвайная логика» - видеть во всем мелочи. Например, тебе на ногу наступили в трамвае. Человек, который не в состоянии вычленить для себя главное («цель - доехать до места назначения в добром здравии») поднимет шум, начнет скандалить. В результате вокруг этого может развернуться скандал, некоторое действо - не дай бог, неадектваные граждане ему выбьют зуб или разобьют очки, или еще чего хуже... Не обращайте внимания на ерунду. Третий навык - организация как стиль поведения. Менеджер управляет, то есть организует, поэтому организация становится стилем жизни, стилем любой деятельности. Менеджер всегда во главе, всегда впереди, всегда лидер. Четвертый навык - умение предвидеть потенциально опасные ситуации, умение прогнозировать события (см. навык №2!). Также помогают такие управленческие навыки, как принятие решения в условиях неопределенности или нерешительности окружающих, умение достигать цели, умение анализировать. Еще один важный навык - это контактность, то есть коммуникабельность, стремление расширить круг знакомых, умение устанавливать контакты и определять наиболее ценные, которые могут помочь в решении каких-либо проблем или достижении целей. Менеджер не может быть интровертом, это контактный, открытый человек с хорошей «аурой», который умеет устанавливать и поддерживать отношения, с которым людям приятно общаться. Это не означает, что он избегает конфликтов или не умеет говорить «нет», но он не вызывает у людей отторжения. Хамом менеджер тоже не может быть, иначе это не менеджер, а фельдфебель».

Менеджер за пределами работы остается менеджером

Насколько изменяется поведение менеджера за пределами работы? Профессиональные управленцы считают, что зачастую менеджер остается менеджером, но иногда его достоинства превращаются в недостатки. Особенно тогда, когда он не успевает «переключиться» и осознать, что перед ним уже не подчиненные, а близкие и друзья. «Управленческие навыки помогают, однако я считаю, что неправильно разделять работу и частную жизнь, - считает Борис Щербаков. - Если человек - состоявшаяся личность, вряд ли он будет совсем уж разным в разных средах. Конечно, человек подстраивается под внешнюю среду, но, в принципе, навыки управленческие и навыки жизнедеятельности примерно одинаковы. Так что они не столько помогают, столько являются единственно возможной формой существования. Есть «синдром менеджера», когда управленец, возвращаясь с работы домой, начинает вести себя с домочадцами или друзьями так же, как и с подчиненными, начинает их «строить», но это самое примитивное его проявление. Если ты управляешь людьми, ты обладаешь некоторыми личностными качествами и навыками, которые были приобретены в процессе работы. Они в тебе есть. Может меняться язык общения и инструменты, но принципы, которыми человек руководствуется, едины и на работе, и за ее пределами».

«Иногда менеджер, приходя домой, продолжает давать указания всем членам семьи, включая собаку и кошку, - говорит Александр Идрисов. - То есть, его манера поведения на работе накладывает отпечаток на манеру поведения в семье. Конечно, здесь имеет большое значение стиль поведения конкретного человека. Но важно уметь переключаться, ведь члены семьи - это не твои подчиненные. Как правило, иерархия в семье - условность, часто младшие занимают высшие ступени».

Почему у менеджера возникают трудности в общении?

К сожалению, успешный менеджер может быть успешен не во всем. Иногда у него возникают проблемы в общении с членами семьи и друзьями. Почему это происходит? «Иногда управленческие навыки мешают, потому что менеджер так или иначе общается с людьми за пределами менеджерского ареала - семьей, друзьями, знакомыми,которые этими навыками не обладают, - рассказывает Борис Щербаков. - Они плавают в другом океане, в «бытовом» океане, и в представлении менеджера совершают массу ошибок. Они требуют исполнения невозможного, теряют время, не достигают поставленных целей, не могут принять решение, не являются на встречу, не отдают долги... Все это мешает в общении с такими людьми, и, к сожалению, с течением времени и по мере нарастания конфликтов, вызванных таким неадекватным «бытовым поведением», круг общения сужается до тех, кто более или менее принимает философию и принципы жизнедеятельности менеджера». «Иногда люди, не связанные с управлением, просто не понимают, почему менеджер не терпит долгих и бессмысленных рассуждений, кратко общается по телефону, а не висит на трубке, - говорит Александр Идрисов. - Непонимание возникает от того, что они не вовлечены в среду, в которой время воспринимается как ценный и дефицитный ресурс, а именно среда формирует определенный стиль поведения и ощущения реальности».

У людей, с менеджментом не связанных, часто возникает стереотипное представление об управленце как… о скучном «сухаре». Рациональность воспринимается как излишняя расчетливость, умение планировать как отсутствие спонтанности и эмоциональности. Однако это вовсе не так. «Существует стереотип, что тайм-менеджмент подразумевает создание жесткого расписания и неотступное следование ему, - рассказывает Глеб Архангельский, генеральный директор компании «Организация Времени» . - Но это не тайм-менеджмент, это«пионерский лагерь». Я даю такое определение тайм-менеджменту: это то, как тратить время своей жизни на свои жизненные цели, а не на чьи-то еще. Следовать четкому плану или действовать спонтанно - это исключительно вопрос личного вкуса. Я несколько раз видел, когда человек действительно «подсушивался», то есть как-то слишком рационализировался. Я и сам через это проходил. Но потом просто выравнивается баланс, и ты понимаешь, что время можно не только экономить, но и тратить. В том числе, и глупо. Если я принимаю осознанное решение не работать, тоэто тоже тайм-менеджмент». «Безрассудство для менеджера не характерно, - считает Борис Щербаков. - Он более осмысленно принимает все решения. Но у него, как и у всех людей, два полушария. То, что управленец умеет предвидеть риски и обладает структурированным мышлением, не означает, что у него нет эмоций, что он не способен любить и не может «потерять голову».

Так ли нужна менеджеру личная жизнь?

Если у управленца, исключительно успешного в профессиональной деятельности, возникают проблемы в общении за пределами работы, то насколько ему это общение необходимо? Стоит ли тратить на это силы и время или же полностью посвятить себя карьере? По мнению Бориса Щербакова, те, кто находит время не только на работу, реализуются гораздо шире, ведут более активную жизнь и, кстати, меньше подвержены стрессам. То есть семья и друзья менеджеру необходимы, пренебрегать ими нельзя, а для того чтобы достичь взаимопонимания с близкими людьми, необходимо уметь вовремя «переключиться». «В профессиональной деятельности управленца есть очень большая нацеленность на результат, - говорит Михаил Хабаров. - Но обычная жизнь отличается от бизнеса, она более приятна. Необходимо переключаться от наслаждения результатом к наслаждению процессом, но иногда это сделать непросто. Или, например, когда ты привык, что на встречи никто не опаздывает, а кто-то из твоих близких задерживается на 15 минут, ты по привычке начинаешь нервничать. Хотя это не та причина, из-за которой стоит нервничать. Необходимо уметь переключаться. Если этого не делать, могут возникнуть проблемы в общении». «Я думаю, что главное, что необходимо помнить - это то, что в частной жизни ты женщина, мать, жена, дочь, подруга, а не руководитель, который, чего греха таить, иногда может и манипулировать, - говорит Анастасия Зотеева. - Если на работе это иногда и необходимо, и оправданно, то в личной жизни может привести к печальным последствиям. За пределами работы нужно просто быть собой, обычным человеком, отрешиться от того, что тыруководитель. Нашим друзьям и близким, к счастью, абсолютно все равно, какую позицию мы занимаем. Они видят нас такими, какие мы есть, и любят за то, что мы просто есть. Очень важно помнить и ценить это».

Мария Пикалова, E-xecutive


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии