Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Как легализоваться, чтобы при своем остаться

Фото : 7 августа 2006, 15:12

№ 31 (295) от 07.08.2006
Сергей ТУНИК, Алматы

Легализация незаконно нажитого или приобретенного имущества идет уже второй месяц, но у самих желающих узаконить то, что еще вчера они тщательно скрывали от государства, вопросов больше, чем имеющейся нелигитимной недвижимости. Если верить звонкам в редакцию и письмам по электронной почте, то получается такая картина: специальные комиссии либо слишком долго рассматривают сданные документы, либо путаются в предоставленных им инструкциях, либо подключают силовые структуры для «упрощения» тех или иных возникающих проблем.

Справка «Мегаполиса»

Легализация имущества - процедура признания государством прав на имущество, выведенное из законного экономического оборота в целях сокрытия доходов и (или) не оформленное в соответствии с законодательством Республики Казахстан либо оформленное на ненадлежащее лицо.

Таким образом, гражданам и юридическим лицам РК предоставляется возможность оформить свои права на принадлежащее им имущество надлежащим образом, не опасаясь наступления негативных последствий.

В частности, глава производственного кооператива «Луч Востока» Аздер МУКУШЕВ, который находится всего в десятке километров от Алматы, несколько лет бился с местными бюрократами, чтобы узаконить имущество и земли бывшего колхоза. Казалось бы, закон об амнистии граждан позволяет ему сегодня сделать это без проблем, ан нет! Многолетние судебные тяжбы с районными бюрократами, похоже, так настроили чиновников против фермера, что с начала реализации закона об амнистии ему приходится буквально разрываться на части.

Спрашиваю: что удалось сделать за этот месяц, а председатель «Луча Востока» в ответ только матерится, клянет Министерство финансов и отечественную бюрократическую систему:

- Поехал в налоговый комитет - они же легализацией занимаются! - узнать, какие документы мне сдавать надо. Сидят, смотрят в инструкции, а там общие слова, подписанные министром Натальей Коржовой. И ни хрена не понимают. И как пользоваться этими словам, эти орлы вообще не знают… Ладно, если бы я просто легализовал дом или какую-то небольшую территорию. Но у меня много чего есть, за что я бьюсь в судах уже пару лет. И даже не знаю, как комиссия все это рассматривать будет.

- Вы же выиграли последний суд?..

- Зато на меня финполицию наслали! Два месяца от нее отбиваюсь, показываю все документы, что мы - правопреемники колхоза, но облкомзем не хочет видеть нас собственниками. Я уже понял, что комиссия должна «двигаться» по моим документам - рассылать запросы, получать справки… Я-то думал, что комиссия по легализации будет какой-то межведомственной, чтобы все вопросы в комплексе решать, а в ней оказались только налоговики.

- Вы не видите вариантов, при которых сможете решить все свои проблемы?

- Говорят, что легализацию придумали для полутора миллионов крестьян, у которых якобы полно незаконной недвижимости. Наверное, у кого-то хатка саманная, каркасно-камышитовая или рубленая, построенная 30-40-50 лет назад и имеется как незаконная, но для тех 10 тысяч богатых, для которых и придуман этот воровской закон - это просто лазейка! Это чтобы виллы узаконить, которые построены на запрещенных территориях.

- А на вашей территории, землях бывшего колхоза «Луч Востока», такие особняки есть?

- На тех, что у меня оттяпали, - уже есть. И еще есть какие-то производственные цеха. Вот как их будут легализовывать - этого я не знаю. Потому что раньше это были земли сельхозназначения. А это - нарушение нашего законодательства…

- Аздер, вы верите, что легализация поможет вам наконец стать законным хозяином того, чем вы являлись много лет?

- Надо подождать. Надежды еще есть…

Порядок оформления прав на легализованный земельный участок

Для оформления прав на земельные участки граждане и юридические лица РК (т. е. - субъекты легализации) обращаются с заявлением в уполномоченные органы по земельным отношениям районов (городов областного значения).

К заявлению прилагаются:

1) материалы по определению внешних границ земельного участка;

2) копия решения о легализации недвижимого имущества (земельного участка);

3) копии документов, удостоверяющих личность, свидетельство налогоплательщика, а представители юридического лица - также нотариально засвидетельствованные копии государственной регистрации юридического лица, свидетельства налогоплательщика и документы, подтверждающие их полномочия.

Материалы по определению внешних границ земельного участка составляются субъектами легализации с привлечением физических и юридических лиц, имеющих лицензию на проведение землеустроительных работ.

Граждане РК могут самостоятельно определять внешние границы принадлежащего им земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок), индивидуального жилищного строительства, садоводства и дачного строительства, с составлением соответствующей схемы (плана), с указанием на нем меры линий участка и смежников (данные владельца смежного участка: фамилия, имя, отчество; наименование юридического лица).

После этого уполномоченный орган по земельным отношениям района (города областного значения) в течение двадцати рабочих дней со дня подачи заявления рассматривает представленные документы.

При рассмотрении представленных документов уточняются размеры и целевое назначение земельного участка, обременения и ограничения в отношении него, его делимость и неделимость.

При превышении размера площади легализованного земельного участка от норм, установленных статьей 50 Земельного кодекса РК, право на весь земельный участок определяется как временное возмездное долгосрочное землепользование.

По итогам рассмотрения представленных документов определяется право на земельный участок и соответствующие документы направляются в специализированное республиканское государственное предприятие для изготовления правоудостоверяющего документа (акт на право частной собственности на земельный участок или акт на право временного возмездного (долгосрочного, краткосрочного) землепользования (аренды) на легализованный земельный участок.

ГосНПЦзем в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления материалов изготавливает правоудостоверяющий документ.

При изготовлении правоудостоверяющего документа самим гражданам на его графической части делается запись следующего содержания: «Схема составлена по данным собственника земельного участка».

Изготовленный правоудостоверяющий документ направляется предприятием в соответствующий уполномоченный орган по земельным отношениям для последующей выдачи субъекту легализации.

В соответствии с заключением правительства республики от 14 июня 2006 года № 17-75/2768 изготовление и выдача правоудостоверяющего документа гражданам Республики Казахстан, легализовавших земельные участки под индивидуальный жилой объект, осуществляется на безвозмездной основе.

Изготовление правоудостоверяющего документа другим субъектам легализации осуществляется на возмездной основе в соответствии с расценками, утвержденными в установленном законодательством порядке.

Изготовление правоудостоверяющих документов на легализуемые земельные участки осуществляется после выполнения землеустроительных работ (в т.ч. по определению внешних границ земельного участка), которые находятся в конкурентной среде.

Учитывая важность проводимых мероприятий по легализации недвижимого имущества, есть поручение РГП «ГосНПЦзем» на выдачу правоудостоверяющих документов в период легализации осуществлять на безвозмездной основе только в отношении граждан РК исключительно по жилым объектам недвижимого имущества в пределах установленных норм согласно ст. 50 Земельного кодекса РК и в установленные сроки (в течение 15 рабочих дней).

С принятием Закона от 10 января 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» (п.3, ст.14-1,2,3), функций по организации проведения землеустройства и утверждения землеустроительных проектов по формированию земельных участков, выдаче правоудостоверяющих документов на земельный участок, определению делимости и неделимости земельных участков переданы в компетенцию управлений (отделов) по земельным отношениям местных исполнительных органов областей, районов (городов областного значения).

Специализированные республиканские государственные предприятия (ГосНПЦзем и его дочерние предприятия в областях, городов Астаны и Алматы), ведущие государственный земельный кадастр, занимаются изготовлением правоудостоверяющих документов на земельные участки и присвоением кадастровых номеров земельным участкам.

По данным государственного земельного кадастра на 1 января 2006 года, в республике около 3,0 млн собственников земельных участков и землепользователей, из них более 2,3 млн сведений зарегистрированы в автоматизированной информационной системе (АИС). Из указанного количества более 1,7 млн сведений о собственниках земельных участков и землепользователей переданы в информационную систему Государственного реестра налогоплательщиков и объектов налогообложения (РНиОН), Налогового комитета Министерства финансов. Восполнение базы данных государственного земельного кадастра в соответствии с утвержденными регламентами продолжается.

Собственники земельных участков и землепользователи в стране условно делятся на следующие категории:

1) лица, имеющие правоустанавливающие (акты исполнительных органов, договора купли-продажи, дарения, решения судебных органов о признании права на земельный участок и др.) и правоудостоверяющие документы на земельный участок, прошедшие государственную регистрацию этих прав в центрах недвижимости, уплачивающие земельный налог;

2) лица, имеющие правоустанавливающие (акты исполнительных органов, договора купли-продажи, дарения, решения судебных органов о признании права на земельный участок и др.) и правоудостоверяющие документы на земельный участок, но не прошедшие государственную регистрацию этих прав в центрах недвижимости, уплачивающие земельный налог;

3) лица, имеющие правоустанавливающие документы (решения местных исполнительных органов, документы от бывшего БТИ, приказы организаций и предприятий о предоставлении жилого дома и иных зданий), но не имеющие правоудостоверяющих документов на земельный участок, уплачивающие земельный налог;

4) лица, самовольно занявшие земельные участки. Таких участков только в г. Алматы (мкр. «Айгерим», «Шанырак» 1 и 2, «Бакай» и др.), по данным акимата, более одной тысячи.

Не подлежит легализации имущество (земельный участок), предоставление которого не допускается законами РК. В частности, земельные участки, расположенные в рекреационной зоне, санитарно-защитной зоне; подвергшиеся сверхнормативному радиоактивному загрязнению или иным образом представляющие угрозу жизни и здоровью населения; имеющие памятники истории и культуры, охраняемые природные объекты, а также иных территориях, где запрещены проживание, строительство, эксплуатация и размещения объектов недвижимости в целях защиты безопасности населения.

Имеются также ограничения, установленные законодательными актами об особо охраняемых природных территориях, лесным и водным законодательством, в соответствии с которыми земельные участки из земель особо охраняемых природных территорий, государственного лесного и водного фондов не могут находиться в частной собственности.

В этой связи по отношению таких земельных участков в ходе легализации, которые заняты зданиями и сооружениями, принадлежащие на праве собственности, оформление земельных участков осуществляются на праве землепользования.

Кроме этого, также необходимо отметить, что земли сельскохозяйственного назначения, которые в соответствии с Законом «Об амнистии в связи с легализацией имущества», могут быть легализованы по желанию субъекта в собственность или землепользование. При этом, согласно п. 2 статьи 24 Земельного кодекса Республики Казахстан, предоставление права частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения осуществляются только на платной основе.

По отношению земельных участков, которые предназначены для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства и дачного строительства, земельные участки легализуются безвозмездно только в пределах норм, установленных ст.50 Земельного кодекса РК.

С учетом изложенного Агентство считает, что при легализации земельных участков должны быть учтены указанные ограничения, т. е. легализация земельных участков не предполагает бесплатного предоставления земельных участков в собственность за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом РК.

Реализация Закона «Об амнистии в связи с легализацией имущества»:

позволит укрепить гарантии участников гражданского оборота при нарушении их прав в вещных и обязательных правоотношениях;

увеличит предпринимательскую активность правообладателя;

имущество (земельный участок) приобретает свойства обеспечения кредитов,

способствует развитию рынка недвижимости (земли).

Легализация имущества (земельного участка), ранее находящегося в теневом секторе, соответствует фискальным интересам государства, а также способствует восполнению недостающей информации для ведения земельного и правового кадастров, регистра налогоплательщиков и объектов налогообложения.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии