Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Деньги: большие, очень большие...

Фото : 22 июля 2006, 13:53

Деньги: большие, очень большие...

Каждый из нас работает за деньги. И получает столько, сколько зарабатывает. Считая, что этого мало. Если же вы хотите заработать много денег, то приходится много работать. А если намереваетесь получить очень много денег, то вам нужен... IPO. И работать придется еще больше.

Много денег: хорошо или плохо?

Когда какая-либо компания-эмитент осуществляет на фондовом рынке IPO и об этом сообщается в СМИ — это видимая часть процесса по привлечению необходимых финансовых ресурсов. Значительная часть напряженной и творческой работы не особо заметна широкому кругу инвесторов и наблюдателей. На самом деле работа по проведению IPO — сложный и достаточно длительный процесс: «Без труда и рыбку не выловишь из пруда». А «вылавливает» компания-эмитент крупные финансовые ресурсы инвесторов. Причем инвесторы достаточно проницательные и продвинутые в плане защиты своих активов от многочисленных рисков.

Возникает вопрос о причине, по которой компания принимает решение провести первичное публичное размещение своих акций, и каким образом она такое решение принимает. Основное — потребность компании в крупных и недорогих финансовых ресурсах для решения масштабных задач, возникающих на определенном этапе развития, когда она становится достаточно зрелой. Существует ряд других причин, о которых знают только владельцы и топ-менеджмент компании. Но в классическом варианте главное все-таки — потребность в крупных дополнительных финансовых ресурсах для развития. Причем привлеченные ресурсы увеличивают акционерный капитал компании, повышая уровень ее капитализации и инвестиционной привлекательности. Одновременно с этой положительной чертой IPO присутствует и негативный момент для владельцев компании, так как в состав акционеров компании вливаются сторонние лица, окончательные цели которых неизвестны. И поэтому в данном случае реально может возникнуть угроза поглощения компании конкурирующей или какой-либо другой организацией.

Таким образом, даже само принятие решения о проведении IPO, которое является ее первым этапом — сложный и ответственный процесс, требующий от тех, кто принимает такое решение, серьезной аналитической работы.

IPO — это публичность

Во-первых, должна быть раскрыта юридическая структура компании, соответственно и вопрос о собственниках компании. В мировой практике выполнение этого условия — одно из главных требований для придания компании статуса публичной. Во-вторых, компания должна в течение этого периода перейти на международные стандарты финансовой отчетности, в соответствии с которыми и следует составлять консолидированную финансовую отчетность. В результате для широкого круга экспертов и инвесторов будет легко читаемой и структура баланса компании в целом, и структура капитала. В-третьих, должен быть проведен финансовый аудит компании, причем одной из авторитетных и солидных аудиторских компаний. В-четвертых, должен действовать бизнес-план развития компании, также соответствующий международным стандартам. В нем, кроме всего прочего, в качестве одного из главных разделов должна присутствовать качественная маркетинговая стратегия, в которой будут грамотно обоснованы перспективы компании в своей отрасли.

В-пятых, одним из требований является также и то, что определенная часть акций компании уже должна обращаться в свободной продаже, то есть в данном случае на вторичном рынке. Это означает, что первые владельцы акций должны пустить в свободную продажу какую-то часть своих акций и, соответственно, сделать их объектами операций на вторичном рынке.

После завершения подготовительного этапа развития компании и принятия решения о проведении IPO начинается второй этап. Суть его заключается в выборе фондовой площадки для первичного публичного размещения акций. Разумеется, здесь компания-эмитент формально имеет два альтернативных варианта: отечественный фондовый рынок и зарубежные фондовые рынки.

В современных условиях признанными мировыми центрами проведения IPO являются Лондонская фондовая биржа (LSE), Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE), американская торговая система NASDAQ.

Преимущество Лондонской фондовой биржи в том, что на ней имеется дополнительная площадка, которая называется «Секция альтернативных инвестиций» (AIM). На этой площадке могут провести IPO даже недостаточно крупные и не имеющие длительной истории развития, но перспективные компании. Это привлекает множество молодых компаний, заинтересованных в выходе на фондовый рынок, особенно из стран, которые относятся к развивающимся рынкам. Что касается крупных компаний из традиционных отраслей, то названные фондовые биржи привлекают их по той причине, что, во-первых, именно здесь они могут найти необходимый объем крупных финансовых ресурсов, во-вторых, немаловажную роль играет вопрос престижа. Однако в условиях глобализации и интеграции национальных экономик проведение IPO и на национальных фондовых биржах не ограничивает в полной мере участия широкого круга зарубежных инвесторов в приобретении ценных бумаг местных компаний. Казахстан в этом плане не является исключением. Примером может служить недавнее решение Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), отменяющее ограничения для зарубежных инвесторов, владеющих акциями АО «Казкоммерцбанк» в форме депозитарных расписок, в праве первоочередного приобретения ими дополнительного выпуска акций данного банка. В условиях, когда регулирующие органы отдельных стран совершенствуют законодательные и нормативные основы участия зарубежных инвесторов на местных фондовых рынках, может сложиться такая ситуация, когда перспективная компания будет иметь доступ к необходимому объему финансовых ресурсов проведя IPO и на национальной фондовой бирже.

Что касается Казахстана, крупные компании реального сектора да и некоторые крупные банки нацелены на проведение IPO именно на зарубежных фондовых рынках, в первую очередь на Лондонской фондовой бирже (LSE). Как мы уже отмечали, по мере становления Алматы в качестве регионального финансового центра ситуация будет меняться, и потенциал местного рынка, а также доступ иностранных инвесторов на эту площадку приведут к тому, что основной объем IPO, особенно средние по размерам компании, будут проводить на национальном фондовом рынке.

Командная игра

Третий этап IPO — формирование команды по его проведению, так скажем, группы компаний, которые будут оказывать содействие компании-эмитенту на всех этапах. Главное действующее лицо в команде, если не считать саму компанию, проводящую IPO, — андеррайтер, также его еще называют и лид-менеджером, когда речь идет о синдикате андеррайтеров. В чем же сущность и главные его задачи? Общепринятое определение таково: андеррайтер (underwriter) — лицо, которое организует подписку на ценные бумаги. То есть организатор первичного публичного размещения акций компании. В настоящее время в роли андеррайтеров в основном выступают инвестиционные банки, также эту функцию могут выполнять и брокерские фирмы-посредники.

Основные функции андеррайтера: гарантировать компании размещение ее акций на фондовом рынке; готовить различные аналитические материалы; разработать план и схему IPO; формировать книгу заявок; взаимодействовать с регулирующими органами; поддерживать рынок акций компании после проведения IPO.

Как правило, для этой роли подходят структуры, имеющие солидный и успешный опыт проведения IPO. При выборе андеррайтера большую роль играет наличие у компании, претендующей на роль андеррайтера, опытной команды профессионалов; репутация компании; наличие достаточного для осуществления выданных гарантий объема финансовых ресурсов; обширная база инвесторов; стоимость услуг. Часто роль андеррайтера может выполнять и консорциум инвестиционных банков или брокерских компаний. Такой консорциум именуется синдикатом андеррайтеров.

Отечественная практика приближена к мировой. Согласно действующему казахстанскому законодательству, «андеррайтер — это профессиональный участник рынка ценных бумаг, обладающий лицензией на осуществление брокерской и дилерской деятельности и оказывающий услуги эмитенту по выпуску и размещению эмиссионных ценных бумаг» (Закон РК «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года, статья 1, п. 2). В этой же статье дается и определение синдиката андеррайтеров, у нас он называется «эмиссионный консорциум». В группу компаний, оказывающих содействие компании-эмитенту в процессе проведения IPO, входят также юридическая компания, PR-компания, аудиторская компания, а также консультант.

В следующей публикации мы постараемся охарактеризовать другие этапы процесса IPO, функции, которые выполняют остальные члены команды по проведению IPO, а также некоторые особенности процесса IPO.

Телевизионную версию этой рубрики смотрите каждую неделю по вторникам в передаче «Капитал». В программе вы увидите все особенности накопления капитала, инструменты его работы, новости экономики планеты и Казахстана, последние сводки биржевых операций в мировых финансовых центрах и многое другое. Программа выходит на телеканале «Казахстан» по вторникам в 21.05 после выпуска новостей.

Артур КУШМУХАНОВ,

заведующий сектором финансово-бюджетных и денежно-кредитных проблем РГП «Институт экономических исследований» при Министерстве экономики и бюджетного планирования РК


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии