Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Уже месяц на казахстанских дорогах нет представителей дорожной полиции

Фото : 1 августа 2006, 15:21

Ольга ДЕМЧЕНКО

Уже месяц на казахстанских дорогах нет представителей дорожной полиции. Автовладельцы радуются как дети, - можно не вздрагивать за рулем - ура! свобода! Это результат начавшихся перемен в ГАИ. Что происходит на самом деле?

Первый «звонок» прозвенел еще в сентябре 2003-го, когда были серьезно ограничены полномочия ГАИ. Менее чем через месяц после своего назначения на пост министра внутренних дел Казахстана Заутбек Турисбеков распорядился ликвидировать практически все посты дорожной полиции на международных трассах, проходящих через Казахстан. Кроме того, он категорически запретил останавливать и проверять автомобили, осуществляющие международные перевозки по дорогам республиканского значения. Это можно было делать только при наличии ориентировки на задержание конкретных транспортных средств и лиц. Поговаривают, что министр решился на эту меру после того, как лично оценил масштабы мздоимства автоинспекторов на казахстанских дорогах, проехав по ним инкогнито.

Сейчас взялись за городские подразделения дорожной полиции, осуществляющие надзорные функции на дорогах. Негативное положение дел в этом ведомстве даже обсуждалось на заседании Совета безопасности, где глава государства резко критиковал МВД и потребовал принять жесткие меры по наведению порядка: нарушения законности и дисциплины, факты взяточничества и других коррупционных правонарушений переходят всякие границы. Заседание состоялось 1 июня, а уже 8 июня министр внутренних дел Бауржан Мухамеджанов издал соответствующий приказ для начальников ДВД. Он состоит из 15 пунктов, основной смысл которых сводится к запрету беспричинных остановок транспортных средств - с целью вымогательства.

Вот так. С этого момента мы имеем то, что имеем.

- На июньском совещании дорожная полиция была признана третьим китом коррупции (первые два кита, как вы понимаете, таможня и налоговая), - говорит Ерлан Удербаев, инспектор организационно-аналитической и профилактической работы УДП ГУВД Алматы. - Вскоре после этого в нашу деятельность были внесены существенные коррективы. Прежде всего меняется само несение службы. Теперь запрещена беспричинная остановка транспортного средства. Что это такое? Это значит, что инспектор не вправе останавливать машину, если водитель не нарушил правила дорожного движения. В то же время в указе есть оговорка - основанием для составления протоколов являются следующие нарушения правил дорожного движения: управление в нетрезвом состоянии; превышение скорости; выезд на «встречку»; проезд на запрещающий сигнал светофора. Только вот не совсем понятно, как инспектор, не остановив машину, может догадаться, что водитель нетрезв? По каким таким деталям можно определить, прошло ли транспортное средство техосмотр? Как узнать, имеется ли у водителя обязательная страховка? Не знаю. Озадачивает и пункт, согласно которому патрулирование на автомобилях дорожной полиции должно осуществляться только в режиме постоянного движения. Остановка - не больше минуты. Это значит, что выявлять нарушения инспектор должен прямо за рулем. Естественно, выявляемость резко снизилась. Зато автовладельцы пребывают в состоянии эйфории.

Почти у каждого есть распечатка указа министра - только попробуй подойти. А чтобы у инспекторов не было искушения взяться за старое, сформировали специальную контрольно- профилактическую группу, которая занимается выявлениями нарушений исполнения приказа. Информаторы, работающие как в форме дорожной инспекции, так и в гражданской одежде, отслеживают нечистоплотных сотрудников.

От души жаль наших гаишников, особенно когда узнаешь, сколько в среднем получают инспектора дорожной полиции. Если учесть, что каждый инспектор обслуживает 1000 машин (при максимальной норме в 700), работает 12 часов в сутки при зарплате от 27 до 35 тысяч тенге в месяц, то их коррупционные действия можно, если не простить, то уж понять точно. Не густо получается. А тут еще последний стимул отобрали…

Кстати, среди непосвященных водителей ходят упорные слухи, что радары старого образца (согласно указу) упразднены, а новые, снабженные видеозаписывающей аппаратурой, еще не поступили, поэтому ездить теперь можно с ветерком совершенно безнаказанно. На самом деле это не так.

Несмотря на то что инспектора теперь не устраивают засады в кустах, любителей быстрой езды все равно «вычисляют». Каким образом? Элементарно. По словам Ерлана Удербаева, в прошлом году ДВД Алматы заключило договор с одной из компаний по оборудованию города стационарными системами видеоконтороля. Мы-то к ним привыкли - ну висит где-то над тобой перетяжка с камерой, а толку-то все равно нет. Ошибались. Сейчас всякий, кто превышает допустимую скорость, попадает в поле действия системы. И уже на следующий день нарушителю на домашний адрес приходит распечатка - фотография машины с указанием скорости движения. Далее следуют разбирательства и составление протокола. Сначала эта схема действовала в виде эксперимента - примерно с полгода, а теперь заработала на всю катушку. У здания департамента дорожной полиции стоят люди с растерянными лицами, сжимая в руках характерные распечатки. По закону, если скорость движения превысила допустимую на 20 км/ч, материалы на нарушителя направляются в суд. Водители робко пожимают плечами - дескать, не понимают, как такое могло произойти, но гаишников не ругают. О предвзятости говорить не приходится.

И все-таки разобраться в сложившейся ситуации, не ответив на главный вопрос, является ли указ министра неким предвестником реформы или нет - довольно сложно.

- Никакая это не реформа. Данные меры были приняты, чтобы искоренить коррупцию и вернуть доброе имя инспекторам. Ограничения вводятся исключительно для сотрудников дорожной инспекции, - комментирует нововведения исполняющий обязанности председателя комитета дорожной полиции Омурзак Тусумов. - Основной посыл - запретить беспричинные остановки машин. Да, запретили использовать радары, не оснащенные видеофиксирующей аппаратурой. Потому что все конфликты по большей части сводились именно к этому. Доказать свою правоту водители не имели возможности, и этим пользовались нечистые на руку представители ДВД. Наша задача состоит в том, чтобы законопослушный народ наконец оставили в покое. А то получается, что «блатной» водитель нахамит и не ответит за допущенные нарушения, а вымещается все на простых водителях. Да, это радикальные меры, но они приняты для того, чтобы исключить заинтересованность инспекторов, а к нарушителям применить действительно жесткие санкции.

По словам и. о. главы комитета, основная категория водителей годами не нарушает правила дорожного движения. Собственно для них, по большому счету, и были приняты последние изменения. А недовольство отдельных сотрудников, именно отдельных, подчеркнул г-н Тусумов, связано с тем, что их лишили дополнительного заработка. Что касается радаров, то города Казахстана в основном оснащены видеозаписывающей аппаратурой типа «Сокол». Кстати, старые системы тоже будут задействованы инспекторами после их модернизации, затраты на которую составят 5-8 тысяч тенге на каждый радар. Средства на эти цели выделяются из горакиматов.

- Хочу подчеркнуть, что основная цель - исключение конфликтных ситуаций. И мы убиваем сразу двух зайцев: от зафиксированной превышенной скорости не сможет «отговориться» ни один водитель, а инспектор просто не сможет положить в карман условный штраф - есть видеозапись. До этого же происходили настоящие торги: нарушитель есть, но вместо положенного штрафа он платит символическую сумму инспектору, и… все довольны.

Как уверяет Омурзак Тусумов, в министерстве, прежде чем принять новое решение, проанализировали сложившееся положение не один раз. Конечно, когда за соблюдением ПДД следит достаточное количество инспекторов, - это неплохо, ситуация на дорогах лучше. Но если большая часть людей, призванная соблюдать закон, начинает заниматься вымогательством, это ни к чему хорошему не приведет. При этом речь не идет о сокращении дорожной полиции. Более того, если акиматы в состоянии содержать еще большее число инспекторов, пожалуйста, возражений нет. Видимо, так и произойдет - города расстраиваются, протяженность дорожной сети растет, увеличивается количество транспорта (только в прошлом году республиканский парк увеличился на 285 тысяч новых автомобилей). Но от нерадивых сотрудников в департаменте будут решительно избавляться.

По мнению главного гаишника страны, инспектор, стоящий на дороге, - не инспектор. Нарушители на все его призывы остановиться, как правило, не реагирует - знают, что, не имея «колес», он их не догонит. Другое дело, если представитель дорожной полиции на скоростной машине - нарушителю просто невозможно будет уйти от ответственности, и тогда человек задумается: а стоит ли нарушать?

- Да, теперь инспектора выявляют нарушителей посредством средств передвижения, но с ними находятся представители и других ведомств. Для примера скажу, если до нововведений в Караганде действовали 4 патруля и они в лучшем случае задерживали четырех нетрезвых водителей, то сейчас, с контролерами, они в сутки выявляют 15-20 нетрезвых нарушителей. По-честному.

Указ министра Мухамеджанова действует сегодня во всех городах Казахстана, и статистика от этого не ухудшилась. Цифры держатся на уровне прошлого года.

- Мы проанализировали грузинскую модель, где дорожная полиция упразднена. Но ведь это маленькая страна - транспорта раз в 10 меньше, и населения намного меньше, поэтому нам это не подходит. Мы по этому пути не пойдем. Все посты закрыть мы не можем. Думаю, все наконец встанет на свои места, - подытожил Омурзак Тусумов.

Остается добавить, что, может быть, желание искушать судьбу у лихачей поубавится, если они узнают, что в Алматы сегодня действуют 4 передвижных пункта «слежения», 32 измерительных видеокомплекса и 8 стационарных перетяжек. А в ближайшем будущем каждая патрульная машина будет оснащена спецоборудованием.

Ольга ДЕМЧЕНКО

 

Между тем к нововведениям автолюбители относятся по-разному. Опросив некоторых из них, мы выделили три основных мнения, представляющих в целом «глас народа», обычно игнорируемый чиновниками

- Мне эта реформа, если ее так можно назвать, не нравится, - говорит Александр Макушин, водитель с 20-летним стажем. - Беспорядков стало больше. Регулировать движение как-то надо, выявлять злостных нарушителей и применять к ним самые жесткие меры. Наша «золотая молодежь» вообще с правилами дорожного движения не знакома. По ночам в городе ездить просто невозможно. И еще мне не нравится, что теперь инспектора в час пик выключают светофоры и сами регулируют движение. Они тем самым только создают проблемы. Несмотря на это, честно скажу - плохо без них.

- Мне кажется, что сейчас инспектора дорожной полиции работают лучше, чем раньше, - говорит Вадим Патеев, водитель с 15-летним стажем. - Стали более оперативно решать ситуации на дорогах: в течение нескольких минут выезжают на ДТП, тогда как раньше их приходилось ждать часами. Перестали прятаться в кустах, вымогать деньги. Единственное пожелание - чтобы отрегулировали работу светофоров. Из-за этого создаются пробки, водители, нарушая правила, пытаются проскочить на мигающий сигнал. Ну и, конечно, злостных нарушителей надо все же отслеживать. Потому что, когда в час пик машины выезжают на встречную полосу, создаются аварийные ситуации. За это нужно жестко наказывать. А исчезнувшие радары вряд ли будут способствовать увеличению числа аварий. Мне часто приходится ездить в сторону Каскелена. Раньше на этой трассе постоянно прятались гаишники. Сейчас этого нет и, кстати, аварий намного меньше стало. Когда водители знают, что может быть «засада», начинают резко тормозить, а сзади идущая машина не всегда успевает среагировать - вот вам и авария. Сейчас все едут спокойно.

Водитель с 30-летним стажем Виктор Нелин считает, что наступившие перемены весьма позитивны:

- Хорошо, что гаишников нет на дорогах. Прекратились поборы. Человек себя чувствует свободно, не оглядывается. Если водитель дисциплинированный, ему не важно, есть инспектора на дороге или нет. А наглецам со связями все равно. Для них ничего не изменилось. Все зависит от культуры водителей.

Ольга ДЕМЧЕНКО

 

Цифры убитых и раненных в дорожно-транспортных происшествиях давно напоминают сводки с театра военных действий. Сегодня в Казахстане на дорогах каждый день обрывается жизнь почти пятидесяти человек, около 500 получают увечья и травмы. Вот такая трагическая статистика. Причем в каждом городе есть свои «дороги смерти», на которых аварии происходят с пугающим постоянством

Я на всю жизнь запомнила страшную трагедию, произошедшую почти десять лет назад. Дочь моей соседки, семилетнюю Леночку Пухову, сбила машина. Истошный материнский вопль, желтый сандалик на обочине дороги и искореженный велосипед. Кажется, водителя судили, только родителям от этого не легче, ребенка ведь не вернешь.

За последние полгода в Алматы вследствие дорожных аварий погибло восемь детей. И в прошлом году - восемь. И покалеченных ежегодно больше двухсот.

Особый разговор об отношениях между водителями и пешеходами. На Западе, к примеру, если пешеход только ступил ногой на проезжую часть, водитель останавливается, как бы ни спешил. У нас же он предоставляет пешеходу спасаться из-под колес. Но и пешеходы у нас не из робкого десятка - переходят дорогу не там, где можно, а там, где хочется, даже если рядом подземный туннель. Рискованные матери бегут на красный свет сломя голову, толкая впереди себя коляску. И то ли не понимают, то ли не задумываются, чем чреваты подобные маневры…

- Вы знаете, каждые сутки в Алматы регистрируется около 100 ДТП, - комментирует Ерлан Удербаев, инспектор организационно-аналитической и профилактической работы УДП ГУВД Алматы, - из них тяжелых, с пострадавшими, порядка 3-10. Нам даже удалось вычислить самые аварийные дни недели. Это среда и воскресенье. В частности, за последние полгода по средам произошло 226 дорожных происшествий, в которых погибло 27 человек и 244 получили ранения. В воскресенье за этот же период произошло 177 аварий, в которых погибло 16 человек, 230 покалеченных. Что касается времени суток, то здесь самые опасные промежутки: с 22 до 24 часов; с 02 до 04 часов и с 18 до 20.

В отделе организационно-аналитической и профилактической работы УДП Алматы даже составили «черную» пятерку самых аварийных за последние пять лет улиц. Вот эти данные:

Проспект Суюнбая. Здесь произошло 157 ДТП, 41 человек погиб, 193 получили ранения.

Проспект Сейфуллина: 345 ДТП, 34 погибших, 369 раненых.

Проспект Райымбека: 353 ДТП, 30 погибших, 376 раненых. Кстати, на этом проспекте было больше всего наездов на пешеходов. Из 30 погибших - 21 пешеход.

Проспект Рыскулова: 197 ДТП, 19 погибших, 246 раненых.

Улица Саина: 181 ДТП, 16 погибших, 193 раненых.

Еще одно из самых неблагополучных мест - Северное кольцо. Здесь за пять лет произошло 164 ДТП, 26 человек погибло, 163 получили ранения.

За каждой цифрой - чье-то горе, поломанные жизни, исковерканные судьбы. Причем мы сейчас не говорим о том, на какую жизнь зачастую обречены те, кто попал в страшную аварию и чудом остался в живых. Зато врачи-травматологи, к которым поступают жертвы аварий, знают массу примеров, когда молодые, здоровые люди в один миг становились инвалидами, навсегда прикованными к больничной койке. По своей или чьей-то чужой беспечности.

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно во всем мире в результате ДТП гибнут более 1 миллиона 200 тыс. человек и еще 50 миллионов получают травмы. Казахстан тоже внес свою лепту в эту статистику.

За 5 лет только в Алматы произошло 5399 ДТП, 411 человек погибло, 5928 получили ранения. В Атырауской области за 6 месяцев текущего года было совершено 92 ДТП, погибло 27 человек. Город расположен по берегам реки Урал, и на мосту создаются пробки - основные причины аварий. В Актобе насчитывается около 20 опасных участков. В этом плане из загородных шоссе самой опасной считается недавно отремонтированный участок трассы республиканского значения Самара-Шымкент. Именно здесь за полгода произошло не менее пяти серьезных ДТП, в результате которых трое человек погибло и шестеро получило ранения. В последнее время в местах, где чаще всего происходят аварии, дорожная полиция стала устанавливать предупреждающие знаки. Более того, назван ряд улиц, где есть вероятность попасть в аварию: проспект Абилкайыр хана, улицы Маншук Маметовой, Братьев Жубановых и улица Тургенева. Согласно анализу на дорогах Актюбинской области опаснее всего в пятницу, субботу и во вторник. В течение дня надо быть начеку с 19 до 20 часов и с 10 до 11. В общей сложности за первое полугодие в области произошло более 200 ДТП, в которых свыше 20 человек погибло и 200 получило ранения. На территории Карагандинской области весной этого года в результате лобового столкновения погибли шесть человек.

5 июля на этом же, 958-м, километре трассы Алматы - Астана погибли 14 человек. Всего с начала 2006 года на территории Карагандинской области произошло 536 ДТП, в которых погибли 119 человек. 

Ольга ДЕМЧЕНКО

В Испании за превышение скорости можно запросто угодить за решетку. Как преступление, подлежащее тюремному наказанию, там рассматривается и нахождение за рулем в нетрезвом состоянии, и вождение без прав. Это следствие новой реформы Уголовного кодекса. В ассоциации автомобилистов Испании уже подсчитали, что на основании нового положения за год за решетку могут попасть 60 тысяч испанских водителей. Именно такое количество испанцев совершает подобные нарушения.

На днях в Ирландии сотрудники автоинспекции задержали за превышение скоростного лимита катафалк. Управляющий катафалком сотрудник похоронного бюро ехал со скоростью 69 км/час на участке, где разрешенный предел составляет 50 км/час. Не понятно, что заставило водителя так усиленно жать на гашетку, ведь его «пассажиру» было уже некуда спешить. Стражи порядка не стали выслушивать объяснения нарушителя, а выписали штраф в размере 80 евро и сделали две отметки в правах. Не избежали наказания и другие участники процессии, которые пытались угнаться за «лидером» и также превысили скорость. В случае неуплаты штрафов водителям пригрозили судебным преследованием.

В США завершился процесс по делу Джона Хапвуда, который переместил дорожный знак, чтобы избежать наказания за превышение скорости. Это произошло на дороге, ведущей из Манчестера в Рочдейл. На этом участке дорожная полиция останавливала Хапвуда неоднократно. Тут терпение парня лопнуло. В итоге суд признал 42-летнего водителя виновным в подмене дорожного знака и приговорил его к «периодическому лишению свободы» сроком на 56 дней. Это означает, что каждую пятницу Хопвуд будет прибывать в центр содержания осужденных и оставаться там до 17.00 воскресенья. В ходе слушания Хопвуд признал свою вину, и это обстоятельство послужило смягчающим фактором при вынесении приговора.

Каких только чудес, связанных с происшествиями на дорогах, не бывает… Вот, к примеру, на прошлой неделе шеф пражской полиции добровольно лишил себя водительского удостоверения на три месяца. Более того, он обязался пожертвовать около 400 долларов в благотворительный фонд, помогающий детям. Это случилось после того, как чешские журналисты уличили шефа полиции в превышении скорости. На своем автомобили акулы пера следовали за машиной полицейского и документально зафиксировали, что скорость движения нарушителя достигала 190 км/час. После этого шеф полиции публично признал свою вину и в прямом эфире местного телевидения извинился перед всеми жителями Чехии. Впрочем, наказание полицейского может оказаться и более жестким. С 1 июля в Чехии ввели систему штрафных баллов, и, если будут доказаны иные нарушения, лихач может потерять водительские права на год.

В статистике смертей, вызванных ДТП, Швеция традиционно занимает последнее место среди всех стран Евросоюза. У шведского феномена несколько причин - это и относительно новый автопарк, и хорошие дороги, и общая законопослушность населения. Однако среди причин успеха европейские эксперты называют и эффективную работу дорожной полиции. Это кажется тем более странным, что скандинавские гаишники делают все, чтобы не застать нарушителей врасплох. Главный метод работы дорожной полиции - открытость и честность. «Наша задача - не поймать, а предупредить», - уверяют полицейские, заранее оповещая автомобилистов через объявления в газетах и дорожные плакаты о проведении очередной контрольной акции.

Такая тактика позволяет избежать возникновения противостояния сообщества автомобилистов и проверяющих. Наша дорожная солидарность в виде помигивания фарами - мол, берегись, гаишники вышли на охоту - в Швеции немыслима. Но уж если вас поймали за нарушение - берегись. Снисхождения к обстоятельствам или незначительности проступка обычно не бывает.

Но несмотря на строгие требования к водителям и высокие суммы штрафов, дорожный полицейский в Швеции - уважаемая профессия. Никому и в голову не приходит упрекать стражей дорог в коварстве или вымогательстве. Автомобилисты относятся к ним скорее, как к врачам, которые берут плату за консультацию, но при этом спасают от смертей и болезней.

А в Грузии решили вовсе обойтись без ГАИ. Там ее функции приняла патрульная полиция - любимое детище Михаила Саакашвили. В отличие от прежних гаишников полицейских нового образца отбирают на работу по конкурсу, и зарплата у них по грузинским меркам высокая - минимум 450 лари (около 250 долларов).

В Великобритании разрабатывается новый электронный прибор, который поможет полиции бороться с водителями, постоянно превышающими скорость движения. Машины нарушителей будут оборудованы специальным устройством, связанным с навигационной системой. Во время движения электроника будет знать, с какой скоростью можно ехать на том или ином участке дороги. Если скорость будет незначительно превышена, компьютер подаст сигнал водителю. В случае серьезного превышения скоростного лимита в машине будет раздаваться громкий противный звуковой сигнал.

В Италии с 1 января вступил в силу новый автодорожный кодекс, ужесточивший меры борьбы с нарушителями правил дорожного движения. Согласно новому кодексу, парковка в неположенном месте обходится теперь $120. Проезд на красный свет чреват штрафом до $250, а разговор за рулем по мобильному телефону - $130. Превышение скорости - главная причина высокой смертности на дорогах Италии - карается штрафом от $300 до $1200. За отсутствие страховки водители платят от $700 до $2500 плюс конфискация автомобиля. Ужесточение мер борьбы с нарушениями ПДД объясняется тем, что в Италии самый высокий в Европе уровень дорожно-транспортных происшествий.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии