Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Легализация имущества: за и против

Фото : 8 августа 2006, 15:37

5 июля президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон “Об амнистии в связи с легализацией имущества”.

Закон направлен на вовлечение в легальный экономический оборот имущества, полученного на скрытые доходы или оформленного ненадлежащим образом. Согласно документу, акция является разовой и предусматривает добровольную явку субъектов легализации. Акция начинается 3 июля и продлится до конца 2006 года. Субъекты, легализующие имущество, должны будут уплатить в бюджет сбор в размере 10% от стоимости имущества. При этом граждане, уплатившие налоги на жилище до 1 января 2006 года, освобождаются от такого сбора.

Как предполагают в Министерстве экономики и бюджетного планирования, в случае проведения акции по легализации имущества (при условии легализации 30% незарегистрированного имущества) сумма дополнительных поступлений в бюджет составит 3,7 млрд. тенге.  Также, согласно документу, правительство поддерживает предложение о легализации денег одновременно с легализацией имущества.

По мнению премьер-министра Даниала Ахметова, легализация будет способствовать эффективному развитию механизма стимулирования малого и среднего бизнеса.

Однако, как выяснилось после опроса «БП», данный Закон именно для представителей малого и среднего бизнеса сегодня не является актуальным.

Как неоднократно высказывался Президент Алматинской Ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев, в настоящее время для малого и среднего бизнеса вопрос легализации имущества не является актуальным, поскольку такового «у него просто нет». По его мнению, следует, прежде всего, обратить внимание на легализацию стоимости имущества, чтобы предпринимателю было выгодно им владеть.

«Существующий жесткий налоговый, административный пресс государства не дает возможности работать на легальном имуществе. Существующие ставки налога на имущество юридических лиц вынуждают предпринимателей скрывать полную стоимость своего имущества. Поэтому предлагаемая легализация выгодна сейчас богатым гражданам страны, которые не могут ввести объекты собственности по закону, а также бедным слоям населения, у которых нет денег на оформление документов» - сказал Ямбаев.

«Для добросовестного бизнеса, который мы представляем данный закон не интересен, поскольку у производителей нет и не может быть не легализованных активов. Добросовестный предприниматель заинтересован в привлечении инвестиций, его имущество используется для развития производства, привлечения кредитных ресурсов, то есть для извлечения дохода. Поэтому иметь не легализованное имущество для бизнесмена не целесообразно», - объяснила Исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара Палташева.

«В 2001 году граждан страны заверили, что акция по легализации капиталов разовая, повторной не будет. Считаю что все, кто хотел вернуть деньги из зарубежных банков или вытащить из личных сейфов, давно это сделал. Если акцию проводить второй раз власть потеряет доверие людей. Повторная акция не даст тех денег, что страна получила в 2001 году. Из чего следует, что в данном законе нет надобности», - заявила Палташева.

Вице-президент Независимой Ассоциации предпринимателей Тимур Назханов в целом положительно оценивает принятие данного Закона.

«Легализация имущества необходима для стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики. Это позволит резко увеличить существующую заниженную стоимость имущества, а значит, повысит собираемость налогов и поступления в бюджет» - говорит Назханов.

«Предприниматели будут заинтересованы получать кредиты под залог легальных основных средств и возвращать свои инвестиции путем включения амортизационных отчислений в соответствующие статьи расходов. Это усилит деловую активность предпринимателей и значительно увеличит объемы внутренних инвестиций. Как следствие, возрастет ликвидность предприятий. Но для решения этих вопросов потребуется не разовая акция, а длительный процесс легализации предпринимательской деятельности, рассчитанный, как минимум, на пять лет».

Генеральный директор ТОО «ДиССеР-эксперт», кандидат технических наук Тургумбаев Галимжан.

«Любое имущество физических и юридических лиц в приложении  к экономике являются активами.  Активы имеют интересное свойство: они живут в двух мирах -  материальном и правовом.

Легализуемое имущество в материальном мире уже существует. Необходимо дать ему полноценное существование в правовом поле.

Для чего это  нужно?

Достаточно простой пример. Владелец любого, пусть даже ветхого дома будет в состоянии выставить его в залог  за небольшой кредит. Эти деньги он пустит не в улучшение  дома (если он не сумасшедший), а в развитие какого-нибудь  пусть и минимального на первых порах собственного производства. Так  имущество становится финансовым инструментом. Все это впрямую касается вопроса недооценённости хозяйственных активов.

В Египте имущество бедных слоёв населения в 55 (пятьдесят пять !! ) раз превышает все иностранные инвестиции за все годы включая расходы на строительство Суэцкого канала  и

Асуанской плотины. В случае своевременного правового оформления активов  (которого до сих пор нет) и адекватной оценки - эти иностранные инвестиции возможно и не понадобились бы.

Западные страны легализовали все очень давно. Дали самостоятельную финансовую жизнь всем активам, и дали тем самым огромный толчок развитию финансового сектора. По выражению одного экономиста они стали богатеть, так и не поняв что, собственно, они для этого сделали.

Перед нами стоит задача - войти в 50 наиболее развитых стран мира. В данном случае речь может идти в первую очередь об малообеспеченных слоях населения - большинстве. Превращение их активов в финансовый инструмент - один из путей решения глобальной задачи в экономике» - сказал Г. Тургумбаев в интервью «Бизнес Путеводителю».

По мнению юриста Анатолия Лобкова, не все гладко и в самом тексте Закона.

Анатолий ЛОБКОВ, юрист-аудитор, независимый эксперт по бизнесу

Принятие данного Закона, безусловно, предоставляет реальный шанс многим физическим лицам - бизнесменам легализовать право собственности на свое имущество, приобретенное (построенное) на доходы, укрытые от налогообложения, потеряв на этом лишь десять процентов его стоимости.

Однако, если подойти к тексту закона формально, то есть беспристрастно и объективно, то необходимо отметить его недоработанность в самых принципиальных моментах процедуры легализации, которые наверняка вызовут много недоразумений с регистрирующими органами. Назову лишь некоторые из них.

1.Цитирую п.3 статьи 7 Закона: «Субъекты легализации самостоятельно определяют стоимость легализуемого имущества». Сразу возникает вопрос: что значит самостоятельно?

Всем финансистам известно, что стоимость может быть балансовой, оценочной (рыночной) или договорной. В случае легализации имущества его стоимость может быть или балансовой (если это имущество находится на балансе ненадлежащего лица) или оценочной (рыночной), определенной независимым специалистом - оценщиком, имеющим государственную лицензию. Бизнесмен, естественно, будет определять стоимость подлежащего легализации имущества не по рыночным ценам и она практически во всех случаях окажется заниженной, что автоматически  приведет к  занижению (неправильному исчислению) суммы сбора. А коль так, то у комиссии по проведению легализации имущества возникнет законное право (на основании п/п 3 п.5 статьи 7 Закона) возвратить представленные бизнесменом на легализацию имущества документы без рассмотрения.

Для избежания возникновения таких конфликтов в подзаконном акте необходимо все-таки уточнить, каким образом будет определяться не абстрактная, а  рыночная стоимость легализуемого имущества.

2. Согласно п/п 2 п.1 статьи 10 Закона субъект легализации, легализующий имущество, оформленное на ненадлежащее лицо, обязан в числе других документов представить в комиссию по легализации и нотариально удостоверенный договор о безвозмездной передаче ему этого имущества ненадлежащим лицом (по сути - договор дарения). А как быть в случаях, когда это лицо (если оно юридическое) по каким-либо причинам прекратило свое существование или (если оно физическое) реализовало имущество какому-либо третьему лицу или умерло? Закон на эти вопросы ответа не дает.

3. Ограничения на легализацию имущества, содержащиеся в статье 3 Закона, весьма обширны и неконкретны - в их перечень при желании практически можно включить все случаи приобретения имущества на доходы, укрытые от налогообложения. Следовало бы этот перечень сделать более узким и конкретным.

4. В п.2 статьи 7 Закона указано, что документы, оформленные на иностранном языке, должны быть представлены с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный или русский язык. Спрашивается: а на каком языке - государственном или русском, или на двух одновременно - должны подаваться другие документы? Логично было бы этот пробел устранить в подзаконном нормативном правовом акте по реализации этого Закона.

В настоящее время в целях реализации данного Закона уже действуют такие нормативные правовые акты, как приказ министра финансов РК от 11 июля 2006 г. № 253, которым утверждена Инструкция по проведению легализации имущества в налоговых органах, и постановление Правительства РК от 19 июля 2006г. № 689, которым утверждено Типовое положение о комиссии по проведению легализации недвижимого имущества, находящегося на территории РК, права на которое не оформлены в соответствии с законодательством РК.

Думается, что в ближайшее время будут приняты и другие нормативные правовые акты, в которых вышеперечисленные недоработки будут должным образом исправлены, и тогда Закон заработает более эффективно.

Эльдар Сайфутдинов


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии