Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Горькие сладости

Фото : 26 июля 2006, 11:53

Горькие сладости

Казахстанские кондитеры бьют тревогу. В летний сезон, когда прибыли производителей сладостей значительно снижаются из-за небольших продаж, у них появилась еще одна напасть - агрессивные конкуренты из Украины.

Они «выбросили» на наш рынок свой товар, подобный нашему, но по заметно низким ценам. Расчетливый потребитель, разумеется, бросился покупать дешевые сладости, не всегда обращая внимание на качество.

Специалисты говорят: как только потребитель привыкнет к украинским конфетам, зарубежные производители поднимут цены до нужного уровня, но к этому времени наши поставщики уже могут стать банкротами. О сложившейся ситуации корреспонденту «СиМ» рассказывает вице-президент Ассоциации кондитеров Казахстана Лариса КОНСТАНТИНИДИ.

Демпингуют - значит, воруют

- Рынки Казахстана забиты украинской карамелью, причем далеко не всегда хорошего качества, но зато по приятно удивляющей цене, практически на 80-100 тенге дешевле средней стоимости отечественной карамели за килограмм. Основные ингредиенты карамели - сахар и фруктовое пюре. Стоимость этого сырья в Казахстане и в Украине практически равная, значит, себестоимость, даже с учетом более высоких украинских технологий, должна быть примерно равной.

Но, несмотря на присутствие значительных транспортных и сопутствующих расходов по доставке этой карамели в Казахстан, на длительное расстояние, здесь, на нашем рынке, она предлагается потребителю по неправдоподобно низкой цене.

И это вызывает не только сомнения в легальности ее появления на рынке, но и дает основания для вывода об умышленных действиях иностранных производителей, о возможности их сговора с импортерами, наконец, о демпинге, с помощью которого сначала завоевывается любой рынок, а потом на нем диктуется цена.

- Но ведь Казахстан намерен вступать в ВТО. Разве мы можем запретить кому-то легально ввозить свой товар, востребованный на нашем рынке?

- Хочу уточнить: наша Ассоциация не против импорта кондитерских изделий на внутренний рынок! Наш потребитель вправе купить российский шоколад или украинскую карамель, если у него есть деньги и есть рабочее место, где он может эти деньги заработать. Но мы против неоправданной дешевизны большей части этих продуктов и нечестной конкуренции. Их цена порой явно попахивает откровенным демпингом и контрабандой. И если потребитель вправе купить импортный товар, то производитель вправе требовать от Правительства защиты от недобросовестной конкуренции, чего мы и добиваемся сейчас.

- Сообща отстаивать свои интересы легче?

- Да, кондитерам Казахстана понадобилось более десятка лет, чтобы понять преимущества объединения перед лицом жесткой, разобщающей, нецивилизованной конкуренции. В 2004 году мы объединились в Ассоциацию кондитеров Казахстана. В нее вошли наиболее крупные кондитерские фабрики республики - АО «Баян Сулу» (Костанай), АО «Конфеты Караганды», Актюбинская кондитерская фабрика (бывшая «Сласти Актобе»), Актауская фабрика «Волна» и ТОО «Алтын-Нан» (Алматы).

Что заставило вчерашних конкурентов объединиться? Серьезные общие проблемы. К 2004 году приобрела совершенно четкие очертания экспансия на кондитерский сегмент рынка Казахстана изделий иностранного производства, и прежде всего Украины и России. С 1999-2000 годов, то есть с момента, когда экономическое положение страны достаточно стабилизировалось, началось завоевание нашего внутреннего рынка компаниями бывших союзных республик.

Только за период с 2000-го по 2003 год импорт кондитерских изделий в страну вырос в 7-10 раз, а по отдельным видам - в 20-30 раз!

Без поддержки - никуда

- Тогда насколько наш рынок кондитерских изделий вообще «наш»?

- К 2004 году доля импортных кондитерских изделий на внутреннем рынке страны уже составляла около 60% и обнаруживала неуклонную тенденцию к дальнейшему росту. Выходит, на долю отечественных производителей приходилось не более 40% доли рынка. В то же время хочу подчеркнуть, что неосвоенный потенциал каждой из кондитерских фабрик страны составлял порядка 40-50%!

Иными словами, отечественные кондитеры при наличии более благоприятных условий для развития имеют потенциальную возможность насытить внутренний рынок качественной и разнообразной кондитерской продукцией, не создавая ее дефицита, но их развитие искусственно сдерживается потоком импортных кондитерских изделий, в том числе и ввозимых по откровенно демпинговым ценам.

- Вы обращались за помощью к государству?

- Еще с 2001 года обеспокоенные неимоверными темпами роста импорта кондитеры Казахстана по одиночке обращались в Правительство страны с просьбами ввести защитные меры и поставить заслоны на пути беспрецедентной экспансии. Но только после объединения усилий, после того как в Правительство с таким заявлением обратилась Ассоциация кондитеров Казахстана, реальные меры были приняты.

Так, с 1 января 2005 года в течение 6 месяцев действовали повышенные таможенные пошлины на ввоз нескольких видов кондитерских товаров (шоколадные конфеты и карамель). Эффективность временных защитных мер, проявившаяся за столь короткий срок, заставляет сожалеть о том, что они не были приняты ранее и действовали столь непродолжительное время. Казахстанские кондитеры сегодня уже осваивали бы международный рынок, а технологическая оснащенность отрасли была бы гораздо ближе к мировым стандартам. За время действия защитных мер объем производства на кондитерских фабриках страны возрос в среднем на 40%, а по отдельным группам изделий - в два-три раза!

Если до введения временных защитных мер производственные мощности фабрик были задействованы в среднем на 30-40%, то за период их действия этот уровень поднялся в среднем до 60%.

Несмотря на рост цен на отдельные виды сырья, производители сохранили и в основном сохраняют до настоящего времени на прежнем уровне отпускные цены.

Парк оборудования кондитерских фабрик за этот период был обновлен в среднем на 15%.

- Это были счастливые дни для вас, но, наверное, не самые лучшие для конкурентов?

- Да, все кондитеры помнят, как возмущались представители российских официальных кругов по поводу введенных Казахстаном временных защитных мер. Но не прошло и 4 месяцев, как уже в ноябре 2005 года Россия повторно ввела защитные меры в отношении украинских кондитерских изделий, причем, в отличие от Казахстана, на длительный срок!

В итоге весь поток украинских кондитерских изделий, ориентированный на российский рынок, повернул на ближайший и уже освоенный - в Казахстан.

Если в 2004 году украинские кондитерские изделия занимали 65% от всего объема импорта, заполонившего Казахстан, и только небольшая доля приходилась на Россию (около 20%) и другие страны, то нетрудно спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Каждый отечественный кондитер уже сегодня реально ощущает негативное влияние этого обстоятельства на собственный производственный процесс.

- Но ведь если кто-то из государственных мужей возьмется вновь решать ваши проблемы, разве его не обвинят в откровенном лоббировании интересов казахстанских кондитеров?

- В отличие от наших уполномоченных государственных органов российские министерства и ведомства действуют в интересах своих производителей более оперативно, нелицеприятно и без церемоний. Это огорчает. Мы не просим чиновников лоббировать интересы своей отрасли и отдавать ей предпочтение перед другими, создавать ей особые благоприятные условия и так далее. Мы действуем строго в правовом формате и, ссылаясь на существующий Закон РК «О мерах по защите внутреннего рынка», настаиваем на том, чтобы нам были созданы равные конкурентные возможности и условия, в которых мы могли бы реализовать весь свой потенциал и достигнуть уровня мировых стандартов. К этим стандартам каждая казахстанская фабрика неуклонно приближается, а по некоторым позициям, на мой взгляд, и опережает их, в частности по традиционно натуральному качеству ингредиентов.

Все решит потребитель

- Помнится, у вас хватало проблем еще и с авторскими правами на кондитерские изделия. Но если внутри страны вы договорились с коллегами об использовании их как коллективных товарных знаков, то как с этим обстоят дела у конкурентов из бывшего СССР?

- Что такое коллективные товарные знаки Ассоциации? На первый взгляд, это всего лишь тридцать словесных обозначений типа «Красная Шапочка», «Белочка», «Гусиные лапки», «Артек», «Буревестник», «Ласточка», «Мишка на Севере», «Мишка косолапый», «Парус», «Морские камешки», «Коровка», «Му-Му», «Морозко», «Красный мак», «Школьные», «Зубренок», «Заря» и т.д. Капля в океане ассортимента, предлагаемого как отечественными, так и импортными кондитерами!

Но как в капле воды отражается океан, так в первых же контрольных шагах казахстанских таможенников отразилась широта проблемы экспансии на кондитерский рынок Казахстана, и эта проблема приобрела реальные очертания, имена и цифры. Ассоциация в своей борьбе за защиту внутреннего рынка получила возможность познакомиться с масштабами поля сражения и даже увидеть в лицо некоторых бойцов прежде невидимого фронта.

Так, в течение июня 2006 года Ассоциация получила уведомления из таможенных органов Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Актюбинской областей о том, что на границу страны ввезены кондитерские изделия, в маркировке которых содержатся словесные обозначения, тождественные или сходные с товарными знаками Ассоциации. Это конфеты 7 наименований. Проследите аналогию: «Ласточка городская» и «Ласточка слобожанская» (у нас «Ласточка»), «Парящий Буревестник» (у нас «Буревестник»), «Му-Му ласковая» и «Му-Му-Рошен» («Му-Му»), «Артек-Конти» («Артек»), «Киевская коровка» («Коровка»). Всего ввезено в Казахстан в течение только одного месяца 25,5 тонны! Причем такое количество изделий пытались ввезти в наиболее жаркий летний месяц, когда в кондитерском производстве наступает сезонный спад объемов производства!

В переговоры с Ассоциацией по поводу взаимных уступок правопользования товарными знаками уже вступали кондитерская корпорация «Рошен» (Украина), Харьковская бисквитная фабрика, объединение «ЮжУралКондитер». Но по упомянутым выше причинам в настоящий момент такая переуступка для нас не представляется целесообразной.

Тем не менее стремление украинских и российских крупных производителей вступить в правопользование упомянутыми товарными знаками и их беспокойство по поводу всего лишь нескольких наименований конфет определенно характеризует значимость нашего рынка для Украины и России.

А пока Ассоциация предъявила к отечественным импортерам (ведь именно они выпускают в гражданский оборот в Казахстане этот товар) целый ряд исков о пресечении нарушений прав интеллектуальной собственности, часть из них уже рассмотрена. Вдумчивые, реально оценивающие ситуацию импортеры, соразмерив длительность судебных процедур и сроки хранения ввезенного товара, добровольно устраняют допущенные нарушения и на условиях мирового соглашения удаляют с товара контрафактную маркировку, давая обязательство не допускать в дальнейшем подобных нарушений.

- Пока вы не в силах повлиять на нечестных коллег политическим путем, вы будете их вытеснять экономически?

- Думаю, что казахстанского потребителя, как любого другого, при покупке кондитерских изделий занимает не вопрос дешевизны, а прежде всего вопрос качества продукции. Хорошее не может продаваться по бросовой цене. Это первое.

И второе. Казахстанские кондитеры в состоянии удовлетворить любые запросы отечественного потребителя и обеспечить потребность внутреннего рынка в полном объеме, если будет остановлена экспансия, введены защитные меры и фабрики получат возможность осваивать имеющийся потенциал.

Хотелось бы, чтобы потребитель не забывал, что отечественные конфеты «Мишка косолапый» или «Белочка» производства АО «Баян Сулу», АО «Конфеты Караганды» или АО «Рахат» поступают на рынок прямо с конвейера, не подвергаются длительной транспортировке, перегрузкам и переадресовкам, которые «съедают», как правило, половину срока хранения. И особенно важно то, что качество казахстанской кондитерской продукции контролируется на месте отечественными органами Госстандарта и сертификации на всех этапах ее производства. А всегда ли наш потребитель имеет возможность проверить на рынке наличие у продавца удостоверения качества на ту самую, удивительно дешевую украинскую карамель, да и подлинность этого удостоверения, если оно вдруг окажется в наличии? Будем надеяться, что точки над «i» расставит потребитель.

Автор: Виктор БУРДИН


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии