Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Бензиновые дебаты

Фото : 7 августа 2006, 18:09

№ 31 (295) от 07.08.2006
Серик МАДИНОВ

Начавшийся подъем цен на ГСМ - главная интрига сезона: что будет дальше? Хитом минувшей недели стало заявление владельцев мелких автозаправок, которые нашли не только крайних, но и способы решить все разом.

Цены на высокооктановый бензин «уходят» в рыночное плавание, фиксированными останутся лишь стоимость дизельного топлива и бензина Аи 80 - эта новость взбудоражила многих. И даже позволила владельцам небольших частных АЗС обвинить производителей ГСМ во всех смертных грехах.

Обвинения, прозвучавшие от имени владельцев мелких АЗС на пресс-конференции в Алматы в минувшую среду, к сегодняшему дню растиражированы и известны всем, кто хотел их услышать. Сумма звучит примерно так: во всем виноваты крупные нефтеперерабатывающие заводы, и виноваты тем, что крупные. Немного деталей:

- Повышение цен на ГСМ в Казахстане - это многоходовая хорошо спланированная комбинация, - заявил председатель совета директоров национальной финансово-промышленной группы «Нар-Ойл» Султан Ушбаев от имени владельцев небольших автозаправок. - Сначала крупные нефтяные компании полностью наполнили все свои нефтебазы и заправочные станции, потом сослались на то, что им якобы сорвали поставки россияне, остановили свои нефтеперерабатывающие заводы. В республике появляется дефицит высокооктанового бензина, и цены соответственно резко подпрыгивают…

Дальше будет еще хуже:

- 21 июля в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов состоялось совещание, на котором было предложено отменить пошлину на экспорт нефти… Тогда монополисты смогут беспрепятственно вывозить нефть и нефтепродукты за рубеж, вследствие чего Казахстан будет ощущать острейший дефицит ГСМ…

- АО «МангистауМунайГаз» предложил зафиксировать цену на бензин АИ 80, так как им пользуются потребители с ограниченными финансовыми возможностями, а для других видов ГСМ установить рыночные условия ценообразования с приравниванием цен к российским…

- Что мы предлагаем, спрашиваете? Нужно создать нефтяную биржу - нужно мне 30 тонн, я пришел и купил! Тогда все будет чисто и прозрачно…

Ой ли? Пресс-конференция своим форматом обязывает к громким заявлениям и призывным жестам, но как бы сгоряча не пожертвовать логикой… Тем более, что некоторые факты оказались поданы неточно и излишне однозначно.

Совещание, вызвавшее праведный гнев Ушбаева, имело место - 21 июля Минэнерго собирал руководителей предприятий нефтегазового сектора, где обсуждался ряд вопросов, в том числе и возможность отмены таможенной пошлины на экспорт нефти.

- Действительно, одним из условий сдерживания роста цен на недавнем совещании в Министерстве энергетики была названа отмена таможенной пошлины, но этого сделано не было, - сообщили нам в пресс-службе министерства.

То есть пошлина работает. Более того, в ближайшие дни она вырастет еще примерно на 20 долларов. Ложная тревога?

Несколько не вяжется и заявление о том, что повышение цен на высокооктановый бензин ударит по сельхозпроизводителям. Минимум, установленный правительством для обеспечения дизельным топливом сельхозпроизводителей, выдерживается: например, АО «Торговый дом «КазМунайГаз» в этом году обеспечит сельхозтоваропроизводителей дизтопливом в количестве 107 тыс. тонн по цене не более 49 тыс. тг за тонну. Учитывая тот факт, что в прошлом году этот объем сельхозпроизводителями не был выбран полностью, можно предположить, что и в этом году его хватит.

Возмущение владельцев мелких АЗС по поводу роста цен на ГСМ выглядит если и оправданным, то несколько необъективным. Прежде всего потому, что они сами приложили руку к повышению, которое началось в середине июля. Поводом стала плановая, повторяющаяся из года в год остановка Павлодарского нефтеперерабатывающего завода (ПНХЗ), к которой все желающие могли подготовиться заранее. И тем не менее рост начался. Именно об этом говорил исполнительный директор АО «ПНХЗ» Валерий Фомин 20 июля:

- Мелкие предприятия хотят подзаработать во время остановки завода. Не секрет, что некоторые из них намеренно закрывают поставки и ждут, когда вырастет цена, чтобы затем продавать бензин по более высокой цене.

По словам Фомина, на ПНХЗ перед остановкой на ремонт был создан необходимый запас готовой продукции, и отгрузка бензина и других нефтепродуктов не прерывалась. Значит, организаторы пресс-конференции несколько лукавят, когда говорят о том, что продажи ПНХЗ внезапно прекратились? Во всяком случае слова Фомина могут подтвердить накладные и договоры купли-продажи. А голословные обвинения к делу не пришьешь.

В качестве панацеи от всех бед, связанных с ростом цен на бензин, его дефицитом Султан Ушбаев предложил создать нефтяную биржу, на которой каждый участник нефтяного рынка мог бы покупать нефть напрямую у производителя, минуя посредников, и затем самостоятельно заходить на нефтяные заводы для ее переработки. Звучит заманчиво. Но на деле…

Идея активно обсуждалась в соседней России - практическая реализация проекта вызвала много вопросов. Например, технических: как реализовать условия физической поставки нефти? Кроме того, Казахстан - страна большая, и производители, и потребители нефти существенно разнесены в пространстве, возникает пространственно-ценовой диспаритет. В этой ситуации не вполне понятно, что именно будут отражать биржевые цены на нефть и нефтепродукты.

Есть и другие риски - опасность активных спекуляций, способных дестабилизировать внутренний рынок. По-видимому, государству придется активно участвовать в торгах наподобие того, как действует национальный банк на валютном рынке. Это потребует привлечения значительных средств. Скорее всего, понадобятся и жесткие административные меры к покупателям и продавцам.

То есть биржа не панацея - это просто альтернативная схема регулирования производства и поставок нефти и ГСМ, со своими плюсами и минусами. Перейти на нее в одночасье невозможно - это достаточно долгий и сложный процесс. Так что проблемы текущего сезона биржа способна решить так же, как и изобретение нового вида топлива. Теоретически - возможно, практически - не факт. Хотя звучит красиво и пафосно - в самый раз для пресс-конференции с обвинениями в адрес нефтяных заводов.

Журналистам, присутствовавшим на той пресс-конференции, порой было трудно ориентироваться в речах выступавших - неоднородные аргументы и даже обвинения в адрес нефтеперерабатывающих заводов звучали путанно, и только эмоциональность оставалась одинаково высокой. Возможно, оттого, что Султан Ушбаев и его коллеги переживали не столько за отрасль, сколько за перспективы собственного бизнеса - а они для посредников и перекупщиков в условиях роста цен на нефть и появления АЗС от крупных нефтяных компаний (например, «КазМунайГаза») действительно не радужные. Специфика казахстанского рынка ГСМ - всего три завода. И фактически конкуренция по цене и качеству идет именно между ними. Тем не менее мелкие АЗС тоже умудрялись зарабатывать здесь:

- В чем наш интерес? Мы живем за ваш счет, получаем 3-4 тенге прибыли с литра, нам этого хватает, - ответил Султан Ушбаев на пресс-конференции на один из журналистских вопросов.

Теперь же получается, что в условиях свободных цен на высокооктановый бензин эта маржа наверняка исчезнет - во всяком случае, заправки от производителей обещают цены ниже, чем у посредников. Собственно, уже сейчас так и происходит: например, Торговый дом «КазМунайГаз» осуществляет реализацию нефтепродуктов через собственную сеть в регионах республики в среднем на 3-5% ниже среднерыночных цен. Пока доля «ТД «КМГ» в общем количестве АЗС составляет 3-4%, но при текущих тенденциях цифра наверняка увеличится.

Плохо ли от этого потребителю? Пожалуй, здесь интересы автолюбителей и мелких АЗС кардинально расходятся. Первым хочется подешевле, вторые же могут удовлетворить этот запрос лишь при фиксированных отпускных ценах на ГСМ на нефтеперерабатывающих заводах. Но в чем выгода производителям ГСМ? Почему бы им самим не включить эти 3-4 тенге в свои доходы?

Получается, что конфликт между владельцами мелких АЗС и производителями ГСМ и их дочерними сетями продаж - по сути спор о том, кто получит дополнительную прибыль: тот, кто производит товар, или тот, кто мастерски его перепродает?

- Фактически ведь никто никого не закрывает, - прокомментировал ситуацию на условиях анонимности менеджер одного из нефтеперерабатывающих заводов. - Просто с рыночными ценами на высокооктановый бензин сократится доля заработка на бензине. Мелкие АЗС как раз заинтересованы в том, чтобы этот разрыв между себестоимостью и финальной ценой был как можно большим, это вопрос их прибыли. Мы же спокойно можем этот разрыв сокращать. Да, для потребителя со стороны в любом случае все будет выглядеть как рост цен. Но надо понять, что этот рост мог бы быть на 20 тенге - чтобы у частников была возможность продолжать бизнес, или рост на 5-10 тенге, который мы и предлагаем - чтобы отрасль стала более рентабельной, чтобы нам было выгодно работать не по административной цене, а по реальной. А так получается, что часть своей прибыли мы отдаем частникам. С той лишь разницей, что наша прибыль идет на реконструкцию завода в том числе, а их - на карман.

Здесь следует пояснить еще одну важную деталь: спрос на ГСМ растет и по объективным причинам. Первая - рост потребления: растет число автотранспорта и объемы перевозок. И бензин нужен всем - причем не только казахстанцам, но и россиянам. И это вторая причина: российские цены на топливо в среднем на 10 процентов выше казахстанских, и потому отток ГСМ к соседям грозит «обескровить» казахстанский рынок. И это, несмотря на те самые таможенные тарифы, о сохранении которых просили владельцы частных АЗС и которые были-таки сохранены, что подтвердили и в пресс-службе Торгового дома «КазМунайГаз»:

- Практика неоднократно показывала, что удерживание цены с помощью чисто административных мер в условиях более высоких цен на ГСМ в сопредельных странах приведет к оттоку через границу более дешевого бензина.

Экономика должна быть не столько экономной, сколько разумной. Только при первом взгляде кажется, что хорошо, когда все дешевеет, и плохо, когда дорожает. Специалисты же говорят чуть иначе: плохо, когда цены растут быстрее доходов. Если же темпы роста совпадают - это оптимальное решение. Буквально на минувшей неделе российский Newsweek («Архискважный аргумент», #28 (106) 2006) привел мнение главного экономиста инвестиционной компании «Тройка Диалог» Евгения Гавриленкова, которое можно экстраполировать на все нефтедобывающие страны СНГ:

- Только если цены на нефть будут увеличиваться хотя бы на 10-20% в год, ничего не случится.

То есть кризис в экономике, зависящей от нефтеэкспорта, не наступит. При этом, по мнению целого ряда российских экспертов, стабилизация цен на нефтепродукты равносильна их падению. Логика простая: увеличение экспорта нефтепродуктов отражается импортом «дешевых» денег. Стагнация этого процесса смерти подобна.

Применительно к Казахстану это, например, отчасти объясняет укрепление тенге. Собственно, этот приток нефтяных денег - серьезный двигатель экономики: вопрос лишь в том, чтобы этот поток шел на казахстанские товары, на казахстанское производство, а не уходил на импорт. Но это уже другая тема. Видимо, исходя из этой логики Узакбай Карабалин, президент АО «НК «КазМунайГаз», как-то обмолвился в ходе неформальной встречи с журналистами:

- Я не понимаю, когда говорят - нефть не надо продавать сейчас, надо оставить на потом, когда она совсем подорожает… Когда это - потом? Насколько подорожает? Деньги на развитие нужны сейчас, значит, и работать нужно сейчас. Нужно просто умело пользоваться тем благоприятным моментом, который сложился сейчас для Казахстана.

* * *

Возвращаясь к теме ГСМ, остается только заключить - цены будут расти. Это неизбежно и при администрировании цен, и при их рыночном «самоопределении». Мелким АЗС действительно будет сложно выжить при свободных ценах, но это вовсе не означает, что они реально играли роль буфера для сдерживания цен или были полезны потребителю - это всего лишь посредники без своей производственной базы, живущие на возможности перепродажи. И вопрос регулирования цен на ГСМ эти частники не решают, сколь эмоционально они не критиковали производителей, своих крупных конкурентов и правительство. Да, Казахстану нужны механизмы, которые защитили бы внутренний рынок от скачков цен. Проблема действительно есть, и ее решение - вопрос не одной пресс-конференции с популистскими заявлениями.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии