Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Легализация имущества: предложение, от которого трудно отказаться

Фото : 5 августа 2006, 11:00

АСТАНА. 5 августа. КАЗИНФОРМ /Серик Кожкенов/ - Как известно, в Казахстане начинается широкомасштабная компания по легализации имущества. В течение ближайших девяти месяцев граждане страны могут воспользоваться принятым Законом РК «Об амнистии в связи с легализацией имущества» и узаконить свое право на принадлежащую им, но до сих пор незарегистрированную движимую и недвижимую собственность.

Данный Закон регулирует отношения, связанные с проведением государством исключительно разовой акции по легализации имущества посредством освобождения граждан и юридических лиц, легализовавших имущество, от ответственности за совершение отдельных преступлений и административных правонарушений, предусмотренных Законами РК.

Своим мнением о том, насколько эффективна будет амнистия имущества, выведенного из легального оборота, и сможет ли она оказать существенное влияние на развитие экономики страны, - с корреспондентом Казинформа поделился эксперт алматинского методического Центра функциональных исследований и правовой экспертизы Тимур Смаков.

Как отмечает эксперт, легализация теневых активов - масштабная экономическая, политическая и социальная акция. Решаться она должна с учетом накопленного международного опыта и с использованием всего арсенала средств, имеющихся в распоряжении законодательных, исполнительных и финансовых органов государства.

«В настоящее время в теневом секторе экономики Казахстана, а также за его границами имеются значительные капиталы и доходы, которые могут существенно повысить уровень легальной капитализации экономики, а следовательно, стать финансовой основой последующих качественных изменений в экономике страны, ее структуре и в обеспечении стабильных темпов роста на длительную перспективу, - считает Т. Смаков. - Очень важно учесть, что кроме финансового эффекта, амнистия теневого имущества может стать шагом к формированию «экономики доверия». А это в преддверии вступления Казахстана в ВТО приобретает особую актуальность».

Международная практика показывает, что легализация теневых капиталов, имущества и денежных средств, утаенных от налогообложения или вывезенных из страны, может стать эффективным средством пополнения бюджета и ускорения развития экономики страны.

«Как правило, предприниматели и население разных стран прибегают к сокрытию имеющихся у них активов из-за существующей у них политической и экономической нестабильности, непомерно высокого налогообложения или отсутствия благоприятного инвестиционного климата, - считает эксперт. - К этому можно еще добавить несовершенство законодательства, бюрократический произвол, разгул коррупции и преступности, делающие владение собственностью делом ненадежным и рискованным».

Мировой опыт показывает, что наилучшим способом отмывания сокрытых доходов является покупка недвижимости, в частности, земельных участков. Возможность приобретения недвижимости через подставное лицо гарантирует анонимность владельца и возможность уклониться от уплаты налогов в полном объеме. Вложение денег в скупку земельных участков, особенно в городской местности, приводит к тому, что сдерживается инвестиционный процесс, замораживаются денежные средства, которые могли бы быть инвестированы в производство. Если удастся вывести их из «тени» и вовлечь в хозяйственный оборот, то это может дать дополнительный импульс устойчивому экономическому росту.

В этом направлении Казахстаном уже предприняты определенные меры. Во-первых, в 2001 г. проведена акция по легализации теневого капитала. Теперь наступил второй этап амнистии - легализация собственности во всей ее ипостаси (земельные участки, строения, хозяйственные объекты и т.д.). «Это может несколько увеличить объем налоговых поступлений по статьям «налог на имущество физических лиц» и «земельный налог», считает эксперт.

Важным в этой связи является выбор стратегии фискальной политики, которая должна максимизировать налоговые поступления и, одновременно, не угнетать реальный сектор экономики, выталкивая его в теневой оборот. Для этого нужно фискальным органам страны определить пороговые значения налоговых ставок по каждому виду налогов. В случае превышения порогового показателя национальная экономика несет значительный ущерб, как от недобора налогов, так и от ухода предприятий в теневой сектор экономики.

Одним словом, нужно создать такие экономические условия, прежде всего в налоговой политике, когда уходить в теневой сектор станет просто не выгодно. Тогда амнистия, как разовая акция, даст серьезный импульс проведению долговременной политики по легальной капитализации экономики.

Преимущества от легализации имущества и вовлечения его в хозяйственный оборот совершенно очевидны, считает эксперт. Прежде всего, имущество приобретает законного собственника, легализует его права на это имущество и гарантирует защиту от необоснованных посягательств со стороны других лиц и организаций. После амнистии собственник может на вполне законных основаниях участвовать в легальном обороте.

Кроме того, легализованный собственник имущества на правовой основе регулирует свои отношения с государственными органами, в том числе местными исполнительными, а также правоохранительными структурами.

Благодаря проводимой амнистии имущества, ожидается существенный рост предпринимательской активности, считает эксперт, поскольку зарегистрированное имущество может быть использовано в легальном обороте и обеспечено кредитными ресурсами. Повысится уровень инвестиций в объекты, имеющие легальный статус, особенно в сферу оказания услуг.

Легализация имущества также обеспечит проведение государственного контроля за целевым использованием недвижимости, рациональным использованием земельных участков и объектов, соблюдением санитарных и технических норм их эксплуатации.

Вместе с тем следует отметить, что легализация имущества соответствует фискальным интересам государства, так как влечет за собой увеличение поступлений в бюджет за счет увеличения налогооблагаемой базы. По различным оценкам, амнистия может принести в казну от 3 до 4 млрд. тенге. Это дополнительный источник инвестиций в экономику страны.

Немаловажное значение имеет также вопрос о рациональном использовании средств, полученных в результате легализации. «Проведение последней может оказаться малоэффективным актом, - считает Т. Смаков, - если аккумулируемые в госбюджете доходы от легализации окажутся замороженными на счетах. Чтобы этого не произошло, следует наметить пути эффективного использования легализованных доходов».

«Наиболее предпочтительным направлением здесь было бы их инвестирование в производство, - считает эксперт. - Это создает для авансированных в экономику денег товарный эквивалент, а потому имеет слабые инфляционные последствия. Оно может быть осуществлено в форме кредитования несырьевого сектора экономики через Банк развития или другие финансовые институты».

Наконец, большое значение для проведения эффективной легализации имело бы сотрудничество с государственными и частными институтами других стран, их готовность способствовать возвращению активов в Казахстан.

В целом легализация теневого имущества - нужная и своевременная мера.

Главное, чтобы в Казахстане легализация прошла эффективно и с учетом наших реалий.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии