Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Безопасность: новые подходы

Фото : 4 августа 2006, 11:30

Безопасность: новые подходы

Укрепление государственности, национального суверенитета и целостности Казахстана является одним из важнейших приоритетов стратегии вхождения нашей страны в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных государств мира. В связи с этим в Послании народу Казахстана Главой государства Нурсултаном Назарбаевым была поставлена задача разработки новой военной доктрины, которая предусматривала бы создание профессиональной армии, способной осуществлять быстрое развертывание сил и средств, соответствовать самым высоким международным стандартам. О том, как реализуется эта задача, в интервью корреспондентам «Казахстанской правды» и «Егемен Казакстан» рассказал заместитель секретаря Совета безопасности РК — заведующий секретариатом Совета безопасности РК Нурлан АБДИРОВ.

— Нурлан Мажитович, тема нашей беседы — новая военная доктрина Казахстана. Расскажите, что это за документ, каково его предназначение?

— Президентом Казахстана Нурсултана Назарбаевым в Послании народу Казахстана от первого марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира» поставлена задача укрепления государственности, национального суверенитета и целостности страны на основе новой военной доктрины.

Разработка документа проводится в развитие Военной доктрины Казахстана, принятой в 2000 году, которая была направлена на формирование системы обеспечения военной безопасности страны, способной адекватно реагировать на различные сценарии развития обстановки в окружении Казахстана.

За прошедшие годы в мире, регионе и в нашей стране произошли существенные изменения. Военно-политическая обстановка в геополитическом окружении Казахстана не только остается сложной и трудно предсказуемой, но в ряде случаев имеет тенденцию к обострению. С другой стороны, неизмеримо возросли международный авторитет и экономические возможности нашего государства, что позволяет ставить вопрос о качественном рывке в развитии военной организации Казахстана.

Сегодня, имея опыт реализации предыдущей доктрины, многонациональных и собственных военных учений, возросший кадровый потенциал, мы можем ставить перед собой более амбициозные цели и задачи.

В новой доктрине Казахстана обобщаются тенденции развития армий ведущих государств мира и накопленный опыт военного строительства на национальном уровне. Проведен анализ внутренних факторов, способствующих или препятствующих укреплению военной безопасности государства. Исходя из самого характера разрабатываемого документа, большое внимание уделено оценке вероятных военных угроз Казахстану.

Таким образом, новая доктрина станет концентрированным изложением системы основополагающих взглядов на обеспечение безопасности страны, предотвращение войн и военных конфликтов, развитие военной организации государства.

Доктрина будет базироваться на положениях Стратегии национальной безопасности Казахстана на предстоящий период, указаниях Президента страны — Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами. Правовую базу Военной доктрины составляют Конституция Казахстана, законы страны, акты Главы государства, а также международные договоры в области обеспечения военной безопасности, участником которых является Казахстан.

Исходя из миролюбивого курса Казахстана, доктрина имеет сугубо оборонительный характер, опирается на комплексную оценку военно-политической обстановки в мире и регионе, экономические и другие ресурсные возможности государства. Военная доктрина нацеливает Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования на выполнение задач по обеспечению военной безопасности государства, адекватное вызовам и угрозам, специфическим для Республики Казахстан, и новой международной конфигурации.

В целом доктрина будет регулировать военные аспекты внутригосударственных и международных отношений Республики Казахстан в области национальной, региональной и глобальной безопасности.

— Чем обусловлено принятие новой военной доктрины?

— В настоящее время доктрина, принятая в 2000 году, в основном выполнила возложенную на нее задачу: нами создан прочный фундамент обеспечения военной безопасности государства.

Как я уже отмечал, внутренними предпосылками для разработки и принятия новой военной доктрины стали социально-экономическая и политическая модернизация казахстанского общества, что предопределяет модернизацию всех компонентов государственного устройства, в том числе и военного.

За прошедшие годы коренным образом изменилась военная география Казахстана. Сухопутные войска реорганизованы в самостоятельные региональные командования «Восток», «Юг», «Запад» и «Астана». Для повышения гибкости и оперативности войск созданы новые рода — Ракетные войска и артиллерия, а также Аэромобильные войска. Активно развивается военная инфраструктура для обеспечения действий авиации и войск противовоздушной обороны в западном регионе страны. Безопасность Казахстана на Каспии обеспечивают морская пограничная дивизия, имеющая на вооружении патрульные катера отечественной постройки, и недавно вошедшие в состав регионального командования «Запад» Вооруженных сил сторожевые корабли.

Развивается сеть военно-учебных заведений силовых структур. Если в первые годы независимости их было всего два — общевойсковое и пограничное училища в Алматы, то сегодня квалифицированных офицеров готовят также в Актау, Актобе, Кокшетау и Петропавловске. В Щучинске функционирует ведущий военный вуз Казахстана — Национальный университет обороны, обучающий руководителей высшего звена не только для органов военного, но и в целом государственного управления. В этом же городе имеется уникальный по своим задачам и возможностям Кадетский корпус, готовящий сержантские кадры.

Стратегическое управление Вооруженными силами осуществляется через Комитет начальников штабов. На него также возложена задача координации деятельности различных государственных органов в интересах военной безопасности страны. Финансирование Вооруженных сил в размере не менее одного процента от валового внутреннего продукта позволило решать задачи не только текущего содержания армии, но и развития, включая усиление социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

В качестве причин внешнего характера, повлиявших на принятие решения о разработке новой доктрины, можно выделить успешную реализацию ряда интеграционных инициатив нашего Президента. Взаимодействие с соседними государствами позволяет укрепить региональную стабильность, решать острые социально-экономические проблемы.

В качестве примера могу привести итоги прошедшего в Алматы Второго саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. С точки зрения военной безопасности, применение во внешнеполитической практике положений Каталога мер доверия, ранее принятого в рамках СВМДА, сможет обеспечить безопасное и стабильное развитие огромного континента.

Важным фактором мировой политики становится Шанхайская организация сотрудничества, в работе которой активное участие принимает Казахстан.

Большим потенциалом по совместному противодействию современным вызовам и угрозам обладает Организация Договора о коллективной безопасности, очередные военные учения которой пройдут в августе на территории Казахстана.

Достигнут высокий уровень международного военного сотрудничества, в том числе на двусторонней основе с Россией, США, Китаем, Турцией и другими странами. Неоценимый опыт получили наши миротворцы, выполняющие гуманитарную миссию в Ираке.

Однако имеющиеся успехи в области военного строительства, о которых я кратко упомянул, не должны нас успокаивать. Военная сфера и все, что с ней связано, относится к числу динамично развивающихся. Чтобы не отстать от других государств, иметь конкурентоспособную армию, надежно защищающую казахстанский народ, мы обязаны работать на перспективу.

Поэтому разрабатываемая военная доктрина должна нацелить все государственные органы страны, все наше общество на достижение новых качественных результатов.

— В связи с этим, что нового несет в себе разрабатываемая доктрина?

— В проекте новой доктрины классифицируются существующие и потенциальные вызовы и угрозы безопасности Казахстана, конкретизируются условия и направления развития новых возможностей Вооруженных сил, других войск и воинских формирований по обеспечению военной безопасности страны. Доктрина раскрывает формы и способы деятельности военной организации государства, направленные на обеспечение его безопасности, включая предупреждение на ранней стадии вооруженных конфликтов, которые могут угрожать Казахстану.

Кроме того, в проекте предполагается отдельно остановиться на новых задачах Вооруженных сил, таких как участие в противодействии международному терроризму, незаконному обороту наркотиков, оружия, а в ряде случаев — и нелегальной миграции.

Согласно доктрине, важным направлением деятельности станет проведение широкомасштабной модернизации Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, боевые возможности войск будут кратно повышены на основе внедрения принципиально новых образцов вооружения и военной техники, модернизации имеющихся образцов с целью доведения их параметров до необходимого уровня.

Мы обладаем современным вооружением, таким как самолеты «МиГ-31», «МиГ-29», «Су-27», вертолеты «Ми-24», зенитные ракетные комплексы «С-300», помехоустойчивые средства связи тактического звена. При этом большое число имеющихся на оснащении армии танков Т-72, боевых машин пехоты БМП-2, самоходных гаубиц «Гвоздика», «Акация», других образцов при соответствующем ремонте и сопровождении еще долго будет служить безопасности нашего государства. Кроме того, в ближайшие годы будут реализованы конкретные мероприятия в военно-технической сфере, дальнейшее развитие получит отечественная оборонная промышленность.

Планируется внедрение комплекса мер по усилению взаимодействия Вооруженных сил, других войск и воинских формирований. Единые коллективные усилия станут неотъемлемой составляющей деятельности силовых структур.

— Какие особенности принципиально отличают новую доктрину от действующей?

— В новую доктрину закладывается принцип сочетания невоенных и военных мер обеспечения военной безопасности государства. На первый план сегодня должны выйти невоенные меры, к которым в первую очередь относятся политико-дипломатические, правовые, экономические, гуманитарные, информационно-пропагандистские и иные. Вместе с тем военная составляющая по-прежнему будет оставаться важным и необходимым инструментом обеспечения безопасности Казахстана.

Очевидно, что военная доктрина, как составная часть Стратегии национальной безопасности Казахстана на 2006—2010 годы, будет совершенствоваться по мере изменения ситуации в мире, развития системы международной безопасности. Реализация доктрины будет проходить на основе скоординированной деятельности всех органов государственного и военного управления, организаций, общественных объединений и граждан нашей страны.

— Расскажите подробнее о структуре новой военной доктрины.

— Структурно в новой военной доктрине предполагается выделить четыре взаимосвязанные части: военно-политические основы, основы военно-экономического и военно-технического обеспечения военной безопасности страны, военные основы вооруженной защиты и обороны, а также международное военное сотрудничество Казахстана. Предполагается также осветить принципиально новые направления военной деятельности — коалиционное военное строительство и миротворчество, базируясь на полученном международном опыте. Мероприятия соответствующих разделов доктрины также будут рассмотрены в качестве основных элементов обеспечения совместной безопасности и коллективной обороны. Проектом предусматривается расширение сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, программы «Партнерство во имя мира» и других программ НАТО, развитие дружественных отношений с ведущими армиями мира.

— А каким образом осуществляются разработка и формулирование положений доктрины?

— В процесс разработки новой военной доктрины Казахстана вовлечен большой коллектив специалистов, среди которых много известных людей, ученых с мировым именем. В ходе разработки доктрины проведен анализ действующих документов России, США, Китая, Франции, Германии, других стран, ряд консультаций с военными специалистами стран — партеров Казахстана. Кроме того, казахстанские делегации принимали участие в ряде научных и научно-практических конференций по военному строительству, активно изучался мировой опыт и возможность его практического применения в условиях Казахстана.

К работе над новой военной доктриной привлечены ученые в различных отраслях науки, ведущие эксперты по вопросам создания стратегических программных документов, в том числе зарубежные. В частности, могу назвать действительного члена Академии военных наук России В. Захарова, действительного члена Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка России В. Зарецкого, эксперта в области разработки документов стратегического характера Центра имени Дж. Маршалла Дж. Репперта, видного американского специалиста в сфере разработки стратегии национальной безопасности и политики Н. Фрайера. Совместная работа высокопрофессиональной команды позволит получить качественный документ, максимально отвечающий задаче, поставленной Главой государства.

Впоследствии, после проведения необходимых согласований и экспертной оценки в аппарате Совета безопасности, новая Военная доктрина Республики Казахстан будет утверждена указом Президента страны — Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами.

Беседовала

Ольга СОКОЛАЙ


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии