Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Мигранты в Казахстане: зло или благо?

Фото : 5 августа 2006, 12:52

Главой государства подписан Закон «Об амнистии в связи с легализацией незаконных трудовых мигрантов». Это позволит в значительной степени снять социальное напряжение среди граждан данной категории и упорядочить деятельность уполномоченных госорганов по их учету, регистрации и контролю пребывания на территории РК.

Решение этих проблем является чрезвычайно актуальным. Причем, для всех регионов республики. Так, динамика миграционных процессов, к примеру, в Карагандинской области имеет устойчивую тенденцию роста. За 12 месяцев прошлого года, по данным управления миграционной полиции ДВД области, было зарегистрировано 71 054 иностранных граждан против 64 322 за аналогичный период 2004 года. Из них 11 353 граждан дальнего и 59 701 - ближнего зарубежья. Но это только официальные данные! В реальности число мигрантов может оказаться значительно больше. При этом квота 2005 года по Карагандинской области, утвержденная приказом Министра труда и социальной защиты населения, предусматривает всего 450 иностранных специалистов против 410 в 2004 году. Очевидно, что внутренний рынок труда, безболезненно «поглотивший» мигрантов в 126 раз больше, нежели квотировано, остро нуждается в этих трудовых резервах.

Борьба с нелегальной миграцией при таких масштабах и такой потребности в рабочей силе приобретает формальный характер и больше способствует коррупционным проявлениям со стороны контролирующих и правоохранительных органов, нежели оттоку трудовых мигрантов.

Стоит рассмотреть и другую «сторону медали». Одним из основных принципов государственной политики в области занятости населения является защита внутреннего рынка труда. На сегодняшний день ситуация такова, что своими действиями различные госорганы, а также иностранные работодатели, зачастую препятствуют казахстанским рабочим в реализации их конституционных трудовых прав.

Так, иностранными работодателями необоснованно выдвигаются заведомо невыполнимые квалификационные требования для казахстанских специалистов. Часто выдвигаются требования о знании, скажем, китайского языка (?!) для рабочих третьей категории (штукатуров, строителей, рабочих, обслуживающих железную дорогу, нефтепроводы и газопроводы). Или при наборе казахстанских рабочих на нефтепровод «Атасу-Алашанькоу» в качестве одного из квалификационных требований выдвигалось «наличие опыта работы в международных компаниях», знание международных стандартов и требования возрастного ценза!

Стоит ли напоминать, что такие требования казахстанским законодательством не предусмотрены? В результате, набор на работу в серьезных долгосрочных производственных проектах осуществляется в режиме наибольшего благоприятствования желаниям иностранного работодателя и отнюдь не способствует государственной политике воспитания и повышения квалификации казахстанских рабочих.

В свете поставленных Президентом страны задач видится целесообразным принятие ряда законодательных актов, а также внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее данную сферу.

Анализ практики пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Казахстан показывает, что действующее законодательство не позволяет эффективно решать вопросы, связанные с пребыванием иностранных граждан.

Сложности возникают в, казалось бы, урегулированных сферах уголовного и административного судопроизводства. Так, из-за отсутствия механизма контроля вызывает затруднение исполнение приговоров судов, по которым к осужденным применена условная мера наказания. Аналогичным образом затруднено исполнение приговоров, по которым применялась мера наказания в виде штрафа или конфискации имущества - в связи с отсутствием денежных средств и имущества у осужденных. Значительная часть иностранцев и лиц без гражданства, однажды совершивших преступление, в дальнейшем продолжают совершать преступные деяния, что вызывает вопрос о законности и целесообразности их дальнейшего пребывания в Казахстане. По статистике, около 30% от общего числа осужденных иностранных граждан вновь совершают преступления. К примеру, 6 февраля 2006 года в одном из домов Жезказгана был обнаружен труп гражданина Республики Узбекистан Рузиева с признаками насильственной смерти. Стали проверять законность нахождения Рузиева на территории города и установили, что по постановлению специализированного адмсуда Жезказгана от 30 ноября 2005 года, вынесенному по ст. 394 ч. 2 КоАП РК, и согласно письменному сообщению руководства УВД Жезказгана он с 8 декабря 2005 года считается выдворенным за пределы Казахстана. Что же на самом деле? В дальнейшем в ходе ОРМ установлено, что убийство Рузиева совершил некий Маматов - также житель Узбекистана, прибывший в Жезказган в декабре 2005 года и не зарегистрированный в установленный срок в органах внутренних дел.

Данный пример, увы, не единичный. Из него следует, что пробелы уголовного законодательства, не предусматривающего принудительного выдворения осужденных за пределы РК, способствуют росту криминалитета в стране. Согласно п. «в» ст.28 Указа Президента РК, имеющего силу Закона, № 2337 «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан», иностранный гражданин может быть выдворен за пределы республики, если он нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан, таможенное, валютное или иное законодательство. Но на практике иностранные граждане выдворяются только при совершении ими административного правонарушения, так как это прямо предусмотрено КоАП РК. Поэтому предлагаем внести дополнение в ст.28 названного выше Указа Президента РК, дополнив частью два следующего содержания: «Иностранный гражданин или лицо без гражданства должно быть выдворено за пределы Республики Казахстан после отбытия наказания (кроме исключительных случаев, установленных судом), если он судом признан виновным и осужден за совершение уголовно- наказуемого деяния или совершил неоднократные правонарушения, предусмотренные Кодексом РК об административных правонарушениях».

Более того, пребывание у нас осужденных иностранных граждан необходимо рассматривать сквозь призму противодействия нелегальной миграции и угрозы национальной безопасности. Современный иммиграционный контроль должен начинаться до пересечения границы, в период выдачи виз и покупки билетов на самолет, железнодорожный и автотранспорт. Он должен опираться на быстро развивающиеся информационные системы и осуществляться с участием служб безопасности. Ведь действует же в тех же США система предварительной информации о пассажирах APIS (Advance Passenger Information Sistem), из которой паспортные данные пассажиров заранее поступают в иммиграционную и таможенную службы. Человек, единожды совершивший преступление на территории Казахстана, должен стать персоной нон-гранта!

Все развитые страны повышают уровень защиты виз, паспортов и других документов, выдаваемых иммигрантам. Подделать их становится исключительно трудно. Все чаще в них вносятся биометрические характеристики владельцев. Нам тоже необходимо ужесточение визового режима в отношении тех стран, из которых прибывает большинство нелегальных мигрантов и потенциальных террористов. Второй момент - депортация. Существует мнение, что это дорогостоящая мера, противоречащая принципам демократии. Однако, многие весьма демократические и цивилизованные страны сегодня используют инструмент депортации, как одно из главных средств (прежде всего психологического свойства), помогающих предотвратить нелегальную миграцию.

Таким образом, существующая система миграционного контроля в Казахстане объективно требует дальнейшего совершенствования, постоянного развития и укрепления.

Серик Караманов, прокурор Карагандинской области


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии